РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 апреля 2020 года г. Сегежа
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тугоревой А.В.,
при секретаре Шленской А.А.,
с участием прокурора Артемьева А.А.,
представителя административного истца (в режиме видеоконференцсвязи) Ожиганова А.Н.,
административного ответчика (в режиме видеоконференцсвязи) Фомина И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Федерального казённого учреждения Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Карелия к Фомину И.И. об установлении административного надзора,
установил:
ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК (далее – ИК-7) обратилось с иском об установлении административного надзора в отношении Фомина И.И. по тем основаниям, что Фомин И.И., отбывающий в настоящее время наказание в виде лишения свободы по приговору Сегежского городского суда РК от 19.02.2019 за совершения преступления, предусмотренного <...> УК РФ, 15.06.2020 подлежит освобождению из мест лишения свободы. Преступление совершенно в период нахождения под административным надзором. Указывая на данные обстоятельства, а также ссылаясь на положения ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», администрация ФКУ ИК-1 просит установить в отношении Фомина И.И. административный надзор на срок 3 года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и возложить на него административные ограничения в виде: запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства поднадзорного лица с 22 часов до 06 часов; явки 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации; запрет выезда за пределы Сегежского района РК; запрет пребывания в организациях общественного питания, осуществляющих продажу алкогольной продукции, имеющих зал обслуживания посетителей (кафе, бары, рестораны, столовые, закусочные).
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-1 исковые требования поддержал по доводам административного искового заявления.
Административный ответчик Фомин И.И. в судебном заседании исковые требования признал частично. Пояснил, что не согласен с установлением надзора, так как ранее в отношении него уже был установлен надзор. Не согласен с ограничением, связанным с нахождением в ночное время дома и запретом на выезд за пределы Сегежского района, так как предположительно будет работать с направлением в командировки, в ночное время. 4 явки в месяц на регистрацию не позволят ему нормально трудиться и обеспечивать семью.
Прокурор в своём заключении полагал иск ФКУ ИК-1 подлежащим частичному удовлетворению, с отказом в установлении ограничения, связанного с запретом пребывания в организациях, осуществляющих продажу алкоголя, имеющих зал обслуживания посетителей (кафе, рестораны, бары, столовые), поскольку административным истцом данное требование не обосновано и не подтверждено доказательствами. Просил снизить количество явок на регистрацию до трех, учитывая личность административного ответчика.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Вопросы применения административного надзора, регламентированы положениями Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» (далее по тексту – ФЗ № 64-ФЗ).
Административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобождённым из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, в целях предупреждения совершения преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 1, 2 ФЗ № 64-ФЗ).
Часть 2 статьи 3 ФЗ № 64-ФЗ предусматривает установление административного надзора в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, в том числе за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи) (пункт 4), независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В судебном заседании установлено следующее.
В настоящее время Фомин И.И., являясь совершеннолетним лицом, отбывает наказание по приговору Сегежского городского суда Республики Карелия от 19.02.2019 (с учетом постановления Сегежского городского суда РК от 17.01.2020) за совершение преступления, предусмотренного <...>, в виде лишения свободы. Данное преступление совершено Фоминым И.И. в период нахождения под административным надзором, установленным решением Сегежского городского суда РК от 07.08.2017.
Окончание срока отбытия наказания – <...>.
Таким образом, в настоящее время Фомин И.И. имеет непогашенную судимость по приговору Сегежского городского суда РК от 19.02.2019 за совершение преступления в период нахождения под административным надзором. Данное обстоятельство участвующими в деле лицами не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд находит ответчика объективно являющимся субъектом правоотношений, регулируемых п. 4 ч. 2 ст. 3 ФЗ № 64-ФЗ, и нуждающимся в установлении административного надзора в силу требований закона.
Из характеристики ФКУ ИК-1 следует, что Фомин И.И. за период отбывания наказания зарекомендовал себя посредственно: не трудоустроен; не принимает участия в работах по ст. 106 УИК РФ, так как содержится на карантине; взысканий и поощрений не имеет; на мероприятия воспитательного характера реагирует посредственно, делает для себя определенные выводы; в коллективе осужденных конфликтов не допускал; на профилактических учетах не состоит; отбывает наказание в обычных условиях; в общении с представителями администрации корректен; социально-полезные связи поддерживает.
При разрешении вопроса о сроке административного надзора и о конкретных административных ограничениях, подлежащих установлению в отношении административного ответчика в рамках административного надзора, суд учитывает данные о личности Фомина И.И., обстоятельства совершения им преступления, характеризующие данные при отбытии наказания, положения ч.ч. 1, 2 ст. 4 ФЗ №-64, ч. 8 ст. 272 КАС РФ и иные значимые для дела обстоятельства.
В соответствии со ст. 15 УК РФ совершенное Фоминым И.И. преступление, относится к категории преступлений небольшой тяжести.
Согласно п. «в» ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса РФ (в редакции на день совершения преступления) срок погашения судимости по приговору составляет 3 года.
В силу статьи 5 ФЗ № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 Закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и исчисляется со дня постановки лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Таким образом, срок административного надзора, необходимый для установления Фомину И.И. составляет три года.
Часть 1 статьи 4 ФЗ № 64-ФЗ содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
При этом, установление судом административного ограничения в виде явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (ч. 2 ст. 4 ФЗ № 64-ФЗ).
Учитывая установленные по делу обстоятельства, личность административного ответчика, суд полагает необходимым установить Фомину И.И. 3 явки в орган внутренних дел для регистрации.
В судебном заседании установлено, что Фомин И.И. имеет регистрацию по месту жительства по адресу: ...
Одним из видов административных ограничений, является запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток (п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ № 64-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Закона РФ № 5242-1 от 25.06.1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободы передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно; место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Учитывая, что Фомин И.И. имеет место жительства, а также то обстоятельство, что преступление совершено им вне его места жительства, обстоятельства совершения преступления, суд усматривает наличие оснований для установления ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 часов до 06 часов.
Ограничением в виде запрета выезда за установленные судом пределы территории предусмотрено п. 4 ч. 1 ст. 4 ФЗ № 64-ФЗ.
Рассматривая требование об установлении данного вида ограничения, суд, учитывая, что преступление, за совершение которого Фомин И.И. в настоящее время отбывает наказание, связано с нарушением им условий ранее установленного административного надзора путем самовольного оставления места жительства и выезда за пределы Сегежского муниципального района РК, полагает данное требование подлежащим удовлетворению.
Суд не находит оснований для установления Фомину И.И. ограничения в виде запрета на пребывание в организациях общественного питания, осуществляющих продажу алкогольной продукции, имеющих зал обслуживания посетителей (кафе, бары, рестораны, столовые, закусочные), поскольку совершение им преступления не связано с употреблением алкоголя доказательств того, что Фомин И.И. злоупотребляет алкоголем административным истцом не представлено. Кроме того, само по себе ограничение в виде запрещения нахождения вне места жительства в ночное время фактически исключает посещение Фоминым И.И. указанных мест, которые в большинстве своем осуществляют деятельность в ночное время.
Исходя из вышеизложенного, суд находит требования административного истца подлежащими частичному удовлетворению.
При этом суд учитывает, что в соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» поднадзорное лицо в течение срока административного надзора имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений при изменении обстоятельств.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Федерального казённого учреждения Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Карелия удовлетворить частично.
Установить в отношении Фомина И.И., ХХ.ХХ.ХХ. года рождения, административный надзор сроком на 3 (три) года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Срок исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения с установлением следующих ограничений:
- обязательная явка в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации 3 (три) раза в месяц,
- запрет на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в определенное время суток, а именно с 22 часов до 06 часов;
- запрет выезда за пределы Сегежского муниципального района Республики Карелия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение десяти дней со дня принятия решения судом.
Судья А.В. Тугорева
Решение в окончательной форме изготовлено 28.04.2020.