Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 октября 2019 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Чернякова Н.Н.,
с участием истца Ферапонтова И.И., его представителя Лачинова О.В.,
представителя ответчика по доверенности Громовой А.М.,
при секретаре Котовой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1214/2019 по иску Ферапонтова Ивана Игоревича к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Минтруда России о признании незаконным решения об отказе в установлении инвалидности, признании за истцом права на получение третьей группы инвалидности по достижении 18-летнего возраста бессрочно, взыскании судебных расходов, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском о признании незаконным решения ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в установлении инвалидности.
В обоснование иска ФИО6 указал, что у него с рождения диагностирован врожденный порок сердца, в 1998 году выполнена баллонная вальвулоплатика. ДД.ММ.ГГГГ заключением МСЭ истцу определен а категория «ребенок-инвалид» на два года с переосвидетельствованием ДД.ММ.ГГГГ В 2008 г. в Самарском областном клиническом кардиологическом диспансере выполнена пластика трехстворчатого клапана по Бойду. В процессе динамического наблюдения происходило увеличение недостаточности трехстворчатого клапана. В 2012 г. была проведена имплантация клапаносодержащего кондутита-вшит биопротез Хенкок №, С учетом прохождения каждые последующие два года освидетельствований, до 2015 г. категория «ребенок-инвалид» подтверждалась учреждением медико-социальной экспертизы. Однако до достижения истцом 18 лет, не смотря на отсутствие улучшений оснований для установления группы инвалидности комиссией поликлиники не определено.
Физическое здоровье истца на протяжении многих лет оставалось стабильно неудовлетворительным. Учитывая наличие порока, сопровождающегося нарушением внутрисердечной гемодинамики. ДД.ММ.ГГГГ истцу выполнена операция Репротезирование триуспидального клапана биопротезом Хенкок 27. <адрес> клинического кардиологического диспансера рекомендовано направить документы в МСЭК с целью продления инвалидности.
По результатам заявления Бюро МСЭ отказано в установлении инвалидности истцу. Не согласившись с решением, истец обжаловал его. Решением ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, согласно справке №.8ФБ/2019 от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано.
С учетом изложенного и дополнений исковых требований, истец просил признать незаконным решение ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении инвалидности, признать право на получение третьей группы инвалидности по достижении 18-летнего возраста бессрочно, взыскать судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей, моральный вред в размере <данные изъяты> руб.
В судебном заседании истец и его представитель доводы иска поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
Представитель ответчика Бюро МСЭ ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Минтруда России возражала против иска, указав, что выводы экспертов об отсутствии оснований для установления инвалидности являются правильными, с учетом всех проведенных исследований и освидетельствования истца.
Исследовав материалы дела, выслушав явившиеся стороны, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из представленных медицинских документов следует, что ФИО1 с рождения и до наступления 18-летнего возраста являлся ребенком- инвалидом.
ДД.ММ.ГГГГ впервые (очно) прошел освидетельствование в бюро МСЭ №, где врачи-эксперты, изучив представленные медицинские и медико-экспертные документы, по диагнозу: «Балонная вальвулопластика легочной артерии в 1998 году, пластика трехстворчатого клапана в ДД.ММ.ГГГГ году по поводу врожденного клапанного стеноза легочной артерии и недостаточности трехстворчатого клапана. Протезирование ТК (Хенкок 25), имплантация клапаносодержащего кондуита ПЖ- ЛА (легочный гомографт 31) в ДД.ММ.ГГГГ. Репротезирование трехстворчатого клапана биопротезом Хенкок 27 от ДД.ММ.ГГГГ ХСН 1 ст. NYHA 2 ФК. Стойкие незначительные нарушения функции сердечно-сосудистой системы», разработали программу дополнительного обследования, согласно которой, в срок до ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 необходимо представить заключение кардиолога СОККД и рентген с описанием легочного рисунка.
При освидетельствовании ДД.ММ.ГГГГ с учетом пройденной программы дополнительного обследования, врачи-эксперты вынесли экспертное решение: 20% стойких нарушений функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной с системы, эндокринной системы и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, психических функций, языковых и речевых функций, сенсорных функций, нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций, установленных по п.2.2.4.1 количественной системы оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека не приводят к ограничению жизнедеятельности в основных категориях, не требуют мер социальной защиты и не являются основанием к установлению инвалидности согласно действующих нормативных документов.
Не согласившись с вынесенным экспертным решением, ФИО1 (на основании своего личного заявления от ДД.ММ.ГГГГ) просил провести очную медико-социальную экспертизу по обжалованию решения бюро МСЭ № и ДД.ММ.ГГГГ был освидетельствован в Экспертном составе № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России, где специалисты также не нашли оснований для установления группы инвалидности, тем самым утвердив решение БМСЭ №.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 заочно (в порядке обжалования) прошел освидетельствование в ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России (Федеральное бюро), где специалистами было вынесено консультативное заключение:
При проведении заочной медико-социальной экспертизы по результатам комплексной оценки состояния организма на основании анализа клинико-функциональных, социально- бытовых, профессионально-трудовых данных в представленных медицинских и медикоэкспертных документах установлено, что у ФИО1 имеется нарушение здоровья с 1 (незначительной) степенью выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленное заболеванием сердечно-сосудистой системы, не приводящее к ограничению основных категорий жизнедеятельности, не определяющее необходимость социальной защиты, не является основанием для установления инвалидности. Экспертное решение принято единогласно.
Оспаривая вышеуказанные решения, истец указывает на наличие у него заболеваний и их последствий, представляющих право на признание инвалидом.
Оценивая доводы сторон, суд исходит из следующего.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст.7 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев.
Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются, в том числе: установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; определение степени утраты профессиональной трудоспособности (ст.8 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. К ним относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (пункт 1 Порядка).
Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов. Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека: I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов; II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов; III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов; IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов (п.4 Приказ Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 1024н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы").
Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты (п.8 Приказ Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 1024н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы")
Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы. Освидетельствование лица для установления ему инвалидности проводится только в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, на которые возложены функции по установлению инвалидности. Назначение и проведение медико-социальных экспертиз должны осуществляться в медицинских организациях государственной системы медико-социальной экспертизы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) - по медико-социальной экспертизе, а также лицами, получившими высшее медицинское образование в Российской Федерации, имеющими сертификат специалиста в том объеме, в каком эта деятельность указана в лицензии и сертификате.
Согласно ст.60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Определением Самарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству истца назначена судебная медико-социальная экспертиза для определения обоснованности вынесения решения Главного бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, решения экспертного состава № ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> Министерства труда России» от 18.03.2019г., решения экспертного состава № ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда России от ДД.ММ.ГГГГ
По определению Самарского районного суда <адрес> ФИО1 освидетельствован экспертным составом ФКУ «Главного бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» (заключение от ДД.ММ.ГГГГ №).
По результатам изучения медицинских документов эксперты пришли к выводу, что после проведенного ДД.ММ.ГГГГ оперативного лечения (репротезирование трикуспидального клапана биопротезом) до освидетельствования в ФКУ « ГБ МСЭ по <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ и на момент судебной медико-социальной экспертизы ДД.ММ.ГГГГ, у него имелись стойкие признаки хронической сердечной недостаточности 1 стадии. В соответствии с п. 2.2.4.1 количественной системы оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами в процентах, данное состояние оценивается на уровне <данные изъяты> %.
Оценка <данные изъяты> % соответствует I степени – стойким незначительным нарушениям функций организма человека, которые не приводят к ограничениям жизнедеятельности, не требуют мер социальной защиты и не являются основанием для признания гражданина инвалидом.
Факта влияния всех других имеющихся стойких нарушений функций организма человека на максимально выраженное нарушение функций эндокринной системы и метаболизма не выявлено. Суммарная оценка степени нарушения функций организма составляет <данные изъяты>, что соответствует стойким незначительным нарушениям функций организма человека, не дает оснований для признания гражданина инвалидом.
Согласно выводов ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России вынесенное в отношении ФИО1, решение бюро МСЭ № от ДД.ММ.ГГГГ решение экспертного состава № ФГБУ Федеральное бюро МСЭ от 18.04.52019 г. являются правильными.
С учетом вышеуказанных выводов, оснований для установления группы инвалидности ФИО7 на дату освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
Таким образом, правильность решения ФКУ ГБ МСЭ по <адрес> Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ., а также решение ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ подтверждены экспертным заключением медико-социальной экспертизы, проведенной по определению суда.
Указанное заключение экспертизы выполнено с соблюдением требований, предъявляемых к производству экспертизы Федеральным законом № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также требований ст. 86 ГПК РФ. При проведении судебной экспертизы в распоряжение экспертов были предоставлены все имеющиеся в материалах дела доказательства.
Суд признает допустимым и достоверным доказательством экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ, выполненное ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>». Эксперты предупреждались об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ, имеют высшее медицинское образование, соответствующую специализацию, стаж работы, являются врачами по медико-социальной экспертизе, компетентны и отвечают требованиям к экспертам, уполномоченными на проведение медико-социальной экспертизы. Выводы экспертов мотивированы и основываются на результатах проведенных исследований, объективность которых не вызывает сомнений.
Оснований не доверять заключению судебной экспертизы у суда не имеется, экспертное исследование проводилось экспертным составом, имеющим соответствующее образование и квалификацию, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Вопреки позиции истца, степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, может быть определена только экспертами, имеющими право на проведение медико-социальной экспертизы. В этой связи, не может являться допустимым доказательством степени выраженности стойких нарушений функций организма человека направление врача, не являющегося экспертом бюро медико-социальной экспертизы.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что отказ в признании истца инвалидом осуществлен правомерно, исходя из комплексной оценки его состояния организма, на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, установленных приказом Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы".
Нарушений установленного порядка проведения медико-социальной экспертизы при освидетельствовании истца не установлено.
С учетом изложенного, требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск ФИО1 к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Минтруда России о признании незаконным решения об отказе в установлении инвалидности, признании за истцом права на получение третьей группы инвалидности по достижении 18-летнего возраста бессрочно, взыскании судебных расходов, компенсации морального вреда,- оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 15.10.2019г.