Р е ш е н и е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
гор. Сызрань 27 сентября 2012 года
Сызранский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Кислянниковой Т.П.
при секретаре Зиборовой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3246/12 по иску ФИО9 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области о назначении пенсии,
У с т а н о в и л:
ФИО9 18.01.2012 года обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области (далее УПФ) с заявлением о сохранении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.6 п.1 ст.28 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ за отработанный стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. ФИО9 было отказано в зачете в страховой стаж, а также в стаж на соответствующих видах работ как работа в районах Крайнего Севера период работы с 15.06.1994 года по 01.06.1999 год в должности сторожа Усть-Майского военкомата.
Считая решение УПФ незаконным, истец обратился в суд с иском о включении ему вышеуказанного периода работы в трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера. В обоснование своих требований истец указал, что Постановлением Госкомтруда ССР №162 от 20.06.1974 года нет прямого указания на запрет внесения записей чернилами другого цвета, чем основная запись. Внесение данной записи производилось работодателем и повлиять на характер ее внесения истец не мог. Кроме того, указание ответчика об отсутствии сведений в системе индивидуального (персонифицированного) учета о периоде работы истца в Усть-Майском военкомате с 22.07.1998 года по 01.06.1999 года, предусмотренным Федеральным законом №27-ФЗ от 01.04.1996 года являются необоснованными, поскольку в указанный период времени с момента трудоустройства в военкомат истец работал непрерывно, что подтверждается записями в трудовой книжке. С заработной платы ежемесячно удерживали налоги и контролировать порядок отчисления налогов в систему индивидуального учета у истца не было возможности.
Кроме того, при исчислении трудового стажа, ответчик неправильно рассчитал стаж, а именно период работы истца с 03.09.1984 года по 02.10.1984 года в Анадырском райбыткомбинате заведующим специализированного производства исключен из стажа без обоснования в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от 17.04.2012 г № 91. В соответствии со ст. 94 Закона РФ №340-1 от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в РФ» при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда, период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляются в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта). Аналогичные положения содержатся и в ст.28 Закона №4520-1 от 19.02.1993 года «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера», вступившего в силу с 01.06.1993 года. Таким образом, истец полагает, что период действия указанных законов трудовой стаж в Усть-Майском райкоме КП РСФСр, кооперативе «Надежда» впоследствии переименованного в производственное лесоперерабатывающее предприятие «Надежда» акционерного общества «Илгэ», в АО «Золото Джугджура» и сторожем в Усть-Майском военкомате должен быть засчитан истцу в полуторном размере. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ №25 от 20.12.2005 года по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на назначение досрочной пенсии по старости по нормам Федерального закона №173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002 года могут быть засчитаны на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Истец просит обязать ответчика засчитать в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера период работы с 03.09.1984г. по 02.10.1984г. в Анадырском райбыткомбинате, период работы с 15.06.1994г. по 01.06.1999 года в должности сторожа Усть-Майского военкомата; периоды работы с 20.11.1990г. по 08.04.1991г., с 09.04.1991г. по 19.05.1992г., с 12.05.1994г. по 14.06.1994г. просит исчислить как трудовой стаж в полуторном размере и назначить пенсию с момента обращения – с 18.01.2012года.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал, привел доводы, изложенные выше и в исковом заявлении, дополнил, что в период работы в Усть-Майском военкомате, он находился в отпуске, приезжал в гор. Октябрьск и во время отпуска работал.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в гг. Сызрани, Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах по доверенности – Трошина О.А. исковые требования не признала, сослалась на доводы, изложенные в протоколе УПФ от 17.04.2012 года, дополнив, что период нахождения истца на курсах повышения квалификации был исключен из стажа в районах Крайнего Севера, в части требований об исчислении периодов работы в полуторном размере – не основано на законе в соответствии со ст. 14 Закона № 340-1.
Проверив дело, заслушав объяснения сторон, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Судом установлено, что 18.01.2012 года ФИО9 обратился в УПФ РФ с заявлением о сохранении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.6 п.1 ст.28 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ за отработанный стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
В соответствии со ст. 27 п.1 пп.2 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного возраста мужчинам при достижении 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В соответствии с абзацем 2 пп.2 п.1 ст. 27 вышеназванного федерального закона гражданам, имеющим не менее половины стажа на работах с тяжелыми условиями труда пенсия назначается с уменьшением общеустановленного возраста, предусмотренного ст. 7 закона на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
В соответствии со ст. 28 п.1 пп.6 абзац 3 вышеуказанного закона гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 7 Закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При этом, каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитывается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно пп.6 п.1 ст.28 вышеназванного закона трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностям и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом, каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Истцу при достижении возраста 55 лет требуется не менее 15 лет работы в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностям и страхового стажа не менее 25 лет.
Решением УПФ от 17.04.2012 года истцу отказано в зачете в страховой стаж, а также в стаж на соответствующих видах работ как работа в районах Крайнего Севера период с 15.06.1994 года по 01.06.1999 год в должности сторожа Усть-Майского военкомата, поскольку нарушена инструкция «О порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях», утвержденная постановлением Госкомтруда ССР от 20.06.1974 года №162, а именно при внесении записи в строку № 37 в трудовой книжке от 20.09.1976 г. основание внесения записи дописано другими чернилами и иным почерком, чем основная запись. Представленные справка от 28.03.2012 года №318 (не заверенная печатью организации) и выписка из приказа от 05.07.1995 года №50 параграф 2 о приеме на время отпуска основного работника не приняты в подтверждение стажа работы, т.к. не подтвержден факт осуществления работы в указанный период (нет приказа об увольнении). Кроме того, дата и номер приказа о приеме на время работы за отсутствующего работника в представленной справке отличается от даты и номера приказа, указанного в записи №37 трудовой книжки. Иные документы, подтверждающие факт работы в районах Крайнего Севера не представлены. В соответствии с п.2, п.4 ст.13 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001г. и п.4 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации №555 от 24.07.2002г., факт работы и территориальные условия труда за периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Дата регистрации в системе государственного пенсионного страхования ФИО9 от 22.07.1998 года. В выписке из ИЛС отсутствуют сведения о периоде работы в Усть-Майском военкомате с 22.07.1998 года по 01.06.1999 год.
Судом установлено, что в трудовой книжке истца имеется запись № 37 – Усть-Майский военкомат 15.06.1994 г. принят сторожем военкомата приказ № 22 от 15.06.1994г., запись № 38 от 01.06.1999 года – уволен по собственному желанию –приказ № 47 ВК от 01.06.1999 г.
Суд считает, что УПФ обоснованно не засчитало истцу вышеуказанный период работы в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера, поскольку согласно ответа военного комиссариата Республики Саха (Якутия) ФИО9 1956 г.р. работал в военном комиссариате Усть-Майского улуса с 03.07.1995г., принят сторожем (приказ № 50 п. 2 от 05.07.1995 г.) на время отпуска сторожа ФИО14, что подтверждается копией приказа, приказ на увольнение в архиве отсутствует.
В спорный период истец работал специалистом по маркетингу с 13.07.1998 года по 09.10.1998 года на октябрьской швейной фабрике, в период с 11.11.1998г по 20.01.1999 года истец состоял на учете в качестве безработного в Центре занятости гор. Октябрьска Самарской области. Согласно выписке из лицевого счета ФИО9 уставлено, что истец в период с марта по июнь 1998 года работал в Управлении тепловых сетей г. Октябрьска, с января по февраль 1999 года работал в Управлении ЖКХ гор. Октябрьска.
Таким образом, требования истца о зачете ему в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера периода работы с 15.06.1994г. по 01.06.1999 года следует оставить без удовлетворения, поскольку истцом не представлено доказательств его работы в спорный период с Усть-Майском военкомате.
Запись в трудовой книжке истца о его работе в Усть-Майском военкомате опровергается вышеуказанными письменными доказательствами.
Судом установлено, что истец с 18.06.1984г. по 27.08.1985 года работал в должности заведующего специализированного производства многоотраслевого комбината г. Анадырь. УПФ РФ засчитало истцу период его работы с 19.06.1984г по 02.09.1984г, с 03.10.1984г. по 27.08.1985г. в стаж работы в районах Крайнего Севера. Период с 03.09.1984г. по 02.10.1984г. УПФ РФ не засчитало истцу как работу в районах Крайнего Севера, поскольку истец был командирован на курсы повышения квалификации сроком на 1 месяц.
Суд считает, что УПФ РФ необоснованно не засчитал истцу указанный период работы в стаж работы в районах крайнего Севера, поскольку в период нахождения истца на курсах повышения квалификации трудовые отношения истца не прекращались, курсы были оплачиваемыми.
При таких обстоятельствах суд считает, что на УПФ РФ следует возложить обязанность засчитать истцу в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера период работы с 03.09.1984 года по 02.10.1984 года в Анадырском районном комбинате бытового обслуживания.
Исковые требования истца в части исчисления периодов работы с 20.11.1990г. по 08.04.1991г., с 09.04.1991г. по 19.05.1992г., с 12.05.1994г. по 14.06.1994г. в полуторном размере, удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Вышеуказанные периоды засчитаны УПФ в стаж работы истца как работа в районах Крайнего Севера, что подтверждается таблицей трудовой деятельности истца.
В соответствии со ст. 14 Закона РФ от 20.11.1990г. № 340-1 действовавшего до 01.01.2002 года пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается мужчинам по достижении 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется правило, установленное частью второй настоящей статьи. К работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 94 вышеуказанного закона при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, следующие периоды работы (службы) исчисляются в льготном порядке: в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - в полуторном размере.
В соответствии с п. 5 Указания Министерства Социального обеспечения РСФСР от 16 июля 1991 г. N 1-76-У «О порядке применения некоторых статей Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсии в соответствии со статьей 14 Закона РСФСР специальный стаж (15 и 20 лет) исчисляется календарно, а общий стаж может быть исчислен в льготном размере.
Таким образом, исковые требования в части исчисления периодов работы с 20.11.1990г. по 08.04.1991г., с 09.04.1991г. по 19.05.1992г., с 12.05.1994г. по 14.06.1994г. в полуторном размере удовлетворению не подлежат, поскольку не основаны на законе.
Требования истца о назначении пенсии с 18.01.2012 года следует оставить без удовлетворения, поскольку на дату обращения истца в УПФ РФ у него отсутствовал требуемый стаж работы в районах Крайнего Севера.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Исковые требования ФИО9 удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области засчитать ФИО9 в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера период работы:
- с 03.09.1984 года по 02.10.1984 года в Анадырском районном комбинате бытового обслуживания.
В остальной части исковые требования ФИО9 оставить без удовлетворения.
Срок составления мотивированного решения – пять дней.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Кислянникова Т.П.
Мотивированное решение составлено 2 октября 2012 года
Судья:________________________Кислянникова Т.П.