РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
7 сентября 2021 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хоменко Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-3593/21 по иску Байгушева А. В. об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара,
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Байгушева А. В. распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 15.06.2021 г. №РД-897.
Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, приняв решение по его заявлению о предоставлении земельного участка в собственность от 13.05.2021 г. №СП-9/2502, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 сентября 2021 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хоменко Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-3593/21 по иску Байгушева А. В. об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара,
установил:
Байгушев А.В. обратился в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что он обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов в собственность по договору купли-продажи. Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 15.06.2021 г. №РД-897 ему было отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № поскольку на земельном участке расположено сооружение, не принадлежащее ему. Фактически в границах испрашиваемого земельного участка капитальные здания, строения и сооружения отсутствуют. Данные обстоятельства подтверждаются заключением специалиста ООО «Поволжье», проводившего обследование испрашиваемого земельного участка. Испрашиваемый земельный участок используется им с 2010 года для садоводства. В границах земельного участка расположены теплица, навес и туалет, не являющиеся капитальными зданиями или строениями. Просит признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 15.06.2021 г. №РД-897, обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу возобновить работу по его заявлению о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности от 4.03.2021 г. Бажин А.А. заявленные требования поддержал. Пояснил, что теплица, навес и туалет возведены заявителем, который фактически пользуется земельным участком с 2010 г.
Представитель Департамента градостроительства г.о. Самара по доверенности от 3.08.2021 г. №Д05-22/76 Матвеева Г.В. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 90-92).
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 12.10.2010 г. №РД-1111 (л.д. 10) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 704,00 м2 по адресу: <адрес> для садоводства, по заявлению истца.
25.03.2014 г. на основании этого распоряжения был проведён государственный кадастровый учёт земельного участка, присвоен кадастровый № (л.д. 15-18).
13.05.2021 г. истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предоставлении в собственность возмездно земельного участка с кадастровым номером № для садоводства (л.д. 24).
Распоряжением от 15.06.2021 г. №РД-897 Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал истцу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка (л.д. 22-3).
Отказ в предоставлении земельного участка очевидным образом затрагивает законные интересы заявителя, в связи с чем может быть оспорен им в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.
Поскольку ответчик не представил суду доказательств направления истцу копии данного постановления, суд, исходя из презумпции добросовестности участников правоотношений, не может сделать вывод о пропуске заявителем установленного п.1 ст.219 КАС РФ срока на обращение в суд.
В соответствии с п.1 ст.39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учёта земельного участка или государственного кадастрового учёта в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Соответственно, подача истцом ответчику заявления о предоставлении земельного участка представляла собой реализацию шестого этапа вышеописанной процедуры.
В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 11.01.2017 г. №1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента градостроительства наделен полномочиями по приёму заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара (во всех случаях), а также по подготовке, подписанию и направлению заявителям соответствующих распорядительных актов Департамента градостроительства г.о. Самара о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в собственность бесплатно, в аренду, об отказе в предоставлении земельных участков без проведения торгов, о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком, а также иных документов, связанных с распоряжением земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ (пп.1, 6 п.1 указанного постановления).
Следовательно, ответчик был компетентен рассмотреть заявление истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка и принять решение по существу заявления.
Специальной процедуры принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка закон не устанавливает.
Оспариваемое решение мотивировано ссылкой на пп.4 ст.39.16 ЗК РФ, в силу которого уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершённого строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещённые в соответствии со ст.39.36 ЗК РФ, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершённого строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нём здания, сооружения, объекта незавершённого строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или её приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные ч.11 ст.55.32 ГрК РФ.
Таким образом, выбранное ответчиком основание для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка направлено на защиту предусмотренного ст.39.20 ЗК РФ исключительного права собственников зданий и сооружений (включая объекты незавершённого строительства) на приобретение прав на земельные участки, занятые этими строениями и необходимые для их использования. Соответственно, данное основание неприменимо по отношению к собственнику строений, также в ситуации, когда объект может быть размещён на земельном участке на основании сервитута или без предоставления земельного участка и без установления сервитута, или если строения признаны самовольными постройками и принято решение об их сносе, которое не исполнено (по смыслу закона речь идёт о приравнивании земельного участка в этом случае к незастроенному).
В соответствии с пп.4 п.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий, бездействия органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц действует доказательственная презумпция несоответствия закону оспариваемых решений, действий, бездействия, бремя доказывания обратного возложено на ответчиков.
В подтверждение наличия на испрашиваемом земельном участке объекта капитального строительства ответчик предоставил скриншот публичной кадастровой карты (pkk5.rosreestr.ru).
Однако в пп.4 ст.39.16 ЗК РФ идёт речь о наличии на испрашиваемом земельном участке зданий, сооружений, объектов незавершённого строительства, принадлежащих гражданам или юридическим лицам. Соответственно, для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка по данному основанию недостаточно одного факта нахождения на нём строения, необходимо также, чтобы соответствующий объект находился в частной собственности иного, помимо заявителя, лица.
Ответчик не представил суду доказательств наличия на испрашиваемом земельном участке объекта, принадлежащего на праве собственности какому-либо гражданину или юридическому лицу.
Более того, в оспариваемом решении прямо указано, что в едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах на объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке.
Следовательно, вывод ответчика о наличии на испрашиваемом земельном участке здания, сооружения, объекта незавершённого строительства, принадлежащего гражданину или юридическому лицу, не соответствует обстоятельствам дела, а отказ в предоставлении земельного участка по основанию, предусмотренному пп.4 ст.39.16 ЗК РФ, не соответствует закону.
Кроме того, истец признаёт, что на испрашиваемой территории расположены возведённые им временные строения – навес, теплица и туалет.
Эти обстоятельства подтверждаются также материалами муниципального земельного контроля (л.д. 98-101), где в акте осмотра земельного участка от 16.06.2021 г. особо оговорено, что на земельном участке отсутствуют капитальные постройки, заключением ООО «Поволжье» от 16.07.2021 г. №157/21 (л.д. 13-14) и устными пояснениями специалиста – кадастрового инженера Ильичева С.Ю., пояснившего, что на земельном участке расположены теплица из старых рам, деревянный туалет и навес.
Доказательств того, что указанные строения возведены иным лицом, ответчик не представил, предположение о том, что стороннее лицо могло осуществить их возведение на сформированном по заявлению истца земельном участке, суд расценивает как маловероятное.
В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом. Суд считает, что предусмотренный законом месячный срок исполнения решения является в данном случае разумным.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Байгушева А. В. распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 15.06.2021 г. №РД-897.
Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, приняв решение по его заявлению о предоставлении земельного участка в собственность от 13.05.2021 г. №СП-9/2502, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 16.09.2021 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь