Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-486/2019 (2-8623/2018;) ~ М-6934/2018 от 21.11.2018

Дело (5) 66RS0-85

изготовлено 05.03.2019г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2019 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга <адрес> в составе председательствующего судьи Савиновой О.Н.,

при секретаре судебного заседания Глушковой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МКУ «Городских кладбищ», Администрации города Екатеринбурга о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> города Екатеринбурга обратился в суд с указанным иском, в котором указал, что проверкой Роспотребнадзора установлено нарушение санитарно – эпидемиологического законодательства МКУ «служба городских кладбищ», неоднократные представления об устранении нарушений не приводят к должному устранению нарушений, так представление за 2017 год не исполнено, нарушения повторно выявлены в 2018 году.

Истец просил обязать ответчика:

разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны для кладбища «Северное» расположенное по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> фронта, <адрес>; организовать санитарно-защитную зону кладбища «Северное» в соответствии с проектом санитарно-защитной зоны; разработать и утвердить программу лабораторного контроля в соответствии с п. 2.6. СП <//>-01; обеспечить восстановление ограждения территории кладбища «Северное» с западной стороны в соответствии с п.2.7 СанПиН <//>-11, п.8.5.1 СП 3.<//>-08, п.7.<//> СП <//>-15; оборудовать на территории кладбища «Северное» площадки для мусоросборников в соответствии с п.6.7 СанПиН <//>-11; обеспечить качественную расчистку и благоустройство территории кладбища, не допускать образование свалок бытового мусора и отходов; обеспечить временное накопление отходов в специально отведенных местах в соответствии с п.3.6, 3.7 СанПиН 2.<//>-03; п.1.2, 3.2 СанПиН 42-128-4690- 88, п. 7.4.1.9 СП <//>-15; п.8.5.1., 10.4.1 СП 3.<//>-08; п.15.1 СанПиН <//>-14 на кладбище «Северное»; обеспечить эксплуатацию общественного туалета на выгребной яме на кладбище в соответствии с установленными требованиями, а именно очищать его по мере заполнения (не реже 1 раза в полгода), обеспечить водонепроницаемость выгреба, проводить уборку ежедневно; не реже одного раза в неделю промывать горячей водой с дезинфицирующими средствами в соответствии с п.2.3.4, 2.3.5 СанПиН 42-128-4690-88; п.4 СП 983-72, п.6.4 СанПиН <//>-11 на кладбище «Северное»; обеспечить оборудование и эксплуатацию источника хозяйственного водоснабжения в соответствии с п. 6.4 СанПиН <//>-11, п. 2.5 СанПиН 2.<//>-02 на кладбище «Северное»; организовать хозяйственно-питьевое водоснабжение в соответствии с п. 6.3 СанПиН <//>-11 на кладбище «Северное».

В судебном заседании представитель истца просила удовлетворить исковые требования, указав, что выявленные нарушения по итогам 2017 года не были устранены, что повлекло вновь вынесение представление, не возражала против установления предложенных сроков исполнения, исходя из необходимости проведения определенных процедур и работ.

Представитель МКУ «Служба городских кладбищ» в судебном заседании указала, что представление вынесено в отношении всех кладбищ, выявленные нарушения устраняются по мере финансирования, просила учесть, что в срок, предложенный истцом, устранить указанные нарушение не представляется возможным., считает, что ограждение не должно быть восстановлено, так как обязательность ограждения территории кладбища не установлена действующими нормативно-правовыми актами, вывоз мусора осуществляется в соответствии с муниципальным контрактом, установка мусоросборников также осуществляется в соответствии с муниципальным контрактом постепенно.

Представитель администрации города Екатеринбурга просила отказать в удовлетворении иска. поскольку срок установки санитарно-защитной зоны может быть установлен только до 21 года, ранее невозможно исполнить решение суда, требования иска предусмотрены на будущее время, пункты 8 и 9 взаимоисключающие.

Допрошенный в качестве специалиста специалист-эксперт Рындина Н.В. пояснила, что все выявленные нарушения указаны в представлении, не оборудованы площадки для сбора мусора, контейнеры стоят на земле, такого быть не должно, не прошел санитарно-эпидемиологическую оценку и не имеет утвержденный в установленном порядке проект, санитарно-защитная зона кладбища не организована, на кладбище должно быть организовано хозяйственно-питьевое водоснабжение и оборудовано хозяйственное водоснабжение, на момент проверки не были представлены акты выполненных работ по вывозу мусора и проведение выгреба туалета, его обработка, в связи с чем, в представлении указаны данные недостатки.

Заслушав участвующих лиц, изучив представленные доказательства, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению частично, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Частью 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями.

В силу статьи 18 Федерального закона от <//> N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ), общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, а согласно части 2 статьи 15 Федерального закона N 8-ФЗ места погребения по принадлежности могут быть либо государственными либо муниципальными.

Согласно п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения городского округа. В целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере похоронного дела, Администрацией города Екатеринбурга создано Муниципальное казенное учреждение «Служба городских кладбищ» (постановление Администрации города Екатеринбурга от 30.12.2011г. «О создании Муниципального казенного учреждения «Служба городских кладбищ» - далее МКУ «Служба городских кладбищ»),

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона N 8-ФЗ местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Согласно статье 16 Федерального закона N 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Статья 42 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 11 Федерального закона N 7-ФЗ от <//> "Об охране окружающей среды" определяют, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от <//> N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абзац 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от <//> N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 8-ФЗ деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (пункт 1).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от <//> N 84 утверждены СанПиН <//>-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Требования СанПиН <//>-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (пункты 1.1 - 1.2 СанПиН <//>-11).

Согласно пункту 2.7 СанПиН <//>-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <//> N 74 введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.<//>-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".

В соответствии с п.6.3, 6.4, 6.7 для питьевых и хозяйственных нужд на кладбищах и других объектах похоронного назначения следует предусматривать хозяйственно-питьевое водоснабжение. Качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил для питьевой воды. При отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).

Пунктом 1.5 СанПиН 2.2.1/2.<//>-03 предусмотрено, что данные санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ и в крематориях необходимо предусмотреть систему водоснабжения самостоятельную или с подключением к водопроводам и водоводам технической воды промышленных предприятий, расположенных от них в непосредственной близости.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <//> N 19 (ред. от <//>) "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.<//>-08" (вместе с "СП 3.<//>-08. Профилактика клещевого вирусного энцефалита. Санитарно-эпидемиологические правила") предусмотрена необходимость проведения благоустройства лесных массивов, в том числе санитарные рубки и удаление сухостоя, валежника и прошлогодней травы, разреживание кустарника, уничтожение свалок бытового и лесного мусора. Участки территории, наиболее часто посещаемые людьми, необходимо оградить от проникновения домашних и диких животных, которые могут занести клещей. Особое внимание необходимо уделять парковым дорожкам, детским площадкам, кладбищам и другим местам массового пребывания людей, где травяная растительность должна быть скошена (п.8.5.1).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <//> N 78 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП <//>-15 "Профилактика инфекций, передающихся иксодовыми клещами" предусмотрена необходимость обеспечения Руководителями организаций, расположенных в зоне природных очагов (или зонах риска) инфекций, передающихся иксодовыми клещами, перед их открытием расчистку прилегающих территорий от мусора, валежника, сухостоя в радиусе 50 - 100 м вокруг организации, покос и расчистку от травяной растительности территории организации, ограждение территории организации забором, полосой зеленых насаждений или другим естественным ограждением по периметру. Озеленение деревьями и кустарниками проводится с учетом климатических условий;

Пунктом 2.6 Санитарных правил <//>-01 предусмотрено, что программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, либо уполномоченными в установленном порядке лицами.

Актом проверки Управления Федеральной службы по надзору в сфере и защиты прав потребителей и благополучия человека по СО от <//> были установлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к охране окружающей среды, в адрес учреждения вынесено предписание об устранении нарушений со сроком исполнения до <//>, вместе с тем, судом установлено, что проверка проводилась в связи с истечением срока исполнения предписания от <//>, срок исполнения которых, был установлен до <//>.

Согласно ч. 4 ст. 17 Федеральный закон от <//> № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

В результате установленных нарушений санитарного законодательства, создается угроза жизни и здоровью населения, нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц. Понуждение к устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым, в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.

С учетом установленных обстоятельств, исходя из требований исполнимости решения суда, времени, необходимого для проведения определенных процедур, согласований и осуществления работ, суд считает возможным установить срок для исполнения обязательств в срок до <//> разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны для кладбища «северное», расположенное по адресу: город Екатеринбург, <адрес> фронта, 93; организовать санитарно-защитную зону кладбища «Северное» в соответствии с проектом санитарно-защитной зоны; разработать и утвердить программу лабораторного контроля в соответствии с п.2.6 СП <//>-01.

В отношении требований о восстановление ограждения территории кладбища «северное» с западной стороны, оборудовать на территории кладбища «северное» площадки для мусоросборников; оборудовать источником хозяйственного водоснабжения кладбище «северное»; организовать хозяйственно-питьевое водоснабжение на кладбище «северное», суд считает возможным установить срок исполнения до <//>.

Доводы представителя ответчика о том, что необходимости в исполнении предписания не имеется в настоящее время, поскольку срок исполнения предписания не наступил, суд не принимает во внимание, поскольку нарушения были выявлены ранее и отражены в предписании 2017 года.

Доводы о том, что ограждение как таковое не должно быть установлено, поскольку не является обязательным требованием, суд также не принимает, поскольку доказательств соблюдения санитарных правил не представлено.

Доводы представителя ответчика о том, что контейнерные площадки соответствуют требованиям противоречат материалам дела, доказательств того, что хозяйственное, питьевое водоснабжение организовано в соответствии с санитарными требованиями и правилами также не представлено.

В отношении требований об обеспечении качественной расчистки и благоустройство территории кладбища, не допущения образование свалок бытового мусора и отходов; обеспечения временного накопление отходов в специально отведенных местах в соответствии с п.3.6, 3.7 СанПиН 2.<//>-03; п.1.2, 3.2 СанПиН 42-128-4690- 88, п. 7.4.1.9 СП <//>-15; п.8.5.1., 10.4.1 СП 3.<//>-08; п.15.1 СанПиН <//>-14 на кладбище «Северное», обеспечения эксплуатации общественного туалета на выгребной яме на кладбище в соответствии с установленными требованиями, а именно очищать его по мере заполнения (не реже 1 раза в полгода), обеспечения водонепроницаемости выгреба, проведения уборки ежедневно; не реже одного раза в неделю промывать горячей водой с дезинфицирующими средствами в соответствии с п.2.3.4, 2.3.5 СанПиН 42-128-4690-88; п.4 СП 983-72, п.6.4 СанПиН <//>-11 на кладбище «Северное», суд приходит к выводу, что данные требования направлены на исполнение их в будущем времени, что не соответствует способам защиты нарушенного права, предусмотренным ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом изложенного отсутствуют основания для защиты прав ввиду того, что истцом избран ненадлежащий способ защиты прав, а также в связи с тем, что защита от будущих нарушений не предусмотрена ст. 3 ГПК РФ, поскольку наступление негативных последствий в данном случае только предполагается, защита права на будущее время не допускается, кроме того, требование об обеспечении накопления отходов в специально отведенных местах дублирует требование об оборудовании площадки для мусоросборников.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МКУ «Городских кладбищ», Администрации города Екатеринбурга о возложении обязанности, удовлетворить частично.

Возложить обязанность на МКУ «Городских кладбищ» в срок до <//> разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны для кладбища «северное», расположенное по адресу: город Екатеринбург, <адрес> фронта, 93; организовать санитарно-защитную зону кладбища «Северное» в соответствии с проектом санитарно-защитной зоны; разработать и утвердить программу лабораторного контроля в соответствии с п.2.6 СП <//>-01.

Возложить обязанность на МКУ «Городских кладбищ» в срок до <//> обеспечить восстановление ограждения территории кладбища «северное» с западной стороны, оборудовать на территории кладбища «северное» площадки для мусоросборников; оборудовать источником хозяйственного водоснабжения кладбище «северное»; организовать хозяйственно-питьевое водоснабжение на кладбище «северное».

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательном виде с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья:

2-486/2019 (2-8623/2018;) ~ М-6934/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Орджоникидзевского района
Ответчики
МКУ Служба городских кладбищ
Администрация г. Екатеринбурга
Другие
Управление Роспотребнадзора по Свердловской области
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Савинова Ольга Николаевна
Дело на странице суда
leninskyeka--svd.sudrf.ru
21.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.11.2018Передача материалов судье
26.11.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.11.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2018Судебное заседание
05.02.2019Судебное заседание
21.02.2019Судебное заседание
28.02.2019Судебное заседание
05.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее