Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-8/2013 (2-745/2012;) ~ М-906/2012 от 30.11.2012

Дело № 2 – 8/13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ульяновская область, р.п.Чердаклы 24 января 2013 года

Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе

председательствующего судьи Кузьмина С.М.,

при секретаре Айнетдиновой Т.И.,

с участием помощника прокурора Чердаклинского района

Ульяновской области Дерябина П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чердаклинского района Ульяновской области, в защиту прав неопределенного круга лиц, к Муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Мирновское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области о признании незаконным отказа в удовлетворении протеста прокурора об отмене постановления главы администрации муниципального образования об изменении разрешенного использования земельного участка, обязании удовлетворить протест прокурора, отменить постановление главы администрации муниципального образования об изменении разрешенного использования земельного участка

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд с иском, в защиту прав неопределенного круга лиц, к Муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Мирновское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области о признании незаконным отказа в удовлетворении протеста прокурора об отмене постановления главы администрации муниципального образования об изменении разрешенного использования земельного участка, обязании удовлетворить протест прокурора, отменить постановление главы администрации муниципального образования об изменении разрешенного использования земельного участка.

Исковые требования мотивировал тем, что прокуратурой района было изучено постановление главы администрации МО «Мирновское сельское поселение» № 127 от 19.09.2011 «Об изменении разрешенного использования земельного участка расположенного в северо - ­западной части с. Архангельское» (далее - Постановление).

Указанным Постановлением изменено разрешенное использование земельного участка, расположенного по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, северо-западная часть села Архангельское, с кадастровым номером 73:21:030601:77, площадью 29142 кв.м., категория -земли населенных пунктов, из разрешенного использования «для размещения зоны отдыха», в разрешенное использование (назначение) «для ведения дачного хозяйства».

Данное Постановление вынесено незаконно и подлежит отмене по следующим основаниям.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, кроме прочего к рекреационным территориальным зонам.

В соответствии с ч.ч.1, 5 ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Согласно генеральному плану МО «Мирновское сельское поселение» вышеуказанный земельный участок относится к рекреационной территориальной зоне.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

В соответствии с ч. 1 ст. 80 ЗК РФ в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.

Таким образом, согласно вышеуказанного законодательства, размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений возможно строго на землях сельскохозяйственного назначения, в свою очередь порядок перевода земель из категории земель населенных пунктов в категорию земель сельскохозяйственного назначения законодательством не определен, в связи с чем решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка было принято в отсутствие соответствующих полномочий.

Кроме того, процедура смены вида разрешенного использования земельного участка была проведена с нарушениями закона.

Так, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, с учетом результатов публичных слушаний, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части, согласно которой разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.

Пункт 3 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что на публичные слушания должны выноситься вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

Таким образом, учитывая, что правила землепользования и застройки до настоящего времени не утверждены, проведение публичных слушаний в данном случае является необходимой процедурой.

В связи с изложенным разрешенное использование земельного участка было изменено незаконно.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в ходе проведения антикоррупционной экспертизы данного Регламента, было установлено, что отдельные его положения содержат коррупционные факторы.

Так, Постановление принято за пределами компетенции, что является коррупционным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, и свидетельствует о неполноте административных процедур, а именно об отсутствии порядка совершения должностными лицами органов местного самоуправления определенных действий, что повлекло за собой нарушение прав граждан, так как публичные слушания проведены не были.

На вышеуказанное постановление прокуратурой района 03.10.2012 был принесен протест, однако администрацией поселения 18.10.2012, без каких-либо причин было отказано в удовлетворении протеста.

Просит признать незаконным отказ администрации муниципального образования «Мирновское сельское поселение» от 18.10.2012 в удовлетворении протеста прокурора Чердаклинского района от 03.10.2012 об отмене постановления главы администрации муниципального образования «Мирновское сельское поселение» № 127 от 19.09.2012 «Об изменении разрешенного использования земельного участка расположенного в северо - ­западной части с.Архангельское».

Обязать администрацию муниципального образования «Мирновское сельское поселение» удовлетворить протест прокурора Чердаклинского района от 03.10.2012 и отменить постановление главы администрации муниципального образования «Мирновское сельское поселение» № 127 от 19.09.2012 «Об изменении разрешенного использования земельного участка расположенного северо-западной части с. Архангельское».

В судебном заседании помощник прокурора Чердаклинского района Дерябин П.В. исковые требования поддержал в полном объеме и обосновал их доводами, которые аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении. Кроме того, пояснил, что основанием для обращения в суд послужили жалобы граждан о незаконных действиях органа местного самоуправления с земельными участками на территории муниципального образования «Мирновское сельское поселение»

Представитель ответчика администрации МО «Мирновское сельское поселение» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

В предыдущем судебном заседании представитель ответчика Апанасова О.А. исковые требования прокурора не признала, сославшись на то, что оспариваемое постановление ранее предоставлялось на проверку в прокуратуру Чердаклинского района. Однако каких – либо замечаний по поводу его законности со стороны прокуратуры не поступило. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица ДНТ «Берег» Фирстаев В.С. в судебном заседании исковые требования прокурора посчитал необоснованными. Суду пояснил, что ДНТ «Берег» изначально принадлежал земельный участок категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения дачного хозяйства, расположенный по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, северо-западная часть с. Архангельское. Разрешенный вид использования земельного участка изменялся при предыдущем собственнике участка.

В последующем, в отношении указанного земельного участка право собственности было прекращено. Земельный участок был снят с кадастрового учета и разделен на 23 земельных участка.

На момент принятия оспариваемого правового акта генеральный план муниципального образования, правила землепользования и застройки отсутствовали.

Публичные слушания для изменения разрешенного использования земельного участка носят рекомендательный характер и глава администрации поселения с ними не связан.

Поскольку оспариваемое Постановление не нарушает прав неограниченного круга лиц, правом на подачу искового заявления обладают граждане, имеющие земельные участки, а также иные объекты недвижимого имущества, располагающиеся в непосредственной близости от земельного участка, принадлежащего ДНТ «Берег».

Полагает, что истцом не доказан факт нарушения прав и законных интересов граждан.

Ссылается на пропуск прокурором трехмесячного срока, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ для обращения в суд. Просит в иске отказать.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав прокурора, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что главой администрации МО «Мирновское сельское поселение» было принято постановление № 127 от 19.09.2011 «Об изменении разрешенного использования земельного участка расположенного в северо - ­западной части с. Архангельское» (далее по тексту - Постановление), которым изменено разрешенное использование земельного участка, расположенного по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, северо-западная часть села Архангельское, с кадастровым номером 73:21:030601:77, площадью 29142 кв.м., категория - земли населенных пунктов, из разрешенного использования «для размещения зоны отдыха», в разрешенное использование (назначение) «для ведения дачного хозяйства».

Прокурором Чердаклинского района Ульяновской области главе администрации МО был принесен протест от 03.10.2012 № 07.01.2012 на Постановление, в котором изложены нарушения действующего законодательства при его принятии и требование об отмене Постановления.

Суд считает, что требования прокурора, изложенные в протесте, являются обоснованными, исходя из следующего.

Согласно генеральному плану МО «Мирновское сельское поселение» вышеуказанный земельный участок относится к рекреационной территориальной зоне и находится на землях населенного пункта - с. Архангельское Чердаклинского района.

В соответствии с ч. 1 ст. 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к рекреационным территориальным зонам.

В соответствии с ч.ч. 1, 5 ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно – оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Частью 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ определено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Таким образом, размещение дачных некоммерческих объединений возможно только на землях сельскохозяйственного назначения.

Поскольку земельный участок, расположенный по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, северо-западная часть села Архангельское, на момент принятия оспариваемого Постановления не относился к землям сельскохозяйственного назначения, то разрешение использовать его для ведения дачного хозяйства незаконно.

Процедура смены вида разрешенного использования земельного участка была проведена также с нарушениями действующего законодательства.

Так, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, с учетом результатов публичных слушаний, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части, согласно которой разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.

Пункт 3 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что на публичные слушания должны выноситься вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

Поскольку правила землепользования и застройки на территории МО «Мирновское сельское поселение» до настоящего времени не утверждены, проведение публичных слушаний при принятии главой администрации поселения решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка было обязательным.

В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Принятие Постановления главой администрации МО «Мирновское сельское поселение» за пределами компетенции является коррупциогенным фактором, поскольку повлекло применение исключений из общих правил, в частности к принятию решения без выяснения мнения населения по нему посредством проведения публичных слушаний.

В силу п. 1, п. 2 ст. 23 Федерального закона № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента поступления.

При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя третьего лица о том, что на момент принятия спорного Постановления генеральный план Мирновского сельского поселения не был утвержден и зонирование территории поселения не осуществлялось, судом во внимание не принимаются, поскольку категория земельного участка на тот момент была определена – земли населенных пунктов, целевое использование – для размещения зоны отдыха, что подтверждается Постановлением главы администрации МО «Чердаклинский район» от 21 мая 2010 года № 552 «О предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «Интерстрой» земельного участка, расположенного по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, северо – западная часть с. Архангельское, в аренду, для размещения зоны отдыха», актом выбора земельного участка для зоны отдыха и Постановлением главы администрации МО «Чердаклинский район» от 17 апреля 2009 года № 408 «Об утверждении акта выбора и проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, северо – западная часть с. Архангельское, для размещения зоны отдыха». В связи с чем, разрешать использование земельного участка населенного пункта, предназначенного для размещения зоны отдыха под дачное хозяйство глава администрации МО «Мирновское сельское поселение» полномочий не имел.

Доводы о том, что проведение публичных слушаний при изменении разрешенного использования земельного участка носит рекомендательный, а не обязательный характер также являются несостоятельными, поскольку перечисленные выше нормы не предоставляют должностным лицам органов местного самоуправления право изменять в аналогичной ситуации вид разрешенного использования земельного участка без проведения публичных слушаний.

Более того, в статье 16 Устава МО «Мирновское сельское поселение» изложено, что вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участком на публичные слушания выносятся в обязательном порядке.

Также являются несостоятельными и доводы представителя третьего лица об отсутствии, в связи принятием оспариваемого Постановления, нарушений прав неопределенного круга лиц.

Как следует из ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Таким образом, решение вопроса местного значения об изменении вида разрешенного использования земельного участка без проведения публичных слушаний нарушило права неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Мирновское сельское поселение», поскольку граждане, проживающие на территории поселения, были лишены возможности принимать участие в осуществлении местного самоуправления. При этом изменение вида разрешенного использования земельного участка повлияет в дальнейшем на облик поселения, его транспортно - инженерную инфраструктуру, может повлечь увеличение нагрузки на действующие инженерные коммуникации и т.д., что затрагивает права не только смежных землепользователей, но и всех жителей поселения.

Суд находит несостоятельными доводы представителя третьего лица о пропуске прокурором Чердаклинского района Ульяновской области, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ срока на обращение в суд с заявленным иском, поскольку дело по заявленным прокурором Чердаклинского района Ульяновской области требованиям, принято к производству суда и рассмотрено по правилам искового производства, в связи с наличием требований искового характера.

Срок исковой давности по рассматриваемым требованиям при подаче рассматриваемого иска в силу ст. 196 ГК РФ составляет три года и он, соответственно, не пропущен.    

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 - 198 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации муниципального образования «Мирновское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области от 18.10.2012 в удовлетворении протеста прокурора Чердаклинского района Ульяновской области от 03.10.2012 об отмене постановления главы администрации муниципального образования «Мирновское сельское поселение» № 127 от 19.09.2012 «Об изменении разрешенного использования земельного участка расположенного в северо - ­западной части с. Архангельское».

Обязать администрацию муниципального образования «Мирновское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области удовлетворить протест прокурора Чердаклинского района Ульяновской области от 03.10.2012 и отменить постановление главы администрации муниципального образования «Мирновское сельское поселение» № 127 от 19.09.2012 «Об изменении разрешенного использования земельного участка расположенного в северо-западной части с. Архангельское».

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд Ульяновской области в апелляционном порядке, в течение месяца, со дня принятия в окончательной форме.

Судья С.М. Кузьмин

2-8/2013 (2-745/2012;) ~ М-906/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области в защиту прав неопределенного круга лиц
Управление Росреестра по Ульяновской области
Дачное некоммерческое товарищество "Берег"
Другие
Муниципальное учреждение администрация муниципального образования " Мирновское сельское поселение" Чердаклинского района Ульяновской области
Суд
Чердаклинский районный суд Ульяновской области
Судья
Кузьмин С. М.
Дело на сайте суда
cherdaklinskiy--uln.sudrf.ru
30.11.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.12.2012Передача материалов судье
04.12.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.12.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2012Подготовка дела (собеседование)
21.12.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2013Судебное заседание
23.01.2013Судебное заседание
01.02.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2013Дело оформлено
02.03.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее