№ 2-2880/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Краснодар 09 декабря 2020 г.
Судья Октябрьского районного суда города Краснодара Верхогляд А.С.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, Краснодарской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Защита потребителя» к АО «НЭСК», ПАО «Россети Кубань», администрации муниципального образования город Краснодар и Северо-Кавказскому Управлению федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным уклонения от исполнения обязанностей,
установил:
ФИО1, Краснодарская региональная общественная организация по защите прав потребителей «Защита потребителя» обратилась в суд с исковым заявлением к АО «НЭСК», ПАО «Россети Кубань», администрации муниципального образования город Краснодар и Северо-Кавказскому Управлению федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным уклонения от исполнения обязанностей.
В обосновании указано, что жильцы бывшего СНТ «Солнышко» обеспокоены тем, что поставка электроэнергии в дома жителей оказалась бесконтрольной в части технического обслуживания, безопасной эксплуатации электрооборудования, в том числе трансформатора и опоры, мощностью 10 кВт. СНТ «Солнышко» ликвидировано 26.12.2016. Территории СНТ «Солнышко» как таковой не существует. Договор энергоснабжения по лицевому счету № 104883007 исполняется по неизвестному адресу. Несмотря на это гарантирующим поставщиком оплата выставляется регулярно, при этом не обеспечивается безопасность этого товара, трансформатор не обслуживается. При безответственном отношении гарантирующего поставщика к исполнению обязанности по безопасной поставке в дома потребителей электроэнергии через трансформаторные подстанции ТП – 1478п, потребители электроэнергии рискуют оказаться жертвами непредвиденных катастроф. На протяжении четырех лет подстанции не обслуживаются. На основании изложенного просит суд признать незаконным устранение гарантирующего поставщика АО «НЭСК» и ПАО «Россети Кубань» от исполнения обязанностей по обеспечению надежности обеспечения электроэнергией и ее качества перед потребителями, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, не имеющего собственника. Обязать ПАО «Россети Кубань» обеспечить безопасную эксплуатацию ТП-1478п в соответствии с действующим законодательством.
Стороны в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
От представителя истца ФИО4 поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие и отсутствии истца ФИО1 в связи с тем, что аналогичное дело рассмотрено судом.
От представителя ответчика АО «НЭСК» ФИО5 поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Представители административных ответчиков администрации МО город Краснодар, ПАО «Россети Кубань» и «Северо-Кавказского Управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены, о причинах неявки суду не сообщили.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно исковым требованиям действия администрации МО город Краснодар не обжалуются. Спорная трансформаторная подстанция не внесена в реестр. Заявление о признании вещи бесхозяйной должно подаваться собственником или товариществом. В настоящее время вещь бесхозяйной не признана, в связи с чем администрация МО город Краснодар не является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Судом установлено, что жильцы бывшего СНТ «Солнышко» обеспокоены тем, что поставка электроэнергии в дома жителей оказалась бесконтрольной в части технического обслуживания, безопасной эксплуатации электрооборудования, в том числе трансформатора и опоры, мощностью 10 кВт. СНТ «Солнышко» ликвидировано 26.12.2016. Территории СНТ «Солнышко» как таковой не существует. Договор энергоснабжения по лицевому счету № 104883007 исполняется по неизвестному адресу. Несмотря на это гарантирующим поставщиком оплата выставляется регулярно, при этом не обеспечивается безопасность этого товара, трансформатор не обслуживается. При безответственном отношении гарантирующего поставщика к исполнению обязанности по безопасной поставке в дома потребителей электроэнергии через трансформаторные подстанции ТП – 1478п, потребители электроэнергии рискуют оказаться жертвами непредвиденных катастроф. На протяжении четырех лет подстанции не обслуживаются.
В соответствии со ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения считается публичным договором.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» Гарантирующий поставщик обязан:
а) заключать договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика;
б) определять по итогам каждого расчетного периода объемы продажи электрической энергии (мощности) по договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках с потребителями, энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями и (или) гарантирующим поставщиком, в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, в которых также расположены точки поставки производителей электрической энергии (мощности), в которых в соответствии с указанными договорами исполняются обязательства по поставке электрической энергии (мощности) такими производителями, и по договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии, заключенным производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках с сетевыми организациями в отношении объектов электросетевого хозяйства, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, в которых также расположены точки поставки производителей электрической энергии (мощности), в которых в соответствии с указанными договорами исполняются обязательства по поставке электрической энергии (мощности) такими производителями, а также осуществлять в отношении таких энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства продажу электрической энергии (мощности) в объеме, не обеспеченном продажей по указанным договорам;
в) соблюдать требования, установленные п. 11 Постановления Правительства РФ № 442;
г) поддерживать показатели финансового состояния согласно приложению № 1 к Постановлению;
д) надлежащим образом исполнять обязательства перед потребителями (покупателями), поставщиками электрической энергии (мощности) на оптовом рынке и на розничных рынках, сетевыми организациями, системным оператором и субъектами оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, организациями коммерческой инфраструктуры оптового рынка;
е) предоставлять 1 раз в календарный год в письменном и электронном виде в орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена зона деятельности гарантирующего поставщика, или в иной орган исполнительной власти такого субъекта Российской Федерации, уполномоченный на участие в замене гарантирующих поставщиков (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса (далее - уполномоченный федеральный орган), информацию о потребителях по формам согласно приложению № 2;
ж) представлять в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации не позднее 40 дней после окончания отчетного периода бухгалтерскую (финансовую) отчетность за I квартал, за первое полугодие и за 9 месяцев, не позднее 100 дней после окончания отчетного года - годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (с отметкой налогового органа) и расчет показателей финансового состояния в соответствии с приложением № 1.
Таким образом, в компетенцию АО «НЭСК» как Гарантирующего поставщика не входит обязанность по надзору и контролем за состоянием электрохозяйства, используемого для поставки электроэнергии потребителям.
Согласно карточке абонента у ФИО1 по состоянию на 10.09.2020 задолженность по лицевому счету № 104883007 отсутствует.
Кроме того, установлено, что в период с 01.01.2018 по 01.09.2020 обращения граждан на качество поставляемой электроэнергии потребителям бывшего СНТ «Солнышко» в адрес АО «НЭСК» не поступали.
В связи с вышеизложенным, суд считает АО «НЭСК» ненадлежащим ответчиком по делу.
В силу ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Основания приобретения права собственности предусмотрены ст. 218 ГК РФ.
Предмет исковых требований должен содержать конкретное материальное требование имущественного либо неимущественного характера к каждому из соответчиков.
Исходя из содержания искового заявления истцами требования не определены к каждому из ответчиков.
Истцы основывают свои требования на статьях 28 и 38 ФЗ от 26.03.2003 № 35 ФЗ «Об электроэнергетике», согласно которым организации, осуществляющие эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства и (или) иных объектов электроэнергетики, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался и в тариф которых включены расходы, связанные с эксплуатацией таких объектов, несут бремя их содержания (этих объектов), ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями.
Указанной нормой права на сетевую организацию, к чьим сетям присоединены объекты электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен, или от права собственности на которые собственник отказался, может быть возложена ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии.
Вместе с тем, данной нормой права не предусмотрена возможность наложения на такую сетевую организацию обязанностей по содержанию и обслуживанию бесхозяйных электрических сетей. Указанные обязательства не являются тождественными.
Следует также отметить, что ст. 12 ГК РФ не предусмотрен выбранный истцом способ защиты нарушенного права, то есть является ненадлежащим.
Аналогичный вывод изложен в решении ВАС РФ от 28.10.2013 по делу № ВАС-10864/13, определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2017 № 301-ЭС17-1491 по делу, в котором указано на отсутствие законных оснований для понуждения сетевых организаций принимать бесхозяйные сети в эксплуатацию.
Истцами также не представлено надлежащих доказательств того, что спорные объекты электросетевого хозяйства являются бесхозяйными вещами, судьба которых определена в порядке ст. 225 ГК РФ.
Довод истцов о том, что гарантирующий поставщик и сетевая организация должна отвечать за эксплуатацию сетей и качество электрической энергии не соответствует норме п. 13 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа).
Согласно п. 13 указанных правил ответственность потребителя услуг и сетевой организации за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства определяется балансовой принадлежностью сетевой организации и потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) и фиксируется в документах о технологическом присоединении, являющихся приложениями к договору (в случае заключения договора в интересах граждан, осуществляющих ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территория садоводства или огородничества), - в соответствии с документами о технологическом присоединении энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования такого садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.
Учитывая положения данной нормы, а также наличие акта разграничения балансовой принадлежности на ПАО «Россети Кубань» не может быть возложена ответственность за состояние сетей в границах земельного массива бывшего СНТ «Солнышко».
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца о признании незаконным устранения гарантирующего поставщика АО «НЭСК» и ПАО «Россети Кубань» от исполнения обязанностей по обеспечению надежности обеспечения электроэнергией и ее качества перед потребителями и обязании ПАО «Россети Кубань» обеспечить безопасную эксплуатацию ТП-1478п в соответствии с действующим законодательством не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления ФИО1, Краснодарской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Защита потребителя» к АО «НЭСК», ПАО «Россети Кубань», администрации муниципального образования город Краснодар и Северо-Кавказскому Управлению федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным уклонения от исполнения обязанностей отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий А.С. Верхогляд
Мотивированное решение изготовлено 14.12.2020.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>