Решение по делу № 21-437/2019 от 28.11.2019

Судья Сафарян И.А.

№ 21-437/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

25.12.2019

г. Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству на решение судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 29.10.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ, в отношении муниципального казенного предприятия "Горводоканал Костомукшского городского округа",

установил:

постановлением заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия СЗТУ Росрыболовства от 30.08.2019 МКП "Горводоканал КГО" (далее - Предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 руб.

Решением судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 29.10.2019, принятым по жалобе Предприятия, постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

С таким решением не согласно должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, в поданной жалобе просит его отменить. Указывает, что озеро Контокки-ярви является водным объектом высшей категории рыбохозяйственного значения. Предприятие нарушило условия решения о предоставлении водного объекта в пользование от 13.12.2017, на основании которого осуществляет водопользование в целях сброса сточных вод. Отмена с 01.01.2019 расчетов нормативов допустимых сбросов для объектов III категории негативного воздействия на окружающую среду, с учетом п. 1 ч. 6 ст. 60 ВК РФ и ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ не отменяет соблюдение нормативов качества окружающей среды, в том числе ПДК загрязняющих веществ. Предприятием допущено превышение ПДК при сбросе сточных вод в озеро после водоочистных сооружений (далее - ВОС), в результате чего превышены нормативы качества воды водного объекта в месте сброса сточных вод, что подтверждается материалами дела.

Заслушав защитника (...) возражавшего по доводам жалобы, проверив дело, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 8.33 КоАП РФ нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 10000 до 15000 рублей.

Согласно частям 1 и 2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире" при строительстве и иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Данная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством РФ.

В силу п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов ПДК вредных веществ в водных объектах).

В соответствии с п. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон) юридические лица, осуществляющие эксплуатацию сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды, в том числе на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и сбросов загрязняющих веществ.

Основанием привлечения Предприятия к административной ответственности послужили выявленные в ходе административного расследования 17.07.2019 в 09.00 час. на территории г. Костомукша Республики Карелия следующие обстоятельства. Предприятие осуществляет сброс сточных вод в оз. Контокки-ярви - водоем высшей категории рыбохозяйственного значения в координатах 64 град. 35 мин. 43,8 сек. с.ш., 30 град. 33 мин. 21,3 сек. в.д. на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 13.12.2017 № 342. В нарушение условий данного решения, приказа Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 Предприятием в результате сброса недостаточно очищенных сточных вод превышены ПДК загрязняющих веществ в воде озера в месте сброса сточных вод. Так, в сточных водах были превышены ПДК по следующим показателям: взвешенные вещества - 3,1 мг/л (выше норматива в 1,1 раза), аммоний-ион - 0,13 мг/л (выше норматива в 1,08 раза), алюминий - 0,46 мг/л (выше норматива в 11,5 раз), железо - 0,39 мг/л (выше норматива в 1,25 раза). В результате в месте сброса сточных вод в водоеме превышены ПДК по следующим показателям: алюминий - 0, 123 мг/л (выше норматива в 3,075 раза), железо - 0,34 мг/л (выше норматива в 3,4 раза).

Судья при пересмотре постановления пришел к выводу об отсутствии события административного правонарушения по тем основаниям, что Федеральным законом от 21.07.2014 №219-ФЗ, вступившим в силу 01.01.2019, для объектов III категории, к которым отнесена промплощадка ВОС Предприятия, предусмотрен расчет нормативов допустимого выброса только в отношении радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), сведений о выбросе таковых в деле не имеется.

Вместе с тем, данный вывод основан на ошибочном толковании законодательства.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 21 Закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (далее - НДВ), в том числе нормативы допустимых сбросов (далее - НДС). Соблюдение НДВ, за исключением технологических и технических нормативов, должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды.

В силу ч.ч. 1-3 ст. 35 ВК РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения НДВ на водные объекты, которые разрабатываются на основании ПДК химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение НДВ на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 881 установлено, что НДВ на водные объекты разрабатывает Федеральное агентство водных ресурсов с участием Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании ПДК химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах и в соответствии с методическими указаниями и утверждает указанные нормативы при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 утверждены нормативы ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, несоблюдение которых вменяется Обществу.

В соответствии с ч. 2 ст. 21, п. 2 ч. 1, п. 3 ч. 3 ст. 22 ВК РФ предоставление водного объекта в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать, в том числе, цель, виды и условия использования водного объекта. Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод дополнительного должно содержать, требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод.

Пунктами 12, 19, 27, 64, 67 Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование, утвержденного приказом Минприроды России от 21.01.2013 № 20, данная государственная услуга представляется Росводресурсами или его территориальными органами, в том числе для сброса сточных вод. К заявлению о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод прилагается расчет и обоснование заявленного объема сточных вод и показателей их качества по каждому выпуску. Условия использования водного объекта определяются с учетом специфики предполагаемого использования водного объекта или его части и намечаемых водоохранных и водохозяйственных мероприятий.

При отсутствии у водопользователя утвержденных в установленном порядке НДС установление нормативов качества сброса сточных вод в водный объект возможно на уровне ПДК, что не противоречит условия непревышения максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах показателей, определяемых исходя из НДВ на водные объекты. В случае разработки водопользователем и утверждения в установленном законодательством порядке НДС водопользователь вправе обратиться в уполномоченный орган по предоставлению водного объекта в пользование для оформления решения о предоставлении водного объекта в пользование на основании НДС (Письмо Росводресурсов от 05.02.2009 № ВК-02-25/325).

Действительно, пунктом 4 ст. 22 Закона в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ, предусмотрено, что НДС, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами, не рассчитываются для объектов III категории.

Данное положение в зависимости от вида объекта, осуществляющего сброс загрязняющих веществ в водоем, может применяться для определения или изменения уполномоченным органом условий решения о предоставлении водного объекта в пользование. Вместе с тем, пункт 4 ст. 22 Закона в действующей редакции не предполагает право хозяйствующего субъекта, эксплуатирующего объект III категории, не соблюдать условия выданного ему в установленном порядке решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Толкование п. 4 ст. 22 Закона, изложенное в обжалуемом судебном акте, по существу означает допустимость владельца объекта III категории осуществлять неограниченный сброс в водные объекты загрязняющих веществ, не относящихся к радиоактивным, высокотоксичным и не обладающим канцерогенными, мутагенными свойствами, что не согласуется с вышеприведенными нормами природоохранного законодательства и идет вразрез с положением ст. 42 Конституции РФ.

Кроме того, пунктами 10 и 11 ст. 22 Закона в ред. Федерального закона от 29.07.2017 № 225-ФЗ в отношении объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов предусмотрено установление НДС независимо от категории объекта по ряду загрязняющих веществ.

С учетом изложенного, обжалуемое решение судьи подлежит отмене, дело об административном правонарушении с жалобой Предприятия - возвращению на новое рассмотрение в Костомукшский городской суд Республики Карелия.

Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 29.10.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ, в отношении муниципального казенного предприятия "Горводоканал Костомукшского городского округа", отменить; дело об административном правонарушении с жалобой муниципального казенного предприятия "Горводоканал Костомукшского городского округа" возвратить на новое рассмотрение в Костомукшский городской суд Республики Карелия.

Судья

С.В. Щепалов

21-437/2019

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
МКП "Горводоканал"
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Щепалов Станислав Владимирович
Статьи

КоАП: ст. 8.33

Дело на странице суда
vs--kar.sudrf.ru
29.11.2019Материалы переданы в производство судье
25.12.2019Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее