Дело № 12-67/2019
Р Е Ш Е Н И Е
с. Объячево |
30 октября 2019 года |
Судья Прилузского районного суда Республики Коми Кочанов Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Прилузская центральная районная больница» Трифоновой Ольги Геннадьевны на постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Сыктывкарского отдела государственной инспекции труда в Республике Коми Шестакова О.В. от 30 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении №,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Сыктывкарского отдела государственной инспекции труда в Республике Коми Шестакова О.В. от 30 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении № главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Прилузская центральная районная больница» (далее – ГБУЗ РК «Прилузская ЦРБ» или учреждение) Трифонова О.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27.1 ч. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 15000 руб.
Не соглашаясь с данным постановлением, Трифонова О.Г. обратилась в Прилузский районный суд с жалобой, в которой просит отменить его, производство по делу прекратить за малозначительностью деяния, отсутствием в её действиях состава административного правонарушения, поскольку в её должностные обязанности не входит допуск работников к работе, так как эти обязанности возложены на иных должностных лиц.
В судебное заседание Трифонова О.Г., при условии надлежащего извещения, не явилась. Ходатайство об отложении судебного заседания суду не направила.
По основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, суд считает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствии Трифонова О.Г. В деле участвует её представитель.
В судебном заседании представитель Окукнева Ж.И. оспаривала основания привлечения Трифоновой О.Г. к административной ответственности указав, что функциональные обязанности по обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) психиатрическим освидетельствованиям возложены на руководителя службы охраны труда ГБУЗ РК «Прилузская ЦРБ» ФИО1
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующему:
Согласно п. 3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В соответствии с подп. 8 п. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов суд обязан проверять законность и обоснованность вынесенного постановления в полном объеме, не ограничиваясь доводами заявителя.
Административным правонарушением в силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
Согласно обжалуемому постановлению должностное лицо – главный врач ГБУЗ РК «Прилузская ЦРБ» Трифонова О.Г. не отстранила от работы (допустила к работе) работников ГБУЗ РК «Прилузская ЦРБ» не прошедших в установленном порядке обязательное психиатрическое освидетельствование, чем нарушила требования ст. ст. 22, 76, 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из содержания ст. 212 ТК РФ следует, что работодатель обязан обеспечить: - в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; - недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 213 ТК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (далее - Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками).
Данными Правилами определён порядок с момента приёма и далее периодичностью не реже 1 раза в 5 лет, прохождения обязательного психиатрического освидетельствования названной категорией работников, в том числе работающих в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее - Перечень).
Данным Перечнем установлены медицинские психиатрические противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности, приведённых в таблице.
В числе видов такой деятельности указаны: водители авто-, мототранспортных средств и городского электротранспорта.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, являются должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и юридические лица.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Трифонова О.Г. является главный врач ГБУЗ РК «Прилузская ЦРБ», что подтверждается представленными суду документами, не оспаривается привлекаемым к административной ответственности лицом в ходе производства по делу.
При таких обстоятельствах следует признать обоснованным вывод должностного лица о том, что исходя из положений ст. 76 ТК РФ Трифонова О.Г., являясь главный врач ГБУЗ РК «Прилузская ЦРБ», наделена обязанностью по обеспечению отстранения от работы (не допуску к работе) работника, не прошедшим обязательного психиатрического освидетельствования, в связи с чем является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Материалами дела установлено, что во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства РФ Голиковой Т.А. от 28.06.2019 № и приказа Роструда № от 09.07.2019, распоряжением руководителя Государственной инспекции труда – главным государственным инспектором труда в Республики коми Некучаевым Л.А. от 06.08.2019 № назначено проведение внеплановой выездной проверки ГБУЗ РК «Прилузская ЦРБ», по результатам которой 02.09.2019 составлен акт, который послужил основанием для составления 16.09.2019 в отношении главного врача ГБУЗ РК «Прилузская ЦРБ» Трифоновой О.Г. протокола № по ст. 5.27.1 ч. 3 КоАП РФ.
Также установлено, что занимая должность главного врача ГБУЗ РК «Прилузская ЦРБ», Трифонова О.Г. заключила трудовые договора с ФИО2 (№ от 02.10.2018), ФИО3 (№ от 31.10.2018), ФИО4 (№ от 18.07.2017), ФИО5 (№ от 01.07.2019), ФИО6 (№ от 28.06.2019) о приёме последних в ГБУЗ РК «Прилузская ЦРБ» на должности водителя.
С момента заключения трудовых договор с работниками, главный врач ГБУЗ РК «Прилузская ЦРБ» Трифонова О.Г., в нарушение требований ст. 212 и 213 ТК РФ, допустила их к работе, обусловленной условиями договора.
Поскольку прохождение обязательного психиатрического освидетельствования водителей, трудовая деятельность которых связана с источником повышенной опасности, определёно с момента приёма работников на работу, а полномочиями по приёму на работу граждан наделена только руководитель Учреждения – главный врач ГБУЗ РК «Прилузская ЦРБ» Трифонова О.Г., что подтверждается представленными материалами дела, именно на Трифонову О.Г. наделена обязанностью по обеспечению допуска вновь принятых на работу лиц.
В то же время, судом установлено, что приказом главного врача ГБУЗ РК «Прилузская ЦРБ» от 31.07.2014 за № в структурном подразделении Прилузская ЦРБ изменена должность «Инженер по охране труда» на «Руководитель службы по охране труда».
Исходя из должностной инструкции руководителя службы охраны труда ГБУЗ РК «Прилузская ЦРБ» (далее – руководитель) на должность руководителя службы охраны труда принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда. В трудовые функции руководителя входит: планирование, разработка и совершенствование системы управления охраной труда: 1. Определение целей и задач (политики), процессов управления охраной труда и оценка эффективности системы управления охраной труда; 2. Распределение полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам охраны труда и обновление ресурсного обеспечения. Руководитель исполняет обязанности: 3.1. организует и координирует работу по охране труда в учреждении; 3.14. организует и участвует в работе по определению контингента работников, подлежащих обязательным предварительным при приёме на работу и периодическим медицинским осмотрам. Руководитель имеет право: 4.1. инициировать и проводить совещания по производственно-хозяйственным и финансово-экономическим вопросам; 4.3. проводить проверки качества и своевременности исполнения поручений; 4.4 требовать прекращения (приостановления) работ (в случаях нарушений, несоблюдения установленных требований и т.д.), соблюдения установленных норм, правил, инструкций; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений; 4.5. вносить на рассмотрение руководства учреждения представления о приёме, перемещении и увольнении работников, о поощрении отличившихся работников и о применении дисциплинарных взысканий к работникам, нарушающим трудовую и производственную дисциплину.
Указанную должность занимает ФИО1, принятая на должность инженера по охране труда 11.01.2008.
Исходя из должностной инструкции руководителя службы охраны труда ГБУЗ РК «Прилузская ЦРБ» ФИО1 является должностным лицом, поскольку постоянно осуществляет функции представителя власти, так как выполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственной организации.
Привлечение к административной ответственности по ст. 5.27.1 ч. 3 КоАП РФ главного врача ГБУ РК «Прилузская ЦРБ» Трифоновой О.Г. необоснованно и незаконно, поскольку главный врач Трифонова О.Г. осуществляет общее руководство Учреждением, в то время как в указанном Учреждении имеется должностное лицо, непосредственно выполняющее функции по организация по определению контингента работников, подлежащих обязательным предварительным при приёме на работу и периодическим медицинским осмотрам.
Исходя из этого, постановление о привлечении главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Прилузская центральная районная больница» Трифоновой Трифоновой О.Г. к административной ответственности по ст. 5.27.1 ч. 3 КоАП РФ государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Сыктывкарского отдела государственной инспекции труда в Республике Коми Шестаковым О.В. вынесено без учёта всех обстоятельств по делу, а поэтому подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Сыктывкарского отдела государственной инспекции труда в Республике Коми Шестакова О.В. от 30 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении №, вынесенное в отношении главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Прилузская центральная районная больница» Трифоновой О.Г. по ст. 5.27.1 ч. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административному штрафу в размере 15000 руб., отменить, производство по делу об административном правонарушении – прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения. Жалоба может быть подана в тот же срок непосредственно в Верховный суд Республики Коми.
Судья – Л.А. Кочанов