РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2017 года город Шуя Ивановской области
Шуйский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Николаенко Е.А.,
при секретаре Березовской О.В.,
с участием представителя истца помощника Шуйского межрайонного прокурора Беляниной К.А., представителя ответчика, МДОУ «Детский сад № 34 комбинированного вида» Петрова В.В., представителя ответчика, администрации городского округа Шуя, Кругляковской Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 34 комбинированного вида», администрации городского округа Шуя о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Шуйский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит обязать администрацию городского округа Шуя выделить денежные средства в размере, необходимом для оборудования места массового пребывания людей – Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 34 комбинированного вида» (далее – МДОУ «Детский сад № 34 комбинированного вида»), расположенное по адресу: Ивановская область, г.Шуя, ул. Советская дом 30, системой, обеспечивающей достаточное освещение всей территории учреждения, в соответствии с положениями Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272, в срок до 01 сентября 2018 года; обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 34 комбинированного вида» оборудовать место массового пребывания людей, расположенное по адресу: Ивановская область, г.Шуя, ул. Советская дом 30, системой, обеспечивающей достаточное освещение всей территории учреждения, в соответствии с положениями Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272, в срок до 01 сентября 2018 года.
Исковые требования мотивированы тем, что Шуйской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму. В ходе проверки установлено, что постановлением Администрации городского округа Шуя Ивановской области от 22.12.2015 № 2264 утвержден перечень мест массового пребывания людей, в который включено МДОУ «Детский сад № 34 комбинированного вида», расположенное по адресу: Ивановская область, г.Шуя, ул. Советская дом 30. Здание по вышеуказанному адресу находится в пользовании МДОУ «Детский сад № 34 комбинированного вида», учредителем которого является администрация городского округа Шуя. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований пунктов 7 и 12 ст. 2, ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», пункта 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272, на территории МДОУ «Детский сад №34 комбинированного вида», расположенной с противоположной стороны от ул.Советская, в темное время суток отсутствует система наружного освещения. Над входом в МДОУ «Детский сад №34 комбинированного вида» функционирует один прожектор. Отсутствие системы освещения здания и территории МОУ НОШ №3, по мнению истца, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих на территории городского округа, не позволяет обеспечить предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории места массового пребывания людей, может способствовать совершению противоправных действий в отношении людей, находящихся на территории городского округа, что нарушает право неопределенного круга лиц на безопасность жизни и здоровья.
В судебном заседании представитель истца, помощник Шуйского межрайонного прокурора Белянина К.А., с учетом экспертного заключения № 505-Д от 27.11.2017 года, составленного филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области, городе Шуя, Шуйском и Савинском районах», заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г.о. Шуи Кругляковская Л.А. возражала против заявленных требований, полагала, что имеющихся источников освещения на территории МДОУ «Детский сад № 34 комбинированного вида» достаточно. Кроме этого, пояснила, что бюджет на 2018 год уже спланирован, и расходы на закупку систем освещения там не предусмотрены, в связи с тем в требуемый срок невозможно будет исполнить решение суда.
В судебном заседании представитель ответчика МДОУ «Детский сад № 34 комбинированного вида» Петрова В.В. позицию представителя администрации г.о. Шуи поддержала.
В судебное заседание представитель третьего лица, Отдела образования администрации г.о. Шуи, не явился, об уважительности причины неявки не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, принимая во внимание положения ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства – участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
Пункт 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации
Из п. 8 ч. 1 ст. 41 вышеуказанного Закона, следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений образования.
Согласно Уставу МДОУ «Детский сад № 34 комбинированного вида» учредителем данного учреждения является муниципальное образование городской округ Шуя. Функции и полномочия учредителя в соответствии с Федеральными законами, нормативными правовыми актами городского округа Шуя осуществляет Администрация городского округа Шуя. Собственником имущества дошкольного учреждения также является муниципальное образование – городской округ Шуя.
Постановлением Администрации городского округа Шуя Ивановской области от 22.12.2015 № 2264 утвержден перечень мест массового пребывания людей, в который включено МДОУ «Детский сад № 34 комбинированного вида», расположенное по адресу: Ивановская область, г.Шуя, ул. Советская дом 30.
В силу части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года № 272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, вступивших в действие 11 апреля 2015 года.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 23 названных Требований, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой освещения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 29 декабря 2010 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10.
Пунктом 1.3 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года N 189, установлено, что санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные учреждения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно пункту 3.9 вышеуказанных правил, территория учреждения должна иметь наружное искусственное освещение. Уровень искусственной освещенности на земле должен быть не менее 10 лк.
В ходе проверки, проводимой Шуйской межрайонной прокуратурой, установлено, что на территории МДОУ «Детский сад №34 комбинированного вида», расположенной с противоположной стороны от ул.Советская, в темное время суток отсутствует система наружного освещения. Над входом в МДОУ «Детский сад №34 комбинированного вида» функционирует один прожектор.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 30.10.2017 года, а также протоколом № 345 от 22.11.2017 года по измерению освещенности и экспертным заключением № 505-Д от 27.111.2017 года, составленным ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области, городе Шуя, Шуйском и Савинском районах». В частности из документов данного органа следует, что уровень искусственного освещения на территории МДОУ «Детский сад №34 комбинированного вида» не соответствуют требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 указанного закона, одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, п. п. 7 и 12 ст. 2 Федеральным законом «О противодействии терроризму» предусмотрено принятие профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях. В первую очередь, речь идет о мерах, связанных с выявлением и последующим устранением причин и условий, способствующих терроризму.
Согласно п. 3, 3.1 ст. 5 названного Закона органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Как следует из п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные общеобразовательные учреждения.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению и антитеррористической и противопожарной защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Оценивая в совокупности доказательства, учитывая, что на территории образовательного учреждения отсутствует система наружного искусственного освещения, тогда как это необходимо в силу действующих правовых норм, денежные средства на установку освещения образовательному учреждению не выделены, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, в связи с чем считает необходимым возложить на администрацию г.о. Шуи обязанность выделить денежные средства в размере, необходимом для оборудования места массового пребывания людей – МДОУ «Детский сад №34 комбинированного вида», расположенное по адресу: Ивановская область, г.Шуя, ул. Советская дом 30, системой, обеспечивающей достаточное освещение всей территории учреждения, в соответствии с положениями Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272, в срок до 01 сентября 2018, а на МДОУ «Детский сад №34 комбинированного вида» возложить обязанность оборудовать место массового пребывания людей, расположенное по адресу: Ивановская область, г.Шуя, ул. Советская дом 30, системой, обеспечивающей достаточное освещение всей территории учреждения, в соответствии с положениями Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272, в срок до 01 сентября 2018 года.
Приходя к выводу об удовлетворении исковых требований, суд учитывает, что выполнение возложенных на ответчиков обязанностей направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса и на пресечение действий, нарушающих право на антитеррористическую безопасность или создающих угрозу его нарушения.
Наличие на территории МДОУ «Детский сад №34 комбинированного вида» одного прожектора, в силу очевидности факта, не может обеспечить освещение всей территории образовательного учреждения в установленной правилами норме.
Ссылка администрации г.о. Шуи на то, что бюджет на 2018 год уже утвержден и расходы на установление систем освещения в бюджете не предусмотрены, не является основанием для отказа в удовлетворении искровых требований, поскольку правового значения не имеет. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием у них для этого финансовой возможности. В силу ст. ст. 139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 34 комбинированного вида», администрации городского округа Шуя о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа Шуя выделить денежные средства в размере, необходимом для оборудования места массового пребывания людей – Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 34 комбинированного вида», расположенное по адресу: Ивановская область, г.Шуя, ул. Советская, дом 30, системой, обеспечивающей достаточное освещение всей территории учреждения, в соответствии с положениями Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272, в срок до 01 сентября 2018 года.
Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 34 комбинированного вида» оборудовать место массового пребывания людей, расположенное по адресу: Ивановская область, г.Шуя, ул. Советская дом 30, системой, обеспечивающей достаточное освещение всей территории учреждения, в соответствии с положениями Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272, в срок до 01 сентября 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Николаенко Е.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 04 декабря 2017 года.
Судья подпись Николаенко Е.А.
Согласовано.
Судья: Е.А.Николаенко