Дело № 2-676/2020
18RS0021-01-2020-000587-40
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Можга УР 03 июля 2020 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Ходыревой Н.В.,
при секретаре Кулачинской К.С.,
с участием представителя истца - помощника Можгинского межрайонного прокурора Вологдина Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Можгинского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Сюгаильское» о возложении обязанности организовать диспансеризацию муниципальных служащих,
у с т а н о в и л:
Можгинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Сюгаильское» о возложении обязанности организовать диспансеризацию муниципальных служащих.
В обосновании иска указано, что Можгинской межрайонной прокуратурой проведен анализ соблюдения требований законодательства о муниципальной службе, а также законодательства о здравоохранении, выявлено нарушение предусмотренной законом обязанности по прохождению ежегодной диспансеризации муниципальных служащих муниципального образования «Сюгаильское».
Федеральным законом от 21 ноября 2011 года №323–ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.4 ст. 12).
Частью 6 названной статьи закона предусмотрено, что в случаях,
установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и
проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного
наблюдения являются обязательными.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу
граждан Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 02
марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Данным законом установлено, что нахождение на муниципальной службе
связано с ограничениями, которые муниципальный служащий обязан
соблюдать. К таким ограничениям относится наличие заболевания,
препятствующего прохождению муниципальной службы и подтвержденного
заключением медицинской организации.
Так, в силу пункта 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации.
Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 7 статьи 46 Федерального закона 21 ноября 2011 года №323–ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» также установлено, что порядок проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 984н утвержден Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных органом местного самоуправления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Пунктом 4 Порядка установлено, что диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится ежегодно врачами-специалистами с использованием лабораторных и функциональных исследований. Этим же пунктом определен объем осмотров и объем проводимых исследований.
В соответствии с пунктом 5 Порядка диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденным представителем нанимателя (работодателем).
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что гражданские служащие и муниципальные служащие проходят диспансеризацию в сроки, установленные графиком (абзац первый). Несоблюдение установленных законом ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы и муниципальной службы, в соответствии с Федеральными законами от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» является основанием для расторжения договора о прохождении службы.
Финансирование муниципальной службы в силу статьи 34 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» осуществляется за счет средств местных бюджетов. Нанимателем для муниципального служащего согласно части 2 статьи 2 этого закона является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя. Таким образом, финансирование диспансеризации осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования.
В ходе анализа состояния законности в указанной сфере установлено, что ежегодная диспансеризация муниципальных служащих муниципального образования «Сюгаильское» не проводилась, муниципальные контракты на прохождение диспансеризации не заключались, графики прохождения диспансеризации муниципальных служащих также не утверждались.
Таким образом, бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер к
проведению в установленные законом сроки диспансеризации муниципальных
служащих способствует несвоевременному выявлению заболеваний,
препятствующих дальнейшему прохождению муниципальной службы, то есть
не обеспечивает должного исполнения обязанности муниципальными
служащими, что в свою очередь может привести к нарушению прав граждан при получении, в том числе муниципальных услуг.
В силу ст. 12 ГК РФ присуждение к исполнению обязанности в натуре является способами защиты гражданских прав.
В соответствии со ст.129 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ, в силу своего государственно-правового статуса прокуратура призвана защищать права и законные интересы во всех случаях, целью участия прокурора в гражданском процессе является защита прав и охраняемых законом интересов граждан.
Истец просит признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Сюгаильское», выразившееся в непринятии своевременных мер по проведению ежегодной диспансеризации муниципальных служащих, а также обязать Администрацию муниципального образования «Сюгаильское» организовать диспансеризацию муниципальных
служащих в соответствии с Порядком прохождения диспансеризации
государственными гражданскими служащими Российской Федерации и
муниципальными служащими, утвержденным Приказом Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря
2009 года N 984н, в срок три месяца после вступления решения суда в законную силу.
В ходе рассмотрения дела истец в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования, просит обязать Администрацию муниципального образования «Сюгаильское» организовать диспансеризацию муниципальных служащих в соответствии с Порядком прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 года № 984н, в срок три месяца после истечения срока приостановления профилактических мероприятий в части диспансеризации по Постановлению Правительства от 03 апреля 2020 года № 432.
В судебном заседании помощник Можгинского межрайонного прокурора Вологдин Д.А. исковые требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям указанным в иске с учетом их уточнения.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Сюгаильское» в судебном заседании не присутствует, в суд направил заявление, в котором исковые требования признал в полном объеме, дело просил рассмотреть без его участия.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика.
Заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Признание иска ответчиком и удовлетворение вследствие этого исковых требований Можгинского межрайонного прокурора не противоречит закону, не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.
Более того, по мнению суда, это полностью соответствует материалам дела, представленным истцом доказательствам, может способствовать более быстрому и бесконфликтному разрешению спора.
В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
При этом, согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в мотивировочной части такого решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Таким образом, суд считает необходимым принять признание ответчиком иска в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.173,194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Принять признание иска ответчиком.
Исковые требования Можгинского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Сюгаильское» удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Сюгаильское» организовать диспансеризацию муниципальных служащих в соответствии с Порядком прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 года № 984н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения», в срок три месяца после истечения срока приостановления профилактических мероприятий в части диспансеризации по Постановлению Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года № 432 «Об особенностях реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 03 июля 2020 года.
Председательствующий судья /подпись/ Ходырева Н.В.