Председательствующий: Беспятова Н.Н. Дело № 33а-1561/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Усовой Е.И., Шукеновой М.А.
при секретаре Скляровой А.А.
рассмотрела в судебном заседании 6 марта 2019 года дело по апелляционной жалобе Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Омского районного суда Омской области от 10 декабря 2018 года, которым признано незаконным изложенное в письме № <...> от 11 сентября 2018 года решение Администрации Омского муниципального района Омской области об отказе Самодурову М. Н. в заключении соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером <...>, на Администрацию Омского муниципального района Омской области возложена обязанность рассмотреть заявление Самодурова М. Н. от <...> о заключении соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности по существу, и принять по нему решение в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, в удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия
установила:
Самодуров М.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Администрации Омского муниципального района Омской области.
В обоснование указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>. Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 19.12.2016 № <...> утверждена схема расположения на кадастровом плане территории земельного участка, образованного в результате перераспределения принадлежащего административному истцу земельного участка и земель кадастрового квартала <...>, государственная собственность на которые не разграничена. Новый земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет под кадастровым номером <...>.
17.08.2018 Самодуровым М.Н. подано заявление о заключении соглашения о перераспределении земель, по результатам которого 11.09.2018 Администрацией Омского муниципального района Омской области принято решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель на основании подпункта 1 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что в результате перераспределения земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером <...> образован земельный участок, площадные характеристики которого идентичны площадным характеристикам земельного участка с кадастровым номером <...> и составляют <...> кв.м.
Ссылаясь на незаконность указанного решения, административный истец отмечает, что в соответствии с выкопировкой из Генерального плана Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области земельный участок с кадастровым номером <...>, образованный в результате перераспределения земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером <...>, располагается в границах территориальной зоны Ж1. В соответствии с Таблицей 40.2.1 «Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с видами разрешенного использования определенными классификатором видов разрешенного использования», Правил землепользования и застройки Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, утвержденных решением Совета Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 23.11.2012 №53, в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» максимальный размер составляет 0,15 га (или 1 500 кв.м.). Таким образом, площадь земельного участка с кадастровым номером <...> (<...> кв.м.), образованного в результате перераспределения земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером <...>, не превысила предельного максимального размера.
Просил признать незаконным полностью решение Администрации Омского муниципального района Омской области об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером <...>, изложенное в письме Администрации Омского муниципального района Омской области от 11.09.2018 №<...>, как несоответствующее нормам Земельного кодекса Российской Федерации; обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области в срок не более чем через тридцать дней со дня вступления в силу решения суда направить подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером <...> Самодурову М.Н. для подписания.
Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Ильченко Л.В., Управление Росреестра по Омской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области, Администрация Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Омского муниципального района Омской области Диянова Н.В. просит решение суда отменить, принять новое. Указывает, что увеличение площади земельного участка с кадастровым номером <...> в результате перераспределения не произошло, что являлось законным основанием для отказа в перераспределении земель.
Кроме того, обязательным условием для перераспределения земель является то, что оно проводится в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ. В отсутствие обстоятельств, подтверждающих перераспределение в целях исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, доводы административного искового заявления нельзя признать обоснованными и соответствующими нормам материального права.
Со ссылкой на пункт 1 письма Верховного Суда Российской Федерации от 05.11.2015 № 7-ВС-7105/15 «О направлении информации по категориям гражданских дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции в исковом порядке» отмечает, что дела о признании недействительным (незаконным) ненормативного акта о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, в аренду либо на ином праве рассматриваются в порядке искового судопроизводства.
В возражениях на апелляционную жалобу Самодуров М.Н. просит решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на них, заслушав представителя административного истца, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом не допущено.
Свидетельством о государственной регистрации права от <...> <...> № <...> подтверждено, что Самодуров М.Н. на основании договора купли-продажи земельного участка от <...> является собственником земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м из состава земель населенных пунктов – для личного подсобного хозяйства, местоположение которого установлено в <...> м северо-западнее жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>.
В связи с тем, что сведениям Единого государственного реестра недвижимости местоположение границ земельного участка с кадастровым номером <...> не соответствует фактическому землепользованию, накладывается на постройку, принадлежащую собственнику смежного земельного участка с кадастровым номером <...> - Ильченко Л.В., Самодуровым М.Н. инициирована процедура перераспределения принадлежащего ему земельного участка и смежных к нему земель кадастрового квартала <...>, государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 19.12.2016 № <...>, принятым по обращению Самодурова М.Н., была утверждена схема расположения земельного участка, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером <...> и земель кадастрового квартала <...>, государственная собственность на которые не разграничена, на кадастровом плане территории. Пунктом 2.1 постановления на заявителя возложена обязанность обеспечить проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельного участка.
В соответствии с п. 15 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.
22.02.2017 по заказу Самодурова М.Н. кадастровым инженером МУП «Центр кадастровых работ» в результате выполнения кадастровых работ по образованию земельного участка был подготовлен межевой план.
03.03.2017 в пределах срока действия постановления Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 19.12.2016 № <...> на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории образуемый земельный участок площадью <...> кв.м из состава земель населенных пунктов – для личного подсобного хозяйства был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера <...>.
Образуемый земельный участок не является земельным участком с временным характером сведений. По данным Единого государственного реестра недвижимости сведения земельном участке с кадастровым номером <...> имеют статус «актуальные».
15.12.2017 Самодуров М.Н. обратился в Управление Росреестра по Омской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на образованный земельный участок.Уведомлением Управления Росреестра по Омской области заявителю было отказано в государственной регистрации права в связи с тем, что на государственную регистрацию не представлено соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <...> и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Впоследствии Самодуров М.Н. 18.01.2018, 14.02.2018, 17.08.2018 обращался в Администрацию Омского муниципального района Омской области с заявлениями о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <...> и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в результате которого образован земельный участок с кадастровым номером <...>.
В рамках настоящего административного дела Самодуров М.Н. оспаривает решение Администрации Омского муниципального района Омской области, выраженное в письме от 11.09.2018 № <...>, которым по заявлению от 17.08.2018 ему было отказано в заключении соглашения о перераспределении земель в связи с тем, что в результате перераспределения увеличение площади земельного участка с кадастровым номером <...> не произошло.
Удовлетворяя требование о признании незаконным решения Администрации Омского муниципального района Омской области от 11.09.2018 № <...>, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 1 статьи 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (п. 1 ст. 39.29 ЗК РФ).
В соответствии с п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Подп. 8 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков.
В рассматриваемом случае площадь образованного земельного участка (<...> кв.м.), равная площади исходного земельного участка с кадастровым номером <...>, не превышает предельного максимального размера, установленного Правилами землепользования и застройки Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, утвержденными решением Совета Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 23.11.2012 № 53, для аналогичных земельных участков (1 500 кв.м).
Условия о том, что в результате перераспределения должно состояться увеличение площади земельных участков, находящихся в собственности граждан, ЗК РФ не содержит.
Применительно к требованиям подп. 8 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ препятствием для заключения соглашения о перераспределении земельных участков является только тот случай, когда в результате перераспределения площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать предельные максимальные размеры земельных участков.
Поскольку такое обстоятельство отсутствует, отказ в перераспределении земельных участков по основанию нарушения требований подп. 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, равно как и ссылка на пп. 8 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, являются неправомерными.
Доводы Администрации Омского муниципального района Омской области о том, что перераспределение земельного участка с кадастровым номером <...> и земель кадастрового квартала <...> не обусловлено необходимостью исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, во внимание судом апелляционной инстанции быть приняты не могут.
Как было упомянуто выше, оспариваемое решение Администрации Омского муниципального района Омской области мотивировано тем, что в результате перераспределения площадные характеристики земельных участков не изменились.
Иные основания для отказа в перераспределении земельных участков в тексте письма от 11.09.2018 № <...> не содержатся.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно учел изложенные в п. 61 Постановления от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации о том, что суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
В силу изложенного основываться на обстоятельствах, которые не являлись предметом рассмотрения Администрации, изменяя тем самым основание принятого решения, судебные инстанции не вправе.
В качестве способа восстановления нарушенного права административный истец просил суд возложить на Администрацию Омского муниципального района Омской области в срок не более чем через тридцать дней со дня вступления в силу решения суда направить ему экземпляры проекта соглашения о перераспределении земель для подписания.
Судебная коллегия соглашается с определенным судом первой инстанции способом восстановления нарушенных прав заявителя путем возложения на Администрацию обязанности рассмотреть заявление Самодурова М.Н. о заключении соглашения о перераспределении земель по существу, и принять по нему решение в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.
Избранный Самодуровым М.Н. способ защиты нарушенного права путем обращения с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Администрации Омского муниципального района Омской области является правильным.
Право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений в том числе органа местного самоуправления, если лицо полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, установлено частью 1 статьи 218 КАС РФ.
Согласно положениям пункта 2 части 2 статьи 1 поименованного кодекса суды в порядке административного судопроизводства рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления.
В пункте 1 упомянутого выше Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 разъяснено, что к административным делам, рассматриваемым по правилам названного выше кодекса, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Обращаясь в Администрацию Омского муниципального района Омской области с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель, Самодуров М.Н. реализовал право, предоставленное федеральным законодателем.
Уполномоченный орган, ответ которого оспаривается, исполнил предоставленные законом публично-властные полномочия.
Оспариваемое решение органа государственной власти, обладающего властными полномочиями, не повлекло возникновение, изменение или прекращение каких-либо гражданских прав и обязанностей административного истца.
Таким образом, заявленные требования не могут быть расценены как спор о праве на недвижимое имущество, подлежащий рассмотрению в порядке искового производства.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Омского районного суда Омской области от 10 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи