Дело № 5-192/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
15 июня 2018 года г. Сосногорск, Республика Коми
Судья Сосногорского городского суда Республики Коми Милюшене А.П.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ООО «Квартал», расположенного по адресу: <адрес>
у с т а н о в и л :
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Отдела по энергетическому надзору и надзору за гидротехническими сооружениями Печорского управления Ростехнадзора КВФ составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) по факту того, что по адресу: <адрес> ООО «Квартал», ДД.ММ.ГГГГ в период проведения проверки в отношении ООО «Квартал», в отношении которого введено ограничение/отключение режима энергоснабжения на его объекты, не предоставило в АО «Коми энергосбытовая компания» утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, включающие в себя мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, и мероприятий по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией его энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики.
Законный представитель ООО «Квартал», будучи извещенным о дате, месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, об отложении рассмотрения дела не просил, ранее ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, при вынесении решения просил ограничиться предупреждением, в связи с большим объемом дебиторской задолженности в размере <данные изъяты> руб.
Должностное лицо административного органа, составившее протокол об административном правонарушении, КВФ, будучи извещенным о дате, месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Ранее в судебном заседании должностное лицо административного органа КВФ просил признать ООО «Квартал» виновным в совершении административного правонарушения по ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ.
Определением суда дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Частью 3 ст. 9.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, определенных в установленном законодательством об электроэнергетике порядке мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как установлено в судебном заседании, в соответствии с Приказом Службы РК по тарифам от ДД.ММ.ГГГГ №, АО «Коми энергосбытовая компания» имеет статус гарантирующего поставщика электроэнергии на территории РК, и, согласно действующему законодательству является ресурсоснабжающей (энергоснабжающей) организацией и осуществляет продажу коммунального ресурса (электрической энергии) на территории всей РК.
В силу п. 4 ст. 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты.
В соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона "Об электроэнергетике" Правительству РФ предоставлено право утверждать порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.
Во исполнение указанных положений Закона Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, которыми регламентированы основания и порядок ограничения режима потребления электрической энергии.
В частности, согласно п. 2 указанных Правил ограничение режима потребления вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств:
- получение законного требования судебного пристава-исполнителя о введении ограничения режима потребления;
- нарушение потребителем своих обязательств, выразившееся в следующих действиях:
неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности);
неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, если это привело к образованию задолженности потребителя перед сетевой организацией по основному обязательству, возникшему из договора об оказании услуг по передаче электрической энергии, в том числе обязательству по предварительной оплате таких услуг;
неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем условий договора, касающихся обеспечения функционирования устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, устройств компенсации реактивной мощности;
нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении (в том числе превышение максимальной мощности энергопринимающего устройства потребителя), вызванное подключением потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики электропотребляющего оборудования либо изменением потребителем режима работы подключенного электропотребляющего оборудования;
- прекращение обязательств по поставке электрической энергии (мощности) по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики по договору оказания услуг по передаче электрической энергии;
- выявление факта бездоговорного потребления электрической энергии;
- выявление ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя, которое установлено гарантирующим поставщиком, заключившим с этим потребителем в случаях, предусмотренных Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) при отсутствии документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности;
- поступление от потребителя заявления о введении в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики ограничения режима потребления в случае, если у потребителя отсутствует техническая возможность самостоятельного ограничения режима потребления;
- окончание срока, на который осуществлялось технологическое присоединение с применением временной схемы электроснабжения, или возникновение основания для его досрочного прекращения;
- возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;
- необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, или необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (объектах электросетевого хозяйства иных владельцев) либо на объектах по производству электрической энергии в случае, если проведение этих работ невозможно без ограничения режима потребления.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между АО «Коми энергосбытовая компания» и ООО «Квартал» заключен Договор энергоснабжения № (с учетом протоколом разногласий к договору) по условиям которого энергоснабжающая организация – АО «Коми энергосбытовая компания» приняла обязательства по поставке электрической энергии на объекты ООО «Квартал», перечень которых согласован в Приложении № к указанному договору. По условиям договора ООО «Квартал» обязалось принимать и оплачивать электрическую энергию на условиях установленных п.п. 1.1, 2.1.2 Договора.
Согласно подпункту «а» пункта 4 Правил ограничения, ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце первом подпункта «б» пункта 2 вводится по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности)).
Задолженность ООО «Квартал» перед АО «Коми энергосбытовая компания» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., связи с чем гарантирующим поставщиком в отношении ООО «Квартал» было инициировано введение ограничения/отключения режима энергоснабжения на объекты потребителя.
ООО «Квартал» относится к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям, в связи с чем потребитель обязан утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к ведению в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, включающий в себя мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, и (или) мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
В договоре энергоснабжения, заключенном между ООО «Квартал» и АО «Коми энергосбытовая компания» отсутствует согласованный и подписанный сетевой организацией акт технологической и аварийной брони, в связи с чем при производстве ограничений/отключений режима энергоснабжения энергоснабжающая организация руководствуется п. 16 (1) Правил ограничения.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Квартал» в связи с неисполнением требований о погашении задолженности по оплате за электроэнергию, было извещен АО «Коми энергосбытовая компания» путем нарочного вручения уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № об обязанности предоставить план мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления электроэнергии и необходимости направления уведомления исполнителю (сетевой организации) и инициатору введения ограничения уведомления о готовности к ведению полного ограничения режима потребления электроэнергии
Как установлено в судебном заседании задолженность за поставленную электрическую энергию со стороны ООО «Квартал» перед АО «Коми энергосбытовая компания» по настоящее время не погашена в полном объеме.
После получения уведомления (ДД.ММ.ГГГГ) о вводе ограничений (отключений) режима потребления энергии ООО «Квартал» в адрес АО «Коми энергосбытовая компания» не направило в 3-х дневный срок утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его полного ограничения режима потребления энергии.
В соответствии с п. 7 Правил ограничения, Потребитель, в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики которого вводится ограничение режима потребления, обязан осуществить самостоятельно полное ограничение режима потребления указанными энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики на дату, которая указана в уведомлении об ограничении режима потребления, а если это ограничение вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, в день, следующий за датой, в которую этим потребителем в соответствии с пунктом 16(1) настоящих Правил должны быть выполнены мероприятия по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления.
В случае если в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя вводится частичное ограничение режима потребления, этот потребитель обязан осуществить самостоятельно частичное ограничение режима потребления указанными энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики на дату и до уровня, которые указаны в уведомлении об ограничении режима потребления.
Самостоятельное ограничение режима потребления должно быть осуществлено до 12 часов дня, соответствующего дате, указанной в уведомлении о введении ограничения режима потребления, а если полное ограничение режима потребления вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, - до 12 часов дня, следующего за датой, в которую этим потребителем в соответствии с пунктом 16(1) настоящих Правил должны быть выполнены мероприятия по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления.
Пункт 16(1) Правил ограничения устанавливает, что Потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони):
в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления;
в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия;
в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в пункте 16 настоящих Правил.
После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.
Нарушение требований п. 16(1) Правил ограничения образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ.
В обоснование виновности по ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ юридического лица - ООО «Квартал» административным органом представлены: протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, копия договора энегоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ №, копия уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ, копия уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления электроэнергии, выписка ЕГРЮЛ ООО «Квартал», протокол разногласий с договору энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ; акт сверки задолженности ООО «Квартал», копия кассового чека заказных писем, нпарвленныз АО «Коми энергосбытовая компания».
Представленные суду документы выданы соответствующими органами, подписаны уполномоченными лицами, содержат все другие неотъемлемые реквизиты; протокол составлен должностным лицом, уполномоченным в соответствии с законом на его составление, в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Все вышеперечисленные доказательства суд признает в качестве допустимых, поскольку они получены в установленном законом порядке и не вызывают каких-либо сомнений у суда в их объективности.
Таким образом, суд считает установленным и доказанным факт совершения ДД.ММ.ГГГГ юридическим лицом ООО «Квартал» административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ и его виновность в совершении данного правонарушения.
Смягчающих административную ответственность обстоятельств, предусмотренных ст. 4.2 КоАП РФ и отягчающих административную ответственность обстоятельств, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, в судебном заседании не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ, юридическое лицо подлежит административной ответственности за совершение административных правонарушений, случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом, законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В судебном заседании не представлено доказательств того, что юридическим лицом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом, законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Законный представитель юридического лица просил признать содеянное ООО «Квартал» малозначительным.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исходя из приведенных выше норм закона оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ судом не установлено, поскольку ООО «Квартал» относится к потребителям ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям.
Согласно ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено юридическому лицу на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ юридическим лицам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Как отмечалось судом выше, ООО «Квартал» относится к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям, поэтому в силу закона назначение административного наказания в виде предупреждения в данном случае не применимо.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с ч.1 ст. 4.1 КоАП РФ.
Однако, согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого юридического лица, судья, рассматривающий дела об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. Частью 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей.
Эта правовая позиция была изложена и Конституционным Судом РФ в Постановлении от 25 февраля 2014 г. № 4-П. Согласно ей в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, минимальный размер административного штрафа может быть снижен судом ниже низшего предела, но только в исключительных случаях, когда административный штраф в пределах санкции является для юридического лица весьма обременительным и приобретает характер избыточного административного принуждения.
Санкция ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
На основании изложенного, с учетом конкретных обстоятельств дела, финансового положения ООО «Квартал», имеющего дебиторскую задолженность в размере <данные изъяты> руб. 00 коп., суд приходит к выводу о возможности назначения наказания с применением положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, то есть назначить административный штраф в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
п о с т а н о в и л :
Признать виновным юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «Квартал» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Штраф перечислить: <данные изъяты>
В соответствии с п.1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с п. 1. ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Квитанцию об оплате штрафа предоставить в канцелярию Сосногорского городского суда Республики Коми или направить почтовой связью по адресу: 169501 Республика Коми, г.Сосногорск, ул. Октябрьская, д.13, каб. 4 «У».
На постановление может быть подана жалоба или протест в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Сосногорский городской суд Республики Коми.
В случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей, правомочным рассматривать жалобу.
Резолютивная часть постановления была оглашена 15 июня 2018 года.
Судья А.П. Милюшене