Решения по делу № 2-4564/2012 ~ М-4618/2012 от 17.12.2012

Дело № 2-4564/2012      29 декабря 2012 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе

председательствующего судьи Румянцева Р.А.,

при секретаре Поликиной И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по заявлению Ромодиной Л. В. об оспаривании решения мэрии города Архангельска от <Дата> об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия,

установил:

Ромодина Л.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения мэрии ... об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия.

В обоснование заявления указано, что 07 декабря 2012 г. в качестве организатора мероприятия заявителем направлено в мэрию г. Архангельска уведомление о проведении 19 декабря 2012 г. с 13 до 14 часов возле памятника В.И.Ленину на площади Ленина в г.Архангельске публичного мероприятия – пикетирования с целью выражения протеста против принятия Государственной Думой Федерального закона о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних.

Из ответа мэрии г. Архангельска от <Дата> следует, что в случае проведения публичного мероприятия с целью выражения протеста против принятия Государственной Думой Федерального закона о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних в месте, указанном в уведомлении, заявителем будет нарушена ст. 10 Областного закона от 15 декабря 2009 г. №113-9-ОЗ, в с соответствии с которой публичные действия, направленные на пропаганду гомосексуализма, не допускаются, вследствие чего мэрия г.Архангельска отказалась согласовать пикетирование на территории муниципального образования «Город Архангельск».

Заявитель полагает, что решение мэрии об отказе в согласовании проведения пикетирования нарушает ее конституционное право на проведение пикетирования, поскольку не соответствует положениям частей 2 и 3 ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2008 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Просит признать решение мэрии от <Дата> об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия незаконным.

    Заявитель, представитель заинтересованного лица мэрии ..., извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились. В представленном заявлении заявитель просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель мэрии г.Архангельска направил отзыв на заявление, в котором возражал против его удовлетворения.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности К. настаивал на заявленных требованиях по основаниям, изложенным в заявлении. Просит признать решение мэрии г.Архангельска от <Дата> об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия незаконными и обязать мэрию города Архангельска согласовать место проведения пикетирования 22 января 2013 года.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке, поскольку неявка лиц, участвующих в деле в силу ч. 2 ст. 257 ГПК РФ не является препятствием в рассмотрении дела.

Выслушав представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В силу ст. 29 и 31 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова. Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Право на свободу собраний закреплено также в ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее, в силу п. 2 ст. 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

Понятие пикетирования регламентировано ст. 2 указанного Федерального закона и определено как форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

В силу ч. 4 и 5 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 данного Федерального закона, а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок, либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Согласно же ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

На основании ст. 1 Закона Архангельской области от 28 февраля 2006 года № 149-9-ОЗ «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Архангельской области», уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимых одним участником) подается организатором публичного мероприятия в местную администрацию муниципального образования со статусом городского округа - в случае, если место проведения публичного мероприятия находится на территории муниципального образования со статусом городского округа.

В соответствии с п. 1, 2 ч. 1, ч. 2, 3 ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения; довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

В случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Положения данной нормы мэрией г. Архангельска соблюдены.

Судом установлено, что 07 декабря 2012 г. Ромодина Л.В. подала в мэрию г.Архангельска уведомление о проведении публичного мероприятия – пикетирования 19 декабря 2012 года с 13 до 14 часов возле памятника В.И.Ленину на площади Ленина в г.Архангельске с целью выражения протеста против принятия Государственной Думой Федерального закона о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних. Количество предполагаемых участников публичного мероприятия - 3 человека (л.д.8).

Мэрия г. Архангельска в письме от <Дата>, направленном заявителю 10 декабря 2012 г. указала, что в соответствии со статьей 10 Закона Архангельской области от 15.12.2009 №113-9-ОЗ "Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей Архангельской области" публичные действия, направленные на пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних, не допускаются. В случае проведения пикетирования с запланированной заявителем целью, в публичном месте, возле памятника Ленину на площади В.И. Ленина в городе Архангельске, указанная выше норма закона будет нарушена. Действия вышеуказанного областного закона распространяются на территорию Архангельской области, в том числе на территорию муниципального образования "Город Архангельск". В толковом словаре С.И. Ожегова пропаганда определяется как распространение в обществе и разъяснение каких-нибудь воззрений, идей, знаний, учений. Таким образом, полагала, что пикетирование с указанной выше целью будет являться пропагандой гомосексуальных отношений. В связи с вышеизложенным мэрия города Архангельска не имеет возможности согласовать проведение пикетирования на территории муниципального образования "Город Архангельск".

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.

Пунктами 7.1 и 9 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также организация охраны общественного порядка на территории городского округа.

Также, п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» на орган местного самоуправления возложена, в числе прочих, обязанность по обеспечению в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия.

Учитывая имевшие место террористические события в Российской Федерации, распоряжением правительства Архангельской области от 30 марта 2010 года №132-рп «О дополнительных мерах по повышению антитеррористической защищенности критически важных и потенциально опасных объектов и мест с массовым пребыванием граждан» главам городских округов Архангельской области предписано принять дополнительные профилактические меры, направленные на обеспечение правопорядка и общественной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей, а также на реализацию плановых мероприятий по повышению антитеррористической защищенности на объектах жизнеобеспечения, транспортной инфраструктуры, обратив особое внимание на готовность сил и средств, привлекаемых к мероприятиям по ликвидации возможных последствий террористических актов и иных чрезвычайных происшествий.

Таким образом, в силу приведенных положений действующего законодательства при принятии решения о согласовании места проведения публичного мероприятия орган местного самоуправления должен исходить из возможности обеспечения общественного порядка и безопасности граждан при его проведении.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 02 апреля 2009 года № 484-О-П, по смыслу ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.

Понятие «мотивированное предложение» по его конституционно-правовому смыслу означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что мэрией г. Архангельска письмо от <Дата> заявителю не отказывалось в проведении публичного мероприятия (пикетирования), а было предложено изменить место его проведения. При этом мэрия г. Архангельска мотивировала данное предложение со ссылкой на ст. 10 Закона Архангельской области от 15.12.2009 г. № 113-9-ОЗ «Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей Архангельской области», согласно которой не допускаются публичные действия, направленные на пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних (л.д.9).

В данном письме мэрия г. Архангельска со ссылкой на ст. 10 Областного закона от 15.12.2009 г. № 113-9-ОЗ «Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей Архангельской области» указала, что пикетирование с целью протеста против принятия Государственной Думой Федерального закона о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних является пропагандой гомосексуальных отношений среди несовершеннолетних, что не допускается законодательством Архангельской области, места для проведения пикетирования с заявленной целью на территории города Архангельска мэрия г. Архангельска рекомендовать не может (л.д.9).

Данные действия мэрии г. Архангельска, являющейся надлежащим лицом по согласованию мест проведения публичных мероприятий на территории города, являлись правомерными, поскольку обязанность органов государственной власти Российской Федерации принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию прямо предусмотрена п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

В соответствии с указанными требованиями федерального законодательства в Архангельской области установлены меры, направленные на обеспечение интеллектуальной, нравственной и психической безопасности детей в Архангельской области.

В силу положений ст. 10 Закона Архангельской области от 15 декабря 2009 года № 113-9-ОЗ «Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Архангельской области» публичные действия, направленные на пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних, не допускаются.

За совершение таких публичных действий согласно ст. 2.13 Закона Архангельской области от 03 июня 2003 года № 172-22-ОЗ «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность.

В толковом словаре под редакцией С. И. Ожегова понятие «пропаганда» определяется как распространение в обществе и разъяснение каких-либо воззрений, идей, знаний, учений.

Учитывая выбранное заявителем место проведения пикетирования и цель публичного мероприятия, которая связана с пропагандой гомосексуализма среди несовершеннолетних, проведение такого публичного мероприятия на территории муниципального образования «Город Архангельск» является недопустимым согласно ст. 10 Закона Архангельской области от 15 декабря 2009 года № 113-9-ОЗ «Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Архангельской области».

Кроме того, мэрией г.Архангельска в письме от <Дата> с учетом поставленных целей пикетирования до заявителя доведена информация о несоответтсвии данной цели положениям ст. 10 Закона Архангельской области от 15 декабря 2009 года № 113-9-ОЗ «Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Архангельской области», что не противоречит требованиям ч.2 ст.12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что мэрией г.Архангельска обоснованно не было согласовано проведение публичного мероприятия в указанном заявителем месте, в связи с чем действия мэрии города Архангельска являются законными и обоснованными.

В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления Ромодиной Л. В. об оспаривании решения мэрии города Архангельска от <Дата> об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г.Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                          Р.А. Румянцев

Мотивированное решение суда составлено 09.01.2013.

2-4564/2012 ~ М-4618/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ромодина Людмила Владимировна
Другие
Мэрия г. Архангельска
Суд
Ломоносовский районный суд г. Архангельска
Судья
Румянцев Роман Альбертович
Дело на странице суда
lomonosovsky--arh.sudrf.ru
17.12.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.12.2012Передача материалов судье
18.12.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.12.2012Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.12.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.12.2012Судебное заседание
18.01.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2013Дело оформлено
16.03.2015Дело передано в архив
Решения

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее