Судья Чеча И.В. Дело № 33-2046
№ 2-4100/2019
64RS0043-01-2019-5414-08
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 июня 2020 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Саяпиной Е.Г.,
судей Балабашиной Н.Г., Смородиновой Н.С.,
при секретаре Смогуновой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курдиной Е.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Курдина И.А., Курдина Я.А., к администрации муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Город Саратов» на решение Волжского районного суда города Саратова от 25 декабря 2019 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Саяпиной Е.Г., объяснения представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» - С.А.Н.., поддержавшей доводы жалобы, истца Курдиной Е.В., третьего лица Курдина А.С., возражавших против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Курдина Е.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Курдина И.А., Курдина Я.А., обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее администрация МО «Город Саратов»), в котором с учетом уточнений исковых требований просила обязать ответчика предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по норме представления на состав семьи из 4 человек (Курдина Е.В., Курдин А.С., Курдин И.А., Курдин Я.А.) с учетом права ребенка-инвалида на дополнительную площадь.
В обоснование заявленных требований указала, что распоряжением администрации МО «Город Сартов» ее семья, состоящая из трех человек (она, супруг, сын Курдин И.А.), была принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении из муниципального жилищного фонда по договору социального найма. 22 ноября 2019 года в их семье родился сын Курдин Я.А.
Поскольку сын Курдин И.А., 2006 года рождения, является ребенком-инвалидом, и имеет заболевание, входящее в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378, полагает, что их семья в количестве четырех человек имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по норме представления с учетом права ребенка-инвалида на дополнительную площадь.
Решением Волжского районного суда города Саратова от 25 декабря 2019 года исковые требования удовлетворены частично. На администрацию МО «Город Саратов» возложена обязанность предоставить Курдину И.А., 21 апреля 2006 года рождения, в лице законного представителя Курдиной Е.В. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Саратова общей площадью не менее 54 кв.м. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе администрация МО «Город Саратов» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение которым в удовлетворении иска отказать. В обоснование доводов указывает на нарушение судом норм материального права, ссылаясь на то, что жилые помещения гражданам, страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, предоставляются из государственного жилищного фонда, а не из муниципального жилищного фонда. Поскольку администрация МО «Город Саратов» не обладает полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещения из государственного жилищного фонда, она является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель третьего лица администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явился и не сообщил о причине неявки.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Поскольку решение суда в части отказа в удовлетворении иска не обжалуется, судебная коллегия проверяет решение суда только в обжалуемой части.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует их материалов дела, семья Курдиных состоит из четырех человек: Курдина Е.В., ее супруг Курдин А.С. и их дети Курдин И., 2006 года рождения, и Курдин Я., 2019 года рождения.
Курдин И., 2006 года рождения, является ребенком-инвалидом и страдает заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Постановлением администрации МО «Город Саратов» от 03 ноября 2017 года семье Курдиной Е.В. взамен непригодного жилого помещения предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 27,8 кв.м.
Распоряжением главы администрации Фрунзенского района МО «Город Саратов» от 01 апреля 2019 года семья Курдиных в составе трех человек (Курдина Е.В., Курдин А.С. и их сын И., 2006 года рождения) принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении из муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
До настоящего времени жилое помещение указанным лицам не представлено.
Разрешая заявленный спор, руководствуясь ст.ст. 7, 40 Конституции РФ, ст.ст. 14, 49, 50, 51 52, 57 ЖК РФ, ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», правовй позицией, изложенной в п. 11 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 27 ноября 2019 года, п. 8 Обзора Верховного Суда РФ № 1 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 24 апреля 2019 года, Постановлением Конституционного Суда РФ от 22 января 2018 года от 22 января 2018 года № 4-П, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма обладает несовершеннолетний Курдин И., являющийся инвалидом и страдающий тяжелой формой психического расстройства, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, поскольку ребенок в составе семьи (признанной малоимущей) состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.
Разрешая вопрос о размере предоставляемого жилого помещения, суд первой инстанции исходил из того, что жилое помещение должно быть представлено Курдину И. с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним, и с учетом решения Саратовской городской Думы от 27 октября 2005 года № 63-622, в связи с чем в данном случае допустимо отклонение размера предоставляемого жилого помещения по договору социального найма для семьи из двух человек, которые связаны родственными отношениями, - до 54 кв.м общей площади.
Вопреки доводам жалобы судебная коллегия соглашается с выводами суда о наличии оснований для возложения на администрацию МО «Город Саратов» обязанности по внеочередному предоставлению Курдину И.А. жилого помещения.
Так, в силу ст. 40 (ч. 3) Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее –ЖК РФ) жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч. 4 ст. 49 ЖК РФ).
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 ЖК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (п. 3 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу ч. 7 ст. 52 ЖК РФ он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пунктом 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Поскольку ЖК РФ и федеральный закон не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то их право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущими, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в перечне, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из данной нормы необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в перечне.
Таким образом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, установлен Жилищным кодексом Российской Федерации.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен ч.ч. 3, 4 ст. 57 ЖК РФ, согласно которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
При этом содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 указанного кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Данная правовая позиция содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 4 (2018), утвержденного президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2018 года (вопрос № 10), а также в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2018), утвержденного президиумом Верховного Суда РФ 04 июля 2018 года (вопрос № 11).
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абз. 12 ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 50), в частности жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в ст. 14 (ч. 1) и 19 (п. 3 ч. 2) ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Как следует из материалов дела, а также учетного дела по заявлению Курдиной Е.В., принятого судебной коллегией в качестве нового доказательства в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу, семья Курдиных в составе трех человек была поставлена органом местного самоуправления на жилищный учет по установленному ЖК РФ основанию, поскольку относилась к категории малоимущих граждан и нуждающихся в жилом помещении. К заявлению о постановке на жилищный учет Курдиной Е.В. были представлены, в том числе, документы, подтверждающие наличие у сына Курдина И. заболевания, дающего право на дополнительную жилую площадь.
Распоряжением администрации Фрунзенского района администрации МО «Город Саратов» от 20 января 2020 года в распоряжение администрации Фрунзенского района от 01 апреля 2019 года о принятии Курдиной Е.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма внесены изменения в части численности состава семьи, в соответствии с которым данная семья поставлена на учет в составе семьи из 4-х человек, включая Курдина Я.А..
Принимая во внимание, что правом предоставления жилого помещения во внеочередном порядке обладает только Курдин И., являющийся ребенком-инвалидом и страдающий заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, суд обоснованно пришел к выводу о понуждении администрации МО «Город Саратов» по предоставлению Курдину И. вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Однако, поскольку Курдин И. в силу своего возраста не имеет возможности проживать самостоятельно, суд также обоснованно пришел к выводу о предоставлении ему жилого помещения с учетом проживания в нем одного из законных представителей.
Как правильно указал суд, в соответствии с решением Саратовской городской думы от 27 октября 2005 года № 63-622 размер предоставляемого жилого помещения на семью из двух человек, связанных родственными отношениями, составляет 44 кв.м. При этом допускается отклонение от размера предоставляемого жилого помещения до 54 кв.м общей площади.
Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств и доказательств по делу судебная коллегия не усматривает.
Ссылка ответчика на отсутствие у администрации МО «Город Саратов» полномочий на обеспечение жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, поскольку в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 года № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» такие граждане обеспечиваются из государственного жилищного фонда, судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.
Действующим законодательством предусмотрена возможность реализации права инвалидов на предоставление жилых помещений в другом порядке не из муниципального, а из государственного жилищного фонда.
В соответствии с п. 8 ст. 1 Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 года № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» жилые помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области предоставляются однократно признанным нуждающимися в жилых помещениях гражданам, страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, согласно перечню, установленному уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.
Как установлено судом апелляционной инстанции, в 2016 году Курдина Е.В. обращалась в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области с заявлением о принятии на учет сына Курдина И. в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из государственного жилищного фонда области, между тем в удовлетворении такого заявления ей было отказано, поскольку у семьи Курдиной Е.В. имеется иное жилое помещение, в котором зарегистрирован супруг заявителя – Курдин А.С.
Данные обстоятельства подтверждаются ответами министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 19 мая 2016 года № 6631 и от 27 мая 2020 года № 5907, принятыми судебной коллегией в качестве новых доказательств в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Как следует из материалов учетного дела Курдиной Е.В., при постановке ее семьи на жилищный учет в администрации Фрунзенского района обстоятельства проживания семьи Курдиной Е.В. не изменились, а именно: супруг Курдиной Е.В. по прежнему зарегистрирован в ином жилом помещении.
Таким образом, обстоятельства, являющиеся препятствием к постановке Курдина И. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из государственного жилищного фонда области, не изменились.
В ответе заместителя председателя Правительства Саратовской области на имя Курдиной Е.В. от 30 марта 2018 года, также принятом судебной коллегией в качестве нового доказательства, были даны разъяснения, согласно которым инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принятые на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями из муниципального жилищного фонда.
Оснований считать, что Курдин И., состоящий в составе семьи на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении из муниципального жилищного фонда, и относящийся к категории граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, не имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, не имеется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 327.1-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда города Саратова от 25 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи