Дело № 2-368/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2012 года г. Козьмодемьянск
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Малышева И.М., с участием прокурора Аппакова Е.С., при секретаре Зубковой Г.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению Горномарийского межрайонного прокурора,
в защиту неопределенного круга лиц, интересов инвалидов,
к государственному унитарному предприятию Республики Марий Эл «Аптека № 75» и индивидуальному предпринимателю Халитовой Ч.Ш.
о понуждении произвести действия, обеспечивающие беспрепятственный доступ инвалидов в здание аптечного пункта ГУП «Аптека № 75»,
у с т а н о в и л :
Горномарийский межрайонный прокурор обратился в суд с названным заявлением, указав следующее.
6 марта 2012 года при проверке соблюдения требований Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г № 181-ФЗ установлено, что вышеуказанные требования закона в государственном унитарном предприятии Республики Марий Эл «Аптека № 75» (далее - ГУП «Аптека № 75», Предприятие) должным образом не выполнены: вход в здание аптечного пункта ГУП «Аптека № 75» по адресу: <адрес> не оборудован пандусом и поручнями для беспрепятственного доступа инвалидов на инвалидных колясках.
Здание, занимаемое аптечным пунктом ГУП «Аптека № 75», расположенное по вышеуказанному адресу, принадлежит предприятию на праве аренды (договор от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между ГУП «Аптека № 75» и индивидуальным предпринимателем Халитовой Ч.Ш.).
Целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статья 15 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относится и здание, занимаемое аптечным пунктом ГУП «Аптека № 75».
Санитарные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
Несоблюдение данных требований закона является нарушением конституционных прав и свобод граждан, закрепленных ст.ст. 18, 19, 27, 41, 45 Конституции РФ. Вышеуказанное нарушение требований закона существенно ущемляет права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры.
Данные обстоятельства подтверждаются: копией договора аренды от 30.12.2011г. №; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 6.03.2012г.; объяснением заместителя директора ГУП РМЭ "Аптека 75" ФИО4; копией свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 1.11.2002 г., копией должностной инструкции от 18.02.2009 г., копией приказа от 20.06.2011 г. № лс, копией должностной инструкции заместителя директора ГУП «Атпека № 75», копией приказа от 18.02.2009 г. №, справкой о проверки от 11.03.2012 г..
Статья 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Учитывая, что нарушаются права и законные интересы неопределенного круга инвалидов, Горномарийский межрайонный прокурор в интересах инвалидов предъявляет в суд данное исковое заявление.
Просит обязать Государственное унитарное предприятие Республики Марий Эл "Аптека № 75" и индивидуального предпринимателя Халитову Ч.Ш. предпринять необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание по адресу: <адрес> оборудовав вход в здание пандусом и поручнями для беспрепятственного доступа инвалидов на инвалидных колясках.
В судебном заседании прокурор подтвердил доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУП «Аптека №75» - Саликова Э.В., индивидуальный предприниматель Халитова Ч.Ш. в судебном заседании иск признали, о чем представили письменные заявления, которые приобщены к материалам дела.
Ответчикам разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ст. ст. 173 ч. 3, 198 ч. 4 ГПК РФ.
Согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Выслушав прокурора и представителей ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
По делу установлено, что вход в здание ГУП «Аптека № 75» - ответчиком не оборудован специальными приспособлениями (перилами, настилами, рельсами, пандусами), что препятствует свободному доступу инвалидов в здание указанного предприятия.
Согласно ст. 7Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относится и здание аптечного пункта ГУП «Аптека № 75».
Строительные нормы и правила35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утверждённые постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
Целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Суд приходит к выводу, что прокурор обоснованно обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц, относящихся к категории инвалидов.Учреждение относится к социальному объекту. Потребителями являются граждане, в том числе инвалиды. Кроме того, иск предъявлен в защиту законных интересов инвалидов - лиц, которые имеют нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск прокурора удовлетворить.
Обязать Государственное унитарное предприятие Республики Марий Эл "Аптека № 75", индивидуального предпринимателя Халитову Ч.Ш. произвести действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание аптечного пункта по адресу: <адрес>, оборудовав вход в здание пандусом и поручнями для беспрепятственного доступа инвалидов на инвалидных колясках.
Взыскать солидарно с государственного унитарного предприятия Республики Марий Эл «Аптека № 75», индивидуального предпринимателя Халитовой Ч.Ш. государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Республики Марий Эл в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий И.М.Малышев