Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-15065/2020 от 10.06.2020

    Судья Даценко Д.В.                                                          Дело № 33а-15065/2020

    А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Брыкова И.И.,

судей                                 Соколовой Н.М., Бирюковой Е.Ю.,

при помощнике судьи     Жуковой Л.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании от 29 июня 2020 года апелляционную жалобу Громаковского К. В. на решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 25 февраля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Наро-Фоминску Московской области к Громаковскому К. В. о взыскании транспортного налога за 2017 год, пени,

заслушав доклад судьи Брыкова И.И., объяснения Громаковского К.В.,

у с т а н о в и л а :

     Административный истец ИФНС России по г. Наро-Фоминску Московской области обратилась в суд с административным иском к административному ответчику Громаковскому К.В. о взыскании транспортного налога за 2017 год, пени. Свой административный иск мотивировала теми обстоятельствами, что у Громаковского К.В. в 2017 году имелся в собственности катер марки «STINGRAY 190LS», в связи с чем ему был выставлен налог в сумме 27 000 руб., который не был оплачен. Просила взыскать с Громаковского К.В. транспортный налог за 2017 год в размере 27 000 руб. пеню по нему в размере 833 руб. 84 коп.

     Административный ответчик Громаковский К.В. административный иск не признал, ссылаясь на те обстоятельства, что он не является собственником моторного судна, так как право собственности было утрачено в ввиду полной его конструктивной гибели и уничтожения в результате дорожно- транспортного происшествия от 06.07.2015; транспортное средство- моторное судно конструктивно погибло, уничтожено, восстановительному ремонту не подлежит, и с 06.07.2015 не существует. Соответствующее его заявление в налоговый орган о перерасчете транспортного налога было оставлено без рассмотрения.

     Решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от 25.02.2020 административный иск удовлетворен.

     Не согласившись с решением суда, административный ответчик Громаковский К.В. подал на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.

     Заслушав объяснения Громаковского К.В., проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.

     Разбирательством по административному делу установлено, что по сведениям АИС «Налог-3» за Громаковским К.В. в инспекторском участке государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Московской области в 2017 году было зарегистрировано моторное судно марки «Stingray 190 LS» регистрационный номер «р60-62мх», в отношении которого и был начислен транспортный налог за 2017 год (л.д. 10-17, 50).

     19.09.2018 Громаковскому К.В. через личный кабинет налогоплательщика ФНС России в сети «Интернет» было направлено налоговое уведомление № 51811571 от 19.08.2018 об оплате до 03.12.2018 транспортного налога за 2017 год, в том числе, и по указанному моторному судну в размере 27 000 руб. (л.д. 18-20, 21).

     Громаковскому К.В. также через личный кабинет налогоплательщика ФНС России в сети «Интернет» было направлено требование № 51860 по состоянию на 27.12.2018 об оплате в срок до 18.01.2019 транспортного налога в размере 128 616 руб., пени по транспортному налогу в размере 750 руб. 26 коп. (л.д. 22, 25).

     П. 4 ст. 52, п. 6 ст. 69 НК РФ предусмотрены, в том числе, и способы передачи физическому лицу налогового уведомления и требования об уплате налога, пени лично под расписку, направлением по почте заказным письмом, передачей через личный кабинет налогоплательщика.

     При наличии в налоговом органе уведомления об использовании (об отказе от использования) личного кабинета налогоплательщика, утвержденного приказом ФНС России от 08.06.2015 № ММВ-7-17/231@ «Об утверждении формы и формата уведомления об использовании (об отказе от использования) личного кабинета налогоплательщика, а также порядка и сроков его направления в налоговые органы физическими лицами», налоговые уведомления и требования об уплате налога направляется физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, через личный кабинет.

     Налоговое уведомление № 51811571 от 19.08.2018 и требование об уплате налога № 51860 по состоянию на 27.12.2018 были направлены административному ответчику через его личный кабинет ФНС России в сети «Интернет», к которому она имеет доступ, в связи с чем считаются доставленными административному ответчику.

     В соответствии с ч. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствие с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

     В силу положений ст.ст. 357, 358, 362 НК РФ признание лица налогоплательщиком, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы. Само по себе отсутствие возможности дальнейшей эксплуатации транспортного средства в отсутствие достаточных и достоверных сведений о том, что транспортное средство, как объект налогообложения, уничтожено и его дальнейшая эксплуатация невозможна, что отсутствуют характеристики, соответствующие объекту налогообложения транспортным налогом в силу ст. 358 НК РФ, при неисполнении собственником транспортного средства обязанности по снятию его с регистрационного учета в силу указанных причин не освобождает собственника такого транспортного средства от уплаты налогов на него.

     В соответствии с ч. 2 п. 7 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.

     Таким образом, зарегистрированное транспортное средство утрачивает статус объекта налогообложения транспортным налогом в случае, если оно выбыло из владения налогоплательщика вследствие кражи (угона), при наличии документов, подтверждающих факт противоправного выбытия.

     Исходя из положений ст.ст. 23, 57, 356, 357 НК РФ, у владельца зарегистрированного в установленном действующим законодательством порядке транспортного средства имеется обязанность по оплате транспортного налога.

     В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

     Юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством РФ порядке.

     Таким образом, действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, а поскольку такая регистрация носит заявительный характер, то риски наступления неблагоприятных последствий не совершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.

     В соответствии с ч. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде ((в ред. Федеральных законов от 20.10.2005 № 131-ФЗ, от 29.12.2015 № 396-ФЗ).

     Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства (абзац введен Федеральным законом от 29.12.2015 № 396-ФЗ).

     Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

     Моторное судно было зарегистрировано на административного ответчика в период с 16.04.2015 по 23.05.2019, в связи с чем транспортный налог по нему за 2017 год подлежал начислению.

     Административным истцом заявлен к взысканию транспортный налог за 2017 год по моторному судну по уточненному административному иску в размере 27 000 руб. (в связи с частичной уплатой транспортного налога и произведенным перерасчетом).

     Поскольку налоговый орган исполнил свою обязанность, то административный ответчик в соответствии с ч. 6 ст. 58 НК РФ обязан был уплатить транспортный налог за 2017 год в уточненном налоговым органом размере 27 000 руб., но этого не сделал, в связи с чем суд правомерно взыскал его с административного ответчика.

     Поскольку административный ответчик обязанность по уплате транспортного налога не исполнил, то в соответствие со ст. 75 НК РФ на сумму задолженности по транспортному налогу за период нарушения им своей обязанности подлежит начислению пеня.

     Согласно расчета административного истца пени по транспортному налогу, к взысканию заявлена пеня по транспортному налогу в размере 833 руб. 84 коп.

     Данный расчет основан на фактических обстоятельствах административного дела и действующем законодательстве (на размере недоимки по налогу, размерах действовавшей в заявленный период времени процентной ставки рефинансирования Банка России) и принимается судом апелляционной инстанции.

     В соответствие с абз. 3 п. 2 ст. 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

     Налоговое уведомление № 51811571 от 19.09.2018 было выставлено административному ответчику в 2018 году, следовательно, налоги по нему могли быть начислен за 2017 год, как за три предшествовавших года.

     В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

     В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

     В соответствии с ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

     Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

     Требованием № 51860 по состоянию на 27.12.2018 был установлен срок оплаты транспортного налога и пени до 18.01.2019, в связи с чем срок на подачу заявления о выдаче судебного приказа истекал 18.07.2019.

     Судебный приказ на взыскание заявленных по настоящему административном делу транспортного налога, пени по нему был выдан 15.04.2019, то есть, заявление о его выдаче было подана в установленный срок.

     Поскольку судебный приказ был отменен определением мирового судьи судебного участка № 135 Наро-Фоминского судебного района Московской области от 28.05.2019, и с этой даты должен исчисляться срок на обращение с административным иском в суд, то административный иск должен был быть подан в суд не позднее 28.11.2019.

     Административный иск был подан в суд через отделение почты России 30.12.2019 (л.д. 34).

     Поскольку налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, при этом была явно выражена его воля на взыскание с административного ответчика в принудительном порядке задолженности по транспортному налогу за 2017 год, пени по этому налогу; поскольку взыскание с административного ответчика задолженности по транспортному налогу за 2017 год и пени по нему пришлось на переходный период, связанный с изменением законодательства, установкой в налоговых органах нового программного обеспечения; то пропущенный налоговым органом незначительный срок (в 1 месяца) на обращение с административным иском в суд подлежит восстановлению, как пропущенный по уважительным причинам.

     При указанных обстоятельствах у судебной коллегии нет оснований для отмены решения суда.

     Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, сводятся к переоценке выводов суда и не опровергают указанных выводов.

     Нарушений судом норм процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.

     С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

     Решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 25 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Громаковского К. В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-15065/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ИФНС России по г. Наро-Фоминску Московской области
Ответчики
Громаковский К.В.
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
29.06.2020Судебное заседание
07.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее