РЎСѓРґСЊСЏ Ляднова Р.Р’. |
Дело № 33-2008/2021 №2-12/2021 |
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
4 августа 2021 года |
г. Орел |
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Корневой М.А.
судей Жидковой Е.В., Букаловой Е.А.
при секретаре Щекотихиной М.М.
РІ открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело РїРѕ РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Леонова Р .Р., РЎРёРґРѕСЂРѕРІР° Рќ.Р’. Рє Паничкиной Рћ.Рќ., Паничкиной Р•.Рќ. Рѕ признании приюта для собак незаконным Рё прекращении содержания РЅР° садовом участке собак,
по апелляционной жалобе Паничкиной О.Н. на решение Орловского районного суда Орловской области от 10.02.2021, которым постановлено:
В«Рсковые требования Леонова Р .Р., РЎРёРґРѕСЂРѕРІР° Рќ.Р’. удовлетворить частично.
Обязать Паничкину О.Н., Паничкину Е.Н. прекратить содержание животных на земельных участках, расположенных по адресу: <адрес>», передав животных в специализированные приюты, в удовлетворении остальной части иска отказать».
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Орловского областного СЃСѓРґР° Р–РёРґРєРѕРІРѕР№ Р•.Р’., объяснения Паничкиной Рћ.Рќ. Рё ее представителя РїРѕ ордеру адвоката Р¤РРћ8, поддержавших РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, возражения Леонова Р .Р. Рё его представителя РїРѕ доверенности Р¤РРћ11, объяснения представителя садоводческого некоммерческого товарищества В«Рлектрификатор» Дьяконова Р.Рќ., полагавшего, что решение СЃСѓРґР° РЅРµ подлежит отмене РїРѕ доводам апелляционной жалобы, изучив материалы дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, судебная коллегия РїРѕ гражданским делам Орловского областного СЃСѓРґР°
установила:
Леонов Р .Р., РЎРёРґРѕСЂРѕРІ Рќ.Р’. обратились РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Паничкиной Рћ.Рќ., Паничкиной Р•.Рќ. Рѕ признании приюта для собак незаконным Рё прекращении содержания РЅР° садовом участке собак.
В обоснование требований указали, что являются собственниками земельных участков № и №, расположенных по адресу: <адрес>».
Собственниками соседних земельных участков в„–, в„–, расположенных РІ РЎРќРў В«Рлектрификатор» являются Паничкина Рћ.Рќ., Паничкина Р•.Рќ.
Паничкина Рћ.Рќ. является членом РЎРќРў В«Рлектрификактор».
На территории земельных участков ответчиков расположен несанкционированный питомник для собак. Лай собак наводит страх на прохожих и проживающих там людей, в том числе, на их несовершеннолетних детей. Собаки систематически ломают заборы на соседних земельных участках, наносят ущерб деревьям и кустарникам. Животные содержатся в неудовлетворительных условиях, на участке много мусора, в связи с чем развелось много крыс, мышей и насекомых, распространяется зловоние.
Правление РЎРќРў В«Рлектрификатор» неоднократно обращалось Рє Паничкиной Рћ.Рќ. Рё Паничкиной Р•.Рќ. СЃ требованием очистить земельный участок РѕС‚ РјСѓСЃРѕСЂР° Рё экскрементов, использовать участки РІ соответствии СЃ РёС… целевым назначением, привести территорию РІ надлежащее санитарное состояние Рё РІ условиях ограниченной площади садовых участков запретило Паничкиной Рћ.Рќ. Рё Паничкиной Р•.Рќ. разводить собак РІ таком количестве.
Ссылаясь РЅР° то, что ответчики используют принадлежащие РёРј земельные участки РЅРµ РїРѕ целевому назначению, поскольку размещение питомника РїРѕ содержанию собак РЅР° данных земельных участках недопустимо Рё нарушает действующее законодательство Рё Устав РЎРќРў В«Рлектрификатор», СЃ учетом уточнения требований Леонов Р .Р., РЎРёРґРѕСЂРѕРІ Рќ.Р’. просили СЃСѓРґ признать незаконным РїСЂРёСЋС‚ для собак, организованный Паничкиной Р•.Рќ., Паничкиной Рћ.Рќ.; обязать Паничкину Р•.Рќ. Рё Паничкину Рћ.Рќ. прекратить содержание животных, передав животных РІ специализированные приюты, созданные РІ соответствии СЃ Федеральным законом РѕС‚ 27.12.2018 в„– 498-ФЗ «Об ответственном обращении СЃ животными Рё Рѕ внесении изменений РІ отдельные законодательные акты Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», Постановлением Правительства Орловской области РѕС‚ 03.12.2019 в„– 663 «Об утверждении РџРѕСЂСЏРґРєР° осуществления деятельности РїРѕ обращению СЃ животными без владельцев Рё РџРѕСЂСЏРґРєР° организации деятельности приютов для животных Рё РЅРѕСЂРј содержания животных РІ РЅРёС…В» РЅР° садовом земельном участке, СЃ кадастровым номером в„–.
Определением СЃСѓРґР° РІ качестве третьих лиц, РЅРµ заявляющих самостоятельных требований относительно предмета СЃРїРѕСЂР°, привлечены РЎРќРў В«Рлектрификатор», общество СЃ ограниченной ответственностью (далее – РћРћРћ) В«Ркосервис», администрация Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе (основной и дополнительной) Паничкина О.Н. ставит вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права.
Приводит доводы о том, что ранее по факту содержания собак на земельном участке проводилась проверка Управлением Росреестра по Орловской области и в ее действиях никаких нарушений выявлено не было.
Ссылается на то, что ни Устав садоводческого некоммерческого товарищества, ни действующее законодательство не содержит запрета на содержание собак на земельных участках, принадлежащих гражданам на праве собственности.
Полагает, что при вынесении решения суд должен был руководствоваться, в том числе положениями Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Указывает, что материалы дела РЅРµ содержат доказательств, подтверждающих, что содержанием собак РЅР° земельных участках нарушены санитарно-гигиенические правила, требования пожарной безопасности, создается СѓРіСЂРѕР·Р° Р¶РёР·РЅРё, Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ, безопасности жителей РЎРќРў В«Рлектрификатор» Рё иных лиц, причинения вреда окружающей среде.
Р’ возражениях представитель Леонова Р .Р. РїРѕ доверенности Р¤РРћ11 РїСЂРѕСЃРёС‚ решение СЃСѓРґР° первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ)), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с пунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно статье 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правилами землепользования и застройки, согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных на земельные участки.
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правого режима земельных участков, равно как всего, что находится над и поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
На основании статьи 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 11 указанного Федерального закона наряду с обязанностями, предусмотренными гражданским законодательством для членов некоммерческой корпоративной организации, член товарищества обязан не нарушать права других членов товарищества и лиц, осуществляющих ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе.
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений) был утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому под разрешенным использованием земельного участка для садоводства понимается осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур (1.5).
РР· материалов дела следует, что Леонову Р .Р. РЅР° праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью 543 РєРІ.Рј., СЃ кадастровым номером в„–, адрес объекта: <адрес> (С‚.1 Р».Рґ. 13).
Сидоров Н.В. является собственником земельного участка, общей площадью 584 + 8 кв.м., с кадастровым номером №, адрес объекта: <адрес> (т. 1 л.д. 36-39).
Паничкиной О.Н. принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 556 кв.м., с кадастровым номером №, адрес объекта: <адрес> (т.1 л.д. 24-25).
Паничкиной О.Н. и Паничкиной Е.Н. принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для коллективного садоводства, общей площадью 550 +/- 8 кв.м., адрес объекта: <адрес>, по ? доле каждой.
Согласно Рї. 2.1 Устава РЎРќРў В«Рлектрификатор» целью деятельности товарищества является удовлетворение потребностей членов товарищества РІ производстве продукции сельскохозяйственного назначения для личного потребления, проведения РґРѕСЃСѓРіР° Рё укрепления Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ РЅР° базе совместного освоения членами товарищества земельного участка, предоставленного для товарищества Рё его членов.
В силу п. 4.1-4.2 Устава член товарищества имеет право: самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием; осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений.
Член товарищества обязан нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение законодательства; использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, не наносить ущерб земле как природному и хозяйственному объекту; не нарушать права других членов товарищества; соблюдать градостроительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные требования; выполнять решения общего собрания членов и решения правления товарищества.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось сторонами, что на земельных участках, принадлежащих ответчикам содержаться более 20 собак.
РџРѕ факту нецелевого использования земельного участка Рё организации несанкционированного питомника РЅР° территории РЎРќРў В«Рлектрификатор» собственники дачных участков обращались СЃ коллективными жалобами РІ Управление Росреестра РїРѕ Орловской области, РІ администрацию Орловского района Орловской области, РІ РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Орловскому району Орловской области, Рє председателю РЎРќРў В«Рлектрификатор», РІ Управление Роспотребнадзора РїРѕ Орловской области.
Согласно акту проверки № от <дата> администрацией Орловского района Орловской области была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Паничкиной О.Н. по факту содержания собак на земельном участке по адресу: <адрес>. По результатам осмотра земельного участка сделан вывод о том, что в действиях Паничкиной О.Н. усматриваются нарушения, предусмотренные статьей 8.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ).
Определением Управления Росреестра по Орловской области от <дата> в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Паничкиной О.Н. по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ было отказано в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Р’ С…РѕРґРµ выездного судебного заседания СЃСѓРґРѕРј первой инстанции было установлено, что РЅР° земельных участках ответчиков содержатся около 20 взрослых собак. Земельные участки Рё жилые РґРѕРјР°, принадлежащие истцам, расположены вплотную СЃ земельными участками ответчиков. Находясь вблизи жилых РґРѕРјРѕРІ Леонова Р .Р. Рё РЎРёРґРѕСЂРѕРІР° Рќ.Р’. слышен непрекращающийся собачий лай, шум, РїСЂРё определенном направлении ветра чувствуется специфический запах РѕС‚ собак.
Допрошенные РІ С…РѕРґРµ судебного разбирательства свидетели Р¤РРћ12, Р¤РРћ13, Р¤РРћ14, Р¤РРћ15, проживающие РЅР° территории РЎРќРў В«Рлектрификатор», РІ непосредственной близости РѕС‚ земельных участков ответчиков, показали, что лай собак, которые содержаться РЅР° земельных участках ответчиков, слышен Рё РІ дневное, Рё РІ ночное время, тем самым нарушая РїРѕРєРѕР№ жителей РЎРќРў.
Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имелось, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты и объективно согласуются с письменными материалами дела.
Возражая против удовлетворения исковых требований, Паничкина О.Н. ссылалась на то, что содержащиеся на ее земельных участках животные – собаки, являлись бездомными, больными, она их забирает к себе с улицы, лечит и пристраивает в добрые руки.
Указанные обстоятельства подтверждаются также имеющимися в материалах дела ветеринарными паспортами на собак, а также представленными истцом справками о здоровье животного, выданными обществом с ограниченной ответственностью «Ветеринарный центр Био», объявлениями о предложении собак в добрые руки.
Рзложенное свидетельствует Рѕ том, что фактически РЅР° территории земельных участков ответчиков ведется деятельность РїРѕ содержанию животных без владельцев.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области, утвержденными решением Совета народных депутатов №48/199 от 04.08.2016 земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> относится к территориальной зоне Ж3 - Зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами.
В соответствии со статьей 19 Правил зона предназначена для застройки объектами индивидуального жилищного строительства и блокированными жилыми домами, а также для размещения необходимых для обслуживания жителей данной зоны объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, иных объектов согласно градостроительным регламентам.
Для территориальной зоны Ж3 размещение станций и питомников для бездомных животных относится к условно разрешенному виду использования.
Получение разрешения на использование земельных участков в данной территориальной зоне возможно лишь при проведении публичных слушаний, в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых, владельцы отказались.
Постановлением Правительства Орловской области от 03.12.2019 № 663 утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и порядок организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них (далее по тексту Порядок).
Согласно п. 2 Порядка, приют для животных – государственная, муниципальная, частная организация (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), созданная в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались, и располагающая специально предназначенными для этого зданиями, строениями, сооружениями.
Приюты для животных размещаются в отдельно стоящих и специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях (п.9 Порядка).
Приюты для животных располагаются с соблюдением расстояния от жилой застройки не менее 150 метров (п. 11 Порядка).
Территория приюта для животных должная быть обнесена сплошным или сетчатым забором высотой не менее 2 метров с цоколем, заглубленным в землю не менее чем на 0,4 метра.
Въезд (выезд) на территорию приюта для животных осуществляет через дезинфекционный барьер.
Вход (выход) на территорию приюта для животных осуществляет через дезинфекционные коврики, пропитанные дезинфицирующими растворами (п. 13 Порядка).
В соответствии с п. 7.2. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74, для питомников, пунктов передержки животных устанавливается санитарно-защитная зона 100 м.
Частично удовлетворяя исковые требования Рё возлагая РЅР° ответчиков обязанность прекратить содержание животных РЅР° принадлежащих РёРј земельных участках, СЃСѓРґ первой инстанции, СЃ учетом установленных РїРѕ делу обстоятельств, правоотношений сторон, Р° также соответствующих РЅРѕСЂРј права, РёСЃС…РѕРґРёР» РёР· того, что земельные участки ответчиков, расположенные РЅР° территории РЎРќРў В«Рлектрификатор», используются ответчиками РЅРµ РїРѕ целевому назначению, Р° содержание РЅР° земельных участком большого количества собак нарушает права собственников соседних земельных участков.
Судебная коллегия СЃ выводами СЃСѓРґР° первой инстанции РѕР± обязании ответчиков прекратить содержание животных РЅР° земельных участках, расположенных РІ РЎРќРў В«Рлектрификатор» согласна.
Содержание ответчиками на земельных участках большого количества собак, нарушает также и действующее законодательство, устанавливающее санитарные, градостроительные требования к размещению приюта для животных.
Доводы апелляционной жалобы Паничкиной О.Н. о том, что действующее законодательство не содержит запрета на содержание собак на земельных участках, принадлежащих гражданам на праве собственности, не влекут отмену решения суда, поскольку по делу установлено и Паничкиной О.Н. подтверждалось, что животные, содержащиеся на земельных участках ответчиков, являются бездомными, которым ответчики ищут владельцев.
Рные РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы являлись предметом исследования Рё оценки СЃСѓРґР° первой инстанции. Судебная коллегия РЅРµ находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами РїРѕ делу, РёРЅРѕРіРѕ толкования закона, регулирующего возникшие отношения.
Разрешая требования, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального и процессуального права при разрешении данного спора судом применены правильно.
Правовых оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в апелляционной жалобе не приведено, поэтому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Орловского районного суда Орловской области от 10.02.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Паничкиной О.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё
РЎСѓРґСЊСЏ Ляднова Р.Р’. |
Дело № 33-2008/2021 №2-12/2021 |
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
4 августа 2021 года |
г. Орел |
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Корневой М.А.
судей Жидковой Е.В., Букаловой Е.А.
при секретаре Щекотихиной М.М.
РІ открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело РїРѕ РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Леонова Р .Р., РЎРёРґРѕСЂРѕРІР° Рќ.Р’. Рє Паничкиной Рћ.Рќ., Паничкиной Р•.Рќ. Рѕ признании приюта для собак незаконным Рё прекращении содержания РЅР° садовом участке собак,
по апелляционной жалобе Паничкиной О.Н. на решение Орловского районного суда Орловской области от 10.02.2021, которым постановлено:
В«Рсковые требования Леонова Р .Р., РЎРёРґРѕСЂРѕРІР° Рќ.Р’. удовлетворить частично.
Обязать Паничкину О.Н., Паничкину Е.Н. прекратить содержание животных на земельных участках, расположенных по адресу: <адрес>», передав животных в специализированные приюты, в удовлетворении остальной части иска отказать».
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Орловского областного СЃСѓРґР° Р–РёРґРєРѕРІРѕР№ Р•.Р’., объяснения Паничкиной Рћ.Рќ. Рё ее представителя РїРѕ ордеру адвоката Р¤РРћ8, поддержавших РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, возражения Леонова Р .Р. Рё его представителя РїРѕ доверенности Р¤РРћ11, объяснения представителя садоводческого некоммерческого товарищества В«Рлектрификатор» Дьяконова Р.Рќ., полагавшего, что решение СЃСѓРґР° РЅРµ подлежит отмене РїРѕ доводам апелляционной жалобы, изучив материалы дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, судебная коллегия РїРѕ гражданским делам Орловского областного СЃСѓРґР°
установила:
Леонов Р .Р., РЎРёРґРѕСЂРѕРІ Рќ.Р’. обратились РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Паничкиной Рћ.Рќ., Паничкиной Р•.Рќ. Рѕ признании приюта для собак незаконным Рё прекращении содержания РЅР° садовом участке собак.
В обоснование требований указали, что являются собственниками земельных участков № и №, расположенных по адресу: <адрес>».
Собственниками соседних земельных участков в„–, в„–, расположенных РІ РЎРќРў В«Рлектрификатор» являются Паничкина Рћ.Рќ., Паничкина Р•.Рќ.
Паничкина Рћ.Рќ. является членом РЎРќРў В«Рлектрификактор».
На территории земельных участков ответчиков расположен несанкционированный питомник для собак. Лай собак наводит страх на прохожих и проживающих там людей, в том числе, на их несовершеннолетних детей. Собаки систематически ломают заборы на соседних земельных участках, наносят ущерб деревьям и кустарникам. Животные содержатся в неудовлетворительных условиях, на участке много мусора, в связи с чем развелось много крыс, мышей и насекомых, распространяется зловоние.
Правление РЎРќРў В«Рлектрификатор» неоднократно обращалось Рє Паничкиной Рћ.Рќ. Рё Паничкиной Р•.Рќ. СЃ требованием очистить земельный участок РѕС‚ РјСѓСЃРѕСЂР° Рё экскрементов, использовать участки РІ соответствии СЃ РёС… целевым назначением, привести территорию РІ надлежащее санитарное состояние Рё РІ условиях ограниченной площади садовых участков запретило Паничкиной Рћ.Рќ. Рё Паничкиной Р•.Рќ. разводить собак РІ таком количестве.
Ссылаясь РЅР° то, что ответчики используют принадлежащие РёРј земельные участки РЅРµ РїРѕ целевому назначению, поскольку размещение питомника РїРѕ содержанию собак РЅР° данных земельных участках недопустимо Рё нарушает действующее законодательство Рё Устав РЎРќРў В«Рлектрификатор», СЃ учетом уточнения требований Леонов Р .Р., РЎРёРґРѕСЂРѕРІ Рќ.Р’. просили СЃСѓРґ признать незаконным РїСЂРёСЋС‚ для собак, организованный Паничкиной Р•.Рќ., Паничкиной Рћ.Рќ.; обязать Паничкину Р•.Рќ. Рё Паничкину Рћ.Рќ. прекратить содержание животных, передав животных РІ специализированные приюты, созданные РІ соответствии СЃ Федеральным законом РѕС‚ 27.12.2018 в„– 498-ФЗ «Об ответственном обращении СЃ животными Рё Рѕ внесении изменений РІ отдельные законодательные акты Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», Постановлением Правительства Орловской области РѕС‚ 03.12.2019 в„– 663 «Об утверждении РџРѕСЂСЏРґРєР° осуществления деятельности РїРѕ обращению СЃ животными без владельцев Рё РџРѕСЂСЏРґРєР° организации деятельности приютов для животных Рё РЅРѕСЂРј содержания животных РІ РЅРёС…В» РЅР° садовом земельном участке, СЃ кадастровым номером в„–.
Определением СЃСѓРґР° РІ качестве третьих лиц, РЅРµ заявляющих самостоятельных требований относительно предмета СЃРїРѕСЂР°, привлечены РЎРќРў В«Рлектрификатор», общество СЃ ограниченной ответственностью (далее – РћРћРћ) В«Ркосервис», администрация Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе (основной и дополнительной) Паничкина О.Н. ставит вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права.
Приводит доводы о том, что ранее по факту содержания собак на земельном участке проводилась проверка Управлением Росреестра по Орловской области и в ее действиях никаких нарушений выявлено не было.
Ссылается на то, что ни Устав садоводческого некоммерческого товарищества, ни действующее законодательство не содержит запрета на содержание собак на земельных участках, принадлежащих гражданам на праве собственности.
Полагает, что при вынесении решения суд должен был руководствоваться, в том числе положениями Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Указывает, что материалы дела РЅРµ содержат доказательств, подтверждающих, что содержанием собак РЅР° земельных участках нарушены санитарно-гигиенические правила, требования пожарной безопасности, создается СѓРіСЂРѕР·Р° Р¶РёР·РЅРё, Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ, безопасности жителей РЎРќРў В«Рлектрификатор» Рё иных лиц, причинения вреда окружающей среде.
Р’ возражениях представитель Леонова Р .Р. РїРѕ доверенности Р¤РРћ11 РїСЂРѕСЃРёС‚ решение СЃСѓРґР° первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ)), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с пунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно статье 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правилами землепользования и застройки, согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных на земельные участки.
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правого режима земельных участков, равно как всего, что находится над и поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
На основании статьи 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 11 указанного Федерального закона наряду с обязанностями, предусмотренными гражданским законодательством для членов некоммерческой корпоративной организации, член товарищества обязан не нарушать права других членов товарищества и лиц, осуществляющих ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе.
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений) был утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому под разрешенным использованием земельного участка для садоводства понимается осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур (1.5).
РР· материалов дела следует, что Леонову Р .Р. РЅР° праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью 543 РєРІ.Рј., СЃ кадастровым номером в„–, адрес объекта: <адрес> (С‚.1 Р».Рґ. 13).
Сидоров Н.В. является собственником земельного участка, общей площадью 584 + 8 кв.м., с кадастровым номером №, адрес объекта: <адрес> (т. 1 л.д. 36-39).
Паничкиной О.Н. принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 556 кв.м., с кадастровым номером №, адрес объекта: <адрес> (т.1 л.д. 24-25).
Паничкиной О.Н. и Паничкиной Е.Н. принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для коллективного садоводства, общей площадью 550 +/- 8 кв.м., адрес объекта: <адрес>, по ? доле каждой.
Согласно Рї. 2.1 Устава РЎРќРў В«Рлектрификатор» целью деятельности товарищества является удовлетворение потребностей членов товарищества РІ производстве продукции сельскохозяйственного назначения для личного потребления, проведения РґРѕСЃСѓРіР° Рё укрепления Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ РЅР° базе совместного освоения членами товарищества земельного участка, предоставленного для товарищества Рё его членов.
В силу п. 4.1-4.2 Устава член товарищества имеет право: самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием; осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений.
Член товарищества обязан нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение законодательства; использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, не наносить ущерб земле как природному и хозяйственному объекту; не нарушать права других членов товарищества; соблюдать градостроительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные требования; выполнять решения общего собрания членов и решения правления товарищества.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось сторонами, что на земельных участках, принадлежащих ответчикам содержаться более 20 собак.
РџРѕ факту нецелевого использования земельного участка Рё организации несанкционированного питомника РЅР° территории РЎРќРў В«Рлектрификатор» собственники дачных участков обращались СЃ коллективными жалобами РІ Управление Росреестра РїРѕ Орловской области, РІ администрацию Орловского района Орловской области, РІ РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Орловскому району Орловской области, Рє председателю РЎРќРў В«Рлектрификатор», РІ Управление Роспотребнадзора РїРѕ Орловской области.
Согласно акту проверки № от <дата> администрацией Орловского района Орловской области была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Паничкиной О.Н. по факту содержания собак на земельном участке по адресу: <адрес>. По результатам осмотра земельного участка сделан вывод о том, что в действиях Паничкиной О.Н. усматриваются нарушения, предусмотренные статьей 8.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ).
Определением Управления Росреестра по Орловской области от <дата> в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Паничкиной О.Н. по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ было отказано в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Р’ С…РѕРґРµ выездного судебного заседания СЃСѓРґРѕРј первой инстанции было установлено, что РЅР° земельных участках ответчиков содержатся около 20 взрослых собак. Земельные участки Рё жилые РґРѕРјР°, принадлежащие истцам, расположены вплотную СЃ земельными участками ответчиков. Находясь вблизи жилых РґРѕРјРѕРІ Леонова Р .Р. Рё РЎРёРґРѕСЂРѕРІР° Рќ.Р’. слышен непрекращающийся собачий лай, шум, РїСЂРё определенном направлении ветра чувствуется специфический запах РѕС‚ собак.
Допрошенные РІ С…РѕРґРµ судебного разбирательства свидетели Р¤РРћ12, Р¤РРћ13, Р¤РРћ14, Р¤РРћ15, проживающие РЅР° территории РЎРќРў В«Рлектрификатор», РІ непосредственной близости РѕС‚ земельных участков ответчиков, показали, что лай собак, которые содержаться РЅР° земельных участках ответчиков, слышен Рё РІ дневное, Рё РІ ночное время, тем самым нарушая РїРѕРєРѕР№ жителей РЎРќРў.
Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имелось, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты и объективно согласуются с письменными материалами дела.
Возражая против удовлетворения исковых требований, Паничкина О.Н. ссылалась на то, что содержащиеся на ее земельных участках животные – собаки, являлись бездомными, больными, она их забирает к себе с улицы, лечит и пристраивает в добрые руки.
Указанные обстоятельства подтверждаются также имеющимися в материалах дела ветеринарными паспортами на собак, а также представленными истцом справками о здоровье животного, выданными обществом с ограниченной ответственностью «Ветеринарный центр Био», объявлениями о предложении собак в добрые руки.
Рзложенное свидетельствует Рѕ том, что фактически РЅР° территории земельных участков ответчиков ведется деятельность РїРѕ содержанию животных без владельцев.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области, утвержденными решением Совета народных депутатов №48/199 от 04.08.2016 земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> относится к территориальной зоне Ж3 - Зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами.
В соответствии со статьей 19 Правил зона предназначена для застройки объектами индивидуального жилищного строительства и блокированными жилыми домами, а также для размещения необходимых для обслуживания жителей данной зоны объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, иных объектов согласно градостроительным регламентам.
Для территориальной зоны Ж3 размещение станций и питомников для бездомных животных относится к условно разрешенному виду использования.
Получение разрешения на использование земельных участков в данной территориальной зоне возможно лишь при проведении публичных слушаний, в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых, владельцы отказались.
Постановлением Правительства Орловской области от 03.12.2019 № 663 утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и порядок организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них (далее по тексту Порядок).
Согласно п. 2 Порядка, приют для животных – государственная, муниципальная, частная организация (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), созданная в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались, и располагающая специально предназначенными для этого зданиями, строениями, сооружениями.
Приюты для животных размещаются в отдельно стоящих и специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях (п.9 Порядка).
Приюты для животных располагаются с соблюдением расстояния от жилой застройки не менее 150 метров (п. 11 Порядка).
Территория приюта для животных должная быть обнесена сплошным или сетчатым забором высотой не менее 2 метров с цоколем, заглубленным в землю не менее чем на 0,4 метра.
Въезд (выезд) на территорию приюта для животных осуществляет через дезинфекционный барьер.
Вход (выход) на территорию приюта для животных осуществляет через дезинфекционные коврики, пропитанные дезинфицирующими растворами (п. 13 Порядка).
В соответствии с п. 7.2. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74, для питомников, пунктов передержки животных устанавливается санитарно-защитная зона 100 м.
Частично удовлетворяя исковые требования Рё возлагая РЅР° ответчиков обязанность прекратить содержание животных РЅР° принадлежащих РёРј земельных участках, СЃСѓРґ первой инстанции, СЃ учетом установленных РїРѕ делу обстоятельств, правоотношений сторон, Р° также соответствующих РЅРѕСЂРј права, РёСЃС…РѕРґРёР» РёР· того, что земельные участки ответчиков, расположенные РЅР° территории РЎРќРў В«Рлектрификатор», используются ответчиками РЅРµ РїРѕ целевому назначению, Р° содержание РЅР° земельных участком большого количества собак нарушает права собственников соседних земельных участков.
Судебная коллегия СЃ выводами СЃСѓРґР° первой инстанции РѕР± обязании ответчиков прекратить содержание животных РЅР° земельных участках, расположенных РІ РЎРќРў В«Рлектрификатор» согласна.
Содержание ответчиками на земельных участках большого количества собак, нарушает также и действующее законодательство, устанавливающее санитарные, градостроительные требования к размещению приюта для животных.
Доводы апелляционной жалобы Паничкиной О.Н. о том, что действующее законодательство не содержит запрета на содержание собак на земельных участках, принадлежащих гражданам на праве собственности, не влекут отмену решения суда, поскольку по делу установлено и Паничкиной О.Н. подтверждалось, что животные, содержащиеся на земельных участках ответчиков, являются бездомными, которым ответчики ищут владельцев.
Рные РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы являлись предметом исследования Рё оценки СЃСѓРґР° первой инстанции. Судебная коллегия РЅРµ находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами РїРѕ делу, РёРЅРѕРіРѕ толкования закона, регулирующего возникшие отношения.
Разрешая требования, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального и процессуального права при разрешении данного спора судом применены правильно.
Правовых оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в апелляционной жалобе не приведено, поэтому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Орловского районного суда Орловской области от 10.02.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Паничкиной О.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё