Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
ДД.ММ.ГГГГ г. Правдинск
Судья Правдинского районного суда Калининградской области Ерёмин С.В., с участием защитников юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – общества с ограниченной ответственностью «Лукойл - Калининградморнефть» (далее – ООО «Лукойл-КМН», Общество) Кремешковой Е.В., Унгурян Т.В., представителя Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы природопользования (далее – Росприроднадзор) Калашникова В.А., при секретаре Штукиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Лукойл-КМН» на постановление о привлечении к административной по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Росприроднадзора № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания ООО «Лукойл-КМН» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 190000 рублей.
ООО «Лукойл-КМН» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит его отменить и прекратить производство по делу на основании п.7 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ. В обоснование жалобы указало, что выброс Обществом загрязняющих веществ в атмосферных воздух без разрешения всеми стационарными источниками Цеха добычи нефти и газа (далее - ЦДНГ) (в число которых входят стационарные источники НВОС № 27-0139-000300-П, ПСНН «Зайцевский»), образует состав одного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, за которое ООО «ЛУКОЙЛ-КМН» уже было привлечено к административной ответственности постановлением о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ (отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками ЦДНГ, расположенными на объекте HBOC Ж27-0139-000306-П, ЦПС (центральный пункт сбора нефти) Ушаково, база ПКРС, база бригады ДНГ №2).
Защитники ООО «Лукойл-КМН» Кремешкова Е.В., Унгурян Т.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании поддержали доводы жалобы, просили суд её удовлетворить по указанным в ней основаниям. Дополнительно пояснили, что юридическому лицу, в результате деятельности которого осуществляются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на все имеющиеся в его распоряжении стационарные источники выбросов должно выдаваться одно такое разрешение. При этом организация должна привлекаться к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ однократно, независимо от количества источников выбросов. Разрешение от ДД.ММ.ГГГГ № на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками, расположенными на ПСНН «Зайцевский», срок действия которого истёк ДД.ММ.ГГГГ, было оформлено Росприроднадзором отдельно, несмотря на то, что Общество обращалось с заявлением о выдаче единого разрешения на все стационарные источники Цеха добычи нефти и газа. По всем остальным стационарным источникам Цеха добычи нефти и газа, Росприроднадзором также были выданы отдельные разрешения, произвольно разделенные исходя из территориального расположения объектов в Калининградской области. Организации, в силу сложившихся обстоятельств получившие несколько разрешений, не могут быть поставлены в худшее положение, чем другие организации, получившие одно разрешение на все источники выбросов, и, в отличие от них, привлекаться к ответственности многократно в зависимости от количества ранее оформленных Росприроднадзором разрешений на выброс. Это противоречило бы принципу равенства перед законом, закрепленному п. 1 ст. 1.4 КоАП РФ. На момент привлечения ООО «Лукойл-КМН» к административной ответственности ДД.ММ.ГГГГ (по объекту ЦПС Ушаково) по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, у ООО «Лукойл-КМН» отсутствовало разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух в целом стационарными источниками Цеха добычи нефти и газа, однако Росприроднадзор вынес 11 постановлений о привлечении к ответственности, разделив их по количеству учтенных объектов HBOC: ПСНН Зайцевский; ПСНН Славский; НСП Романово; ПСНН Семеновский; ПСНН Восточно-Г оринский; ПСНН Чеховский; ПСНН Ново-Искринский; ДНС Малиновская; ПСНН Дружбинский; НСП Зорино; ЦПС Ушаково. Однако объективной стороной допущенного ООО «Лукойл-КМН» правонарушения является выброс юридическим лицом вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, а не выбросы вредных веществ в атмосферный воздух каждым HBOC или каждым стационарным источником.
Старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Калашников В.А. в судебном заседании с жалобой не согласился, полагал вынесенное им постановление законным и обоснованным.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Часть 1 ст. 8.21 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
В соответствии с ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Как следует из представленных материалов и обжалуемого постановления ООО «Лукойл-КМН» в нарушении ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в период 2020 года в отсутствие разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на объекте негативного воздействия на окружающую среду НВОС № 27-0139-000300-П, ПСНН «Зайцевский» (<адрес>), осуществляло выброс вредных веществ в атмосферный воздух (срок действия разрешения от ДД.ММ.ГГГГ № истёк ДД.ММ.ГГГГ, разрешение не продлено, новое не выдавалось). При таких обстоятельствах должностное лицо административного органа пришло к выводу о доказанности вины ООО «Лукойл-КМН» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, о чём составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и вынесено обжалуемое постановление.
Суд не может согласиться с такими выводами исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Из содержания Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного приказом Минприроды России от 25 июля 2011 года № 650, в том числе Формы разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (Приложение N 2 к данному Административному регламенту), следует, что юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, в результате деятельности которых осуществляются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на все имеющиеся в его распоряжении стационарные источники выбросов выдается одно такое разрешение.
Таким образом, осуществление обществом выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух из всех источников без соответствующего разрешения образует состав единого правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ (Постановления Верховного суда РФ от 03 июня 2015 г. N 303-АД14-5393, от 03 июня 2016 года № 303-АД14-5391, от 01 февраля 2021 года № 301-ЭС20-15182).
Постановлением Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ №, ООО «Лукойл-КМН» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, а именно в том, что в отсутствии разрешения в период 2020 года на объекте № 27-0139-000306-П, ЦПС Ушаково, база ПКРС, база бригады ДНГ № 2, осуществляло выброс загрязняющих атмосферу веществ. Административный штраф в размере 190000 рублей, назначенный за совершение указанного правонарушения, оплачен Обществом ДД.ММ.ГГГГ (платёжное поручение №).
Тем не менее, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № общество признано виновным по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ (объект «Зайцевский» в Правдинском районе) и ему вновь назначено наказание в виде административного штрафа в размере 190000 руб.
Суд соглашается с доводами жалобы о том, что организации, в силу сложившихся обстоятельств получившие несколько разрешений, не могут быть поставлены в худшее положение, чем другие организации, получившие одно разрешение на все источники выбросов, и, в отличие от них, привлекаться к ответственности многократно в зависимости от количества ранее оформленных Росприроднадзором разрешений на выброс. Это противоречит принципу равенства перед законом, закрепленному п.1 ст.1.4 КоАП РФ.
В силу требований ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае наличия по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Таким образом на основании приведённых норм закона и установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление о назначении административного наказания подлежит отмене, а производство по делу прекращению
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Калашникова В.А. о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесенное в отношении ООО «Лукойл-Калининградморнефть» по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ – отменить, производство по делу прекратить на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Правдинский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья С.В. Ерёмин