Дело № 2 – 131/2013 Копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 февраля 2013 года город Северодвинск
Северодвинский гарнизонный военный суд в лице председательствующего судьи Феоктистова М.В., при секретаре Мамоновой Е.В., без участия сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части № старшего матроса Петржиковской А.А. об оспаривании решений начальника территориального отделения в Архангельской области – город Архангельск ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 18 января 2013 года № 29–22/4 и № 29–33/5 о снятии её с учета нуждающихся в жилом помещении и об отказе в предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Петржиковская в заявлении просила суд признать незаконными и отменить решения начальника территориального отделения в Архангельской области – город Архангельск ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 18 января 2013 года № 29–22/4 и № 29–33/5 о снятии её с учета нуждающихся в жилом помещении и об отказе в предоставлении жилого помещения по адресу: <адрес>, в связи с регистрацией Петржиковской права собственности на ? доли жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 99,8 м2. Заявитель просил суд возложить на ответчика обязанность принять решение о предоставлении указанного распределенного жилого помещения, а также взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» 200 рублей в счет возмещения расходов, связанных с оплатой государственной пошлины.
При этом заявитель пояснила, что объектом права зарегистрированного за нею недвижимого имущества является приобретённый за свой счёт участок земли, предназначенной для индивидуального жилищного строительства, а также расположенный на нём объект незавершенного строительства со степенью готовности 18%. Названное имущество не относится к какому-либо виду жилого помещения, для проживания не пригодно и не может свидетельствовать о выполнении государственной гарантии по надлежащему обеспечению увольняемого военнослужащего жильём. В связи с этим она вправе состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях и получить распределённое жилое помещение. Кроме того, ответчик не мог снять её с учёта нуждающихся в жилых помещениях, так как на это имеют право только органы, которые ставили Петржиковскую на указанный учёт.
Определением Северодвинского гарнизонного военного суда от 11 февраля 2013 года к участию в деле был привлечен начальник ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия».
Начальник территориального отделения в Архангельской области – город Архангельск ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в него не прибыл, просил суд рассмотреть дело без его участия. При этом в своих письменных возражениях требования Петржиковской не признал и указал, что оспариваемые решения были вынесены на основании представленных заявителем документов.
Начальник ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в него не прибыл, своих представителей не направил, вопреки требованиям ч. 1 ст. 167 ГПК РФ об уважительности причин своей неявки суд не известил, отношения к предъявленным требованиям не выразил. В связи с этим, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия указанного должностного лица.
Исследовав материалы, имеющиеся в деле, военный суд приходит к выводу о том, что требования Петржиковской обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу статьи 59 и пункта «т» статьи 71 Конституции Российской Федерации, военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что определяет правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе как общего, так и специального законодательства.
Осуществляя свои полномочия в этой области правового регулирования, законодатель в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» установил специальный механизм реализации военнослужащими права на жилище, что согласуется с положениями статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приведённые нормативные правовые акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (на дополнительную площадь и т.д.), так и дополнительные обязанности по сдаче ранее полученного жилья.
Пунктом 14 статьи 15 указанного Федерального закона установлено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть предоставлены документы, подтверждающие право состоять на учете.
Таким образом, вышеприведенным законодательством установлено, что обеспечение жилыми помещениями военнослужащих для постоянного проживания осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, при этом жилые помещения за счет средств федерального бюджета предоставляются военнослужащим только один раз за все время прохождения военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему жилье по месту прохождения военной службы для предоставления жилья по новому месту военной службы.
Следовательно, если индивидуальное жилищное строительство, осуществляемое военнослужащим за свой счёт, на момент увольнения с военной службы не завершено, то такой военнослужащий, согласно ст.ст. 15 и 17 ЖК РФ, а также п.п. 43 и 44 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года №47, не может считаться обеспеченным жилым помещением, а потому он, в силу своего статуса, имеет право требовать предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, установленном статьёй 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Из материалов дела следует, что Петржиковская, проходящая военную службу в войсковой части № с 08 июня 1995 года, 30 ноября 2006 года включена в список военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Безвозмездная финансовая помощь по оплате кооперативного жилья и погашению кредита в банке, выданного на строительство индивидуального жилого дома, ей не оказывалась.
07 февраля 2012 года Петржиковская, согласно договору купли – продажи, приобрела в общедолевую (? доли в праве) собственность объект незавершённого строительства с земельным участком, находящиеся по адресу: <адрес>.
Свидетельством о государственной регистрации права от 27 февраля 2012 года №31-АВ 328173 подтверждается, что степень готовности объекта незавершённого строительства по указанному выше адресу составляет 18%. Субъектом права является Петржиковская, вид права – общая долевая собственность ?.
05 июля 2012 года Департаментом жилищного обеспечения Минобороны РФ Петржиковской распределено жилое помещение в виде отдельной однокомнатной квартиры по адресу: <адрес>.
Решением ФГУ «ЗРУЖО МО РФ» от 14 сентября 2012 года указанное жилое помещение предоставлено заявителю.
Вместе с тем, решениями начальника территориального отделения в Архангельской области - г. Архангельск ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 18 января 2013 года № 29–22/4 и № 29–33/5 заявитель снята с учета нуждающихся в жилом помещении и ей отказано в предоставлении жилого помещения по адресу: <адрес>, в связи с регистрацией права собственности на ? доли жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 99,8 м2.
Таким образом, обстоятельства дела свидетельствуют о том, что Петржиковская, имеющая право быть обеспеченной жилым помещением по договору социального найма в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», жилым помещением от Министерства обороны РФ не обеспечена, в связи с чем доводы начальника территориального отделения в Архангельской области – город Архангельск ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в обратном суд считает необоснованными, поэтому снятие Петржиковской с учёта нуждающихся в жилом помещении, по рассмотренному основанию, является незаконным и подлежит отмене.
Что же касается решения начальника территориального отделения в Архангельской области – город Архангельск ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 18 января 2013 года № 29 – 33/5 об отказе в предоставлении заявителю жилого помещения в виде отдельной однокомнатной квартиры по адресу: <адрес> общей площадью 38,5 м2, то оно также подлежит отмене, так как принято на основании вышеуказанного решения.
Помимо указанного, в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Из этого следует, что Министерство обороны Российской Федерации вправе издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в том числе порядок предоставления жилья, относящегося к жилищному фонду Российской Федерации, закрепленному за этим федеральным органом исполнительной власти.
Реализуя предоставленные Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 г. N 1357 (в настоящее время - Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации") полномочия, Министр обороны в целях реализации установленных законодательством социальных прав и гарантий военнослужащих Приказом от 30 сентября 2010 г. N 1280 утвердил Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция).
Согласно п. 16 указанной Инструкции при отсутствии оснований для снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях, не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации, уполномоченным органом или структурным подразделением принимаются решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма, которые подлежат реализации в срок не более чем два месяца со дня его принятия.
В случае получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из которых следует, что военнослужащему или членам его семьи принадлежат на праве собственности жилые помещения, распределенное ему жилое помещение не может быть предоставлено и распределяется другому военнослужащему, принятому на учет нуждающихся в жилых помещениях, не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения таких сведений.
При вынесении решения об отказе в предоставлении распределенных жилых помещений уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения военнослужащим, мотивированный отказ в предоставлении распределенных жилых помещений.
Анализ изложенных норм приводит к выводу о том, что решение об отказе в предоставлении распределенных жилых помещений уполномоченный орган принимает лишь в случае получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из которых следует, что военнослужащему или членам его семьи принадлежат на праве собственности жилые помещения. При наличии же оснований для снятия военнослужащего с жилищного учета, он подлежит снятию с такового в соответствии с п. 10 Инструкции.
Поскольку уполномоченным жилищным органом в лице специализированной организации - территориального отделения в Архангельской области - г. Архангельск ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ вопрос обеспеченности Петржиковской жилыми помещениями на территории Российской Федерации исследовался и ему дана оценка, то есть поставленный заявителем вопрос по существу разрешён, военный суд приходит к выводу об удовлетворении требования заявителя о возложении на начальника территориального отделения в Архангельской области – город Архангельск ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ обязанности принять решение о предоставлении распределенного жилого помещения в виде отдельной однокомнатной квартиры по адресу: <адрес> общей площадью 38,5 м2.
Поскольку при обращении в суд заявителем была уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей, суд, на основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, считает необходимым взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и <адрес>» в пользу заявителя названные расходы в полном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193 - 198 и 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Заявление Петржиковской А.А. – удовлетворить.
Признать решения начальника территориального отделения в Архангельской области – город Архангельск Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 18 января 2013 года № 29–22/4 и № 29–33/5 о снятии Петржиковской А.А. с учета нуждающихся в жилом помещении и об отказе в предоставлении жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 38,5 м2, по указанным в них основаниям незаконными и возложить на указанное должностное лицо обязанность их отменить.
Возложить на начальника территориального отделения в Архангельской области – город Архангельск Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанность восстановить Петржиковскую А.А. на учете нуждающихся в жилых помещениях и принять решение о предоставлении заявителю распределенного жилого помещения в виде однокомнатной квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 38,5 м2.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и <адрес>» в пользу Петржиковской А.А. 200 (двести) рублей в счет возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины за подачу заявления в суд.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Северодвинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Подлинное за надлежащими подписями.
Верно: Председательствующий по делу М.В. Феоктистов
Секретарь судебного заседания Е.В. Мамонова