Дело № 2-2844/2019
11RS0005-01-2019-004080-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Берниковой Е.Г.,
при секретаре Говязовой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте Республики Коми 30 сентября 2019 года гражданское дело по исковому заявлению Глазова А.С., Глазовой Н.М. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта», администрации МОГО «Ухта» о признании решения незаконным, подлежащим отмене, обязании принять на учет,
установил:
Глазов А.С., Глазова Н.М. обратились в суд с иском к КУМИ МОГО «Ухта» о признании незаконным и отмене решения № 08/7445 от 13.06.2019 об отказе в принятии истца и членов его семьи на учет по категории молодая семья на получение социальных выплат на строительство и приобретение жилья, обязании принять истца и членов его семьи на учет по категории молодая семья на получение социальных выплат на строительство и приобретение жилья, в обоснование требований указав, что решением КУМИ МОГО «Ухта» № 08/7445 от 13.06.2019 истцу Глазову А.С. было отказано в принятии на учет по категории молодая семья на получение социальных выплат на строительство и приобретение жилья на основании того, что истцы имеют регистрацию в разных жилых помещениях, поэтому не проживают совместно и не ведут общего хозяйства. С данным решением истцы не согласны, поскольку истец Глазова Н.М. и несовершеннолетняя дочь истцов Г.А. являются сособственниками жилого помещения по адресу: ...., имеют по 1/7 доли в праве собственности. Истец Глазов А.С. в собственности жилого помещения не имеет, зарегистрирован в квартире по адресу: ...., проживает совместно с Глазовой Н.М. и несовершеннолетним ребенком в принадлежащим им жилом помещении в городе С.
Определением суда от 12.08.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена администрация МОГО «Ухта».
В предварительном судебном заседании протокольным определением суда от 02.09.2019 ответчик КУМИ МОГО «Ухта» заменен на надлежащего администрацию МОГО «Ухта» в части требований об обязании принять истца и членов его семьи на учет по категории молодая семья на получение социальных выплат на строительство и приобретение жилья.
Определением суда от 02.09.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков привлечена администрация МР «Сосногорск».
В судебном заседании истцы на исковых требованиях настаивали, пояснили, что непроживание истца Глазова А.С. в г.У., носит временный характер.
Ответчики, третье лицо, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили.
В письменном отзыве представители КУМИ МОГО «Ухта» по доверенности Канева М.С., администрации МОГО «Ухта» по доверенности Климушева В.В. полагали требования не подлежащими удовлетворению по доводам оспариваемого решения.
Третье лицо мнения по существу заявленных требований не высказало.
Суд с учетом мнения истцов и положений ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пп. «и» п.1 ст.1 Закона Республики Коми от 05.04.2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют молодые семьи, состоящие на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в органе по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования городского округа (муниципального района) в Республике Коми, наделенном законодательством Республики Коми полномочиями в области государственной поддержки граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья (далее - уполномоченный орган).
На основании ст.2 указанного Закона на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным настоящим Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или) заемных средств, при этом являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со ст.1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 года № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, наделены органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми, чьи полномочия в силу п.13, п.14, п.21 ч.1 ст.38 Устава муниципального образования городского округа «Ухта» в этой части на территории МОГО «Ухта» осуществляет администрация МОГО «Ухта». Отраслевым (функциональным) органом администрации МОГО «Ухта», входящим в ее структуру, в силу п.2 Положения о нем, утвержденного решением Совета МОГО «Ухта» от 26.06.2007 года № 44, является Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта».
Установлено, что 21.05.2019 истец Глазов А.С. обратился в КУМИ МОГО «Ухта» с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья», с составом семьи он, супруга Глазова Н.М., их несовершеннолетняя дочь Г.А., в качестве места жительства семьи указав квартиру по адресу: ...., находящуюся в собственности иного лица.
Как следует из оспариваемого ответа КУМИ МОГО «Ухта» № 08/7445 от 13.06.2019 «Об отказе в принятии на учет», доводов ответчиков при рассмотрении дела, истцам отказано в принятии на учет по категории «молодая семья», поскольку истец Глазова Н.М. и несовершеннолетняя Г.А. зарегистрированы не в указанном месте жительства, а в жилом помещении по адресу: ...., что, по мнению ответчиков, означает, что семья совместно не проживает, не ведет общего хозяйства.
Однако такие доводы обоснованными признаны быть не могут.
Пунктами 6, 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением № 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050, молодой семьей признается в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка, где возраст родителя не превышает 35 лет; под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятиях ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства предусмотрен Законом РФ от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (ст.3 Закона). Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч.2 ст.3 указанного Закона, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из содержания искового заявления, объяснений истцов, показаний свидетелей М.В., С.А. и какими – либо доказательствами не опровергнуто, истцы и их несовершеннолетняя дочь фактически проживают в квартире по адресу: ...., общей площадью 57,3 кв.метров, где истцу Глазовой Н.М. и несовершеннолетней Г.А. принадлежит по 1/7 доли в праве собственности.
Других, помимо указанного, жилых помещений в собственности, пользовании на условиях договора социального найма члены молодой семьи не имеют. Таким образом, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения для целей признания имеющими право на улучшение жилищных условий как молодой семьи на каждого члена семьи истцов составляет 57,3 : 7 х 2 : 3 = 5,5 кв.метров, что менее учетной нормы общей площади жилого помещения для постановки малоимущих граждан на учет на получение жилого помещения по договору социального найма в администрации МОГО «Ухта», установленной п.1 решения Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 года №23 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма», - 11 кв.метров на каждого члена семьи.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, и истцами доказано наличие у них права на принятие на соответствующий учет, ответчики же доказательств обратного не представили.
На основании ч.10 ст.2 Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» по результатам рассмотрения запросов граждан о принятии на учет в качестве имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья и необходимых документов, уполномоченный орган в течение одного месяца со дня подачи указанных запросов и документов принимает решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья и доводит их в письменной форме до сведения граждан.
При этом согласно ч.11 указанной статьи датой принятия на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья (далее - учет) считается для граждан, принимаемых на учет и ранее не состоявших на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления в Республике Коми, - дата подачи запроса о принятии на учет на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.
Поскольку каких – либо иных оснований для отказа в принятии на учет семьи истцов не установлено, срок для принятия решения о принятии на учет истек, истцы с членом семьи Г.А.. подлежат постановке на учет по категории «молодая семья» на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья с 21.05.2019.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Глазова А.С., Глазовой Н.М. удовлетворить.
Признать незаконным, подлежащим отмене решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта», выраженное в ответе Глазову А.С. от 13.06.2019 № 08/7445 об отказе в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категории «молодая семья».
Обязать администрацию МОГО «Ухта» принять Глазова А.С., Глазову Н.М., Г.А. на учет по категории «молодая семья» на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья с 21.05.2019.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения 07.10.2019.
Судья Е.Г. Берникова