Судья: Пресникова И.А. Дело № 33-3226/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Бекловой Ж.В.,
судей Мариуца О. Г., Мизюлина Е.В.,
при секретаре Крохиной И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 января 2019 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Дмитровского городского суда Московской области от 04 октября 2018 года по делу по иску К.Е.Н. к Министерству социального развития Московской области о признании решений незаконными, признании права на получение удостоверения,
заслушав доклад судьи Мариуца О.Г.,
объяснения представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
К.Е.Н. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о присвоении статуса многодетной семьи.
Требования мотивировала тем, что она обратилась к ответчику с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи, в чем ей было отказано со ссылкой на то, что удостоверение выдается в случае, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в Московской области. Истец не согласилась с решениями ответчика, т.к. семья истца проживает на территории Московской области, хотя супруг зарегистрирован в тверской области.
В судебном заседании истец уточнила исковые требования, просила суд признать незаконными решения Дмитровского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от 19.04.2018 года №56889 и от 13.06.2018 года №80473 об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи и признать право на получение удостоверения многодетной семьи.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала.
Решением Дмитровского городского суда Московской области от 04 октября 2018 года исковые требования удовлетворены. Суд постановил: признать решения Дмитровского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от 19.04.2018 года №56889 и от 13.06.2018 года №80473 об отказе в выдаче К.Е.Н. удостоверения многодетной семьи - незаконными; признать право К.Е.Н. на получение удостоверения многодетной семьи.
Не согласившись с решением суда, Министерство социального развития Московской области в апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное и необоснованное, принять новое решение по делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Из дела следует, что К.Е.Н. является матерью несовершеннолетних К.Ж.Н., <данные изъяты> года рождения, К.С,Х., <данные изъяты> года рождения, Д.А.М., <данные изъяты> года рождения. Брак между К.Е.Н. и Д.М.С., являющимся отцом несовершеннолетнего Д.А.М., был заключен 15.09.2017 года, в отношении детей К.Ж.Н., <данные изъяты> года рождения, К.С,Х., <данные изъяты> года рождения истец является одинокой матерью.
Истец и ее несовершеннолетние дети: К.Ж.Н., <данные изъяты> года рождения, К.С,Х., <данные изъяты> года рождения, с 31.05.2012 года, а несовершеннолетний Д.А.М., <данные изъяты> года рождения, с 27.03.2018 года, были зарегистрированы и проживают по адресу: <данные изъяты>.
Д.М.С. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <данные изъяты>. Согласно свидетельству №1512 о регистрации по месту пребывания, Д.М.С. с 25.05.2018 года по 24.05.2019 года зарегистрирован по месту жительства своей семьи по адресу: <данные изъяты>.
Согласно справки Муниципального автономного Учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг «Дмитровский» от 07.06.2018 года, выданной К.Е.Н., истец действительно была зарегистрирована по месту жительства с 31.05.2012 года по настоящее время по адресу: <данные изъяты>, совместно с ней зарегистрированы: дочь К.Ж.Н., <данные изъяты> года рождения с 31.05.2012 года, дочь К.С,Х., <данные изъяты> года рождения с 31.05.2012 года, сын Д.А.М., <данные изъяты> года рождения с 27.03.2018 года, муж Д.М.С. с 25.05.2018 года по 24.05.2019 года.
17 апреля 2018 года К.Е.Н. обратилась через МАУ «МФЦ «Дмитровский» к ответчику с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи, представив документы, указанные в выписке из электронного журнала.
Решением Дмитровского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от 19.04.2018 года №56889 К.Е.Н. было отказано в выдаче удостоверения многодетной семьи по причине отсутствия у супруга Д.М.С. места жительства в Московской области.
<данные изъяты> истица вновь обратилась в обратилась с заявлением в Дмитровское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о выдаче удостоверения многодетной семьи через МАУ «МФЦ Дмитровский».
Решением Дмитровского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от 13 июня 2018 года №80473 ей было повторно отказано в выдаче удостоверения многодетной семьи по причине отсутствий у супруга Д.М.С. места жительства в Московской области.
На территории Московской области отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям, регулируются Законом Московской области от 12.01.2006 года N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" (далее Закон Московской области N 1/2006-ОЗ).
Согласно положениям ст. 2 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ меры социальной поддержки семьи и детей - меры, предоставляемые органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей.
Многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) (абзац 5 ст. 2 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ).
Согласно ст. 21 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной матери (отца), порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области.
В соответствии с Порядком выдачи удостоверения многодетной семьи, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 12.12.2017 года N 1029/45 удостоверение выдается, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в Московской области.
В соответствии с п.6 Порядка №1029/45 для получения удостоверения заявитель представляет в т.ч. документы, подтверждающие место жительства Заявителя, супруга (супруги) Заявителя (в случае зарегистрированного брака), детей, достигших 14-летнего возраста, в Московской области, в случае, если эти сведения не содержатся в документах, удостоверяющих личность.В соответствии с абзацем 3 пункта 17 Порядка, п. 13.1.3. Административного регламента предоставления Министерством социального развития Московской области государственной услуги "Выдача удостоверения многодетной семьи", утвержденного распоряжением Минсоцразвития МО от 27.12.2017 N19PB-140 отсутствие у кого-либо из членов многодетной семьи места жительства в Московской области, является основанием для отказа в выдаче удостоверения.
Таким образом, при определении статуса многодетной семьи, проживающей на территории Московской области, юридически значимым является установление таких фактов, как совместное проживание членов семьи, зарегистрированной на территории Московской области, имеющей в своем составе не менее трех несовершеннолетних детей, находящихся на иждивении родителей, и воспитываемых ими.
С учетом требований Семейного кодекса РФ и вышеприведенных норм, истец, ее супруг и их трое детей являются членами многодетной семьи и имеют право на меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством для обозначенной категории семей.
Разрешая спор, суд исходил из того, что отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Суд указал, что из представленных в судебное заседание доказательств следует, что К.Е.Н., и члены ее семьи - муж Д.М.С. и несовершеннолетние дети фактически проживают в жилом помещении по адресу: <данные изъяты>. Супругу истицы Д.М.С. меры социальной поддержки по адресу постоянной регистрации Д.М.С. в <данные изъяты> не предоставляются, что подтверждается справкой ГКУ Тверской области «Центр социальной поддержки населения» г.Кимры от 24.09.2018 г. № 286 Проживание супруга истца по месту жительства истца по адресу: <данные изъяты> подтвердила и допрошенная в качестве свидетеля Т.Л.А. Супруг истца работает с апреля 2018 года на территории Московского региона, что подтверждается копией трудовой книжки.
С учетом изложенного, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу о том, что истец имел право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Московской области от 12 января 2006 года №1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» на период проживания в Московской области, в связи с чем иск подлежал удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку материалами дела подтверждается, что К.Е.Н., и члены ее семьи - муж Д.М.С. и несовершеннолетние дети фактически проживают в жилом помещении по адресу: <данные изъяты>.
Само по себе отсутствие регистрации по указанному адресу не может лишать истца на получение мер социальной поддержки.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из анализа положений статей 2 и 3 названного Федерального закона следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 06.10.2008 года N 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 1 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ действие настоящего закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области.
Таким образом, законодатель субъекта Российской Федерации распространил действие указанного Закона на отдельную категорию граждан, имеющих место жительства в Московской области.
Удовлетворяя заявление К.Е.Н., суд пришел к правильному выводу о том, что отказ ответчика по мотиву отсутствия регистрации по месту жительства в Московской области противоречит федеральному законодательству, т.к. содержит ограничительное условие, предусматривающее в качестве одного из обязательных условий для предоставления мер социальной поддержки семьям с детьми регистрацию по месту жительства в Московской области, тогда как регистрация гражданина органами регистрационного учета является, безусловно, основным, но не единственным законным подтверждением постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации. Факт постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации, как основание признания его жителем данного территориального образования, на которого распространяется законодательство субъекта Российской Федерации, может быть установлен судом общей юрисдикции.
При рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции бесспорно установлено, что семья К.Е.Н., включая истца, ее супруга и детей, постоянно проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <данные изъяты>.
Судебная коллегия находит решение законным и обоснованным, поскольку судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, регулирующий правоотношения сторон, выводы суда подтверждены доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не опровергают выводов, содержащихся в решении, все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные суждения.
Правовых оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дмитровского городского суда Московской области от 04 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи