Решение по делу № 2а-13172/2018 ~ М-9624/2018 от 20.09.2018

копия

Дело № 2а-13172/2018

УИД № 24RS0048-01-2018-011503-17

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

01 октября 2018 года                                  г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Севрюкова С.И.,

при секретаре Назаркиной Н.В.,

с участием представителя административного истца Туров Ю.В.Темеров Е.Н., представителя административного ответчика окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Красноярского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 15 – Чуканова Н.В., представителей заинтересованного лица Избирательной комиссии г. Красноярска – Лиепиньш Н.М. и Борисова Д.С., помощника прокурора Советского района г. Красноярска Кускашев В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Красноярского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 15 Туров Ю.В. к окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Красноярского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 15 о защите избирательных прав,

УСТАНОВИЛ:

Туров Ю.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Красноярского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 15 (далее – окружная избирательная комиссия № 15) о защите избирательных прав. Требования мотивированы тем, что решением окружной избирательной комиссии № 15 от 26.07.2018 г. № 5/20 Туров Ю.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Красноярского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 15. По результатам голосования на выборах, проводимых в единый день голосования 09.09.2018 г., Протоколом окружной избирательной комиссии № 15 от 10.09.2018 г. определено количество голосов, поданных за каждого из зарегистрированных кандидатов, включая графу «Против всех»; избранным депутатом Красноярского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 15 признана П.Л.Г. Однако административный истец полагает, что Протокол не отражает действительного волеизъявления избирателей, в связи с нарушением требований действующего законодательства, по следующим основаниям. Так, решение окружной избирательной комиссии № 15 о регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу № 15 К.Е.А. отменено решением суда. В связи с чем, поскольку бюллетени для голосования на тот момент уже были изготовлены, на основании п. 17 ст. 47 Закона Красноярского края от 02.10.2003 г. № 8-1411, сведения об указанном кандидате вычеркнуты из бюллетеней. Таким образом, исходя из позиции Конституционного Суда РФ и разъяснений ЦИК РФ, поскольку вычеркивание сведений является разновидностью внесения изменений в бюллетени для голосования, то подсчет голосов избирателей, проголосовавших на избирательных участках №№ 410-413, 420-434, 2334, 2196 по одномандатному избирательному округу № 15, должен был производиться вручную. Однако подсчет голосов в единый день голосования 09.09.2018 г. осуществлялся с использованием технических средств подсчета – КОИБ-2010. Указанное нарушение установленного законодательством порядок подсчета голосов в виде не проведения ручного подсчета голосов на перечисленных избирательных участках противоречит требованиям Закона, а также Инструкции, утвержденной ЦИК РФ, а потому не позволило выявить действительную волю избирателей, поскольку избирательные бюллетени могли быть считаны КОИБ-2010 неправильно (с ошибками).

Просит суд: отменить протокол окружной избирательной комиссии № 15 о результатах выборов по одномандатному избирательному округу № 15; признать недействительными итоги голосования на избирательных участках №№ 410-413, 420-434, 2334, 2196 по одномандатному избирательному округу № 15; обязать окружную избирательную комиссию произвести ручной пересчет голосов, поданных на соответствующих избирательных участках и определить новые результаты выборов.

В судебном заседании представитель административного истца Туров Ю.В.Темеров Е.Н. (по ордеру от 01.10.2018 г.) требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика окружной избирательной комиссии № 15 – Чуканова Н.В. (по доверенности от 14.08.2018 г. № 82) в судебном заседании административные исковые требования Туров Ю.В. не признала в полном объеме, полагая, что вычеркивание сведений о кандидате из бюллетеней для голосования не является внесением изменений в бюллетени; кроме того, работоспособность КОИБ-2010 была проверена надлежащим образом, жалоб в избирательные комиссии не поступало; таким образом, нарушений действующего законодательства, которые не позволяют выявить волю избирателей, окружной избирательной комиссией № 15 допущено не было, а потому просит отказать в удовлетворении требований.

Представители заинтересованного лица Избирательной комиссии г. Красноярска – Лиепиньш Н.М. (по доверенности от 31.07.2018 г.) и Борисова Д.С. (по доверенности от 20.08.2018 г.) в судебном заседании административные исковые требования Туров Ю.В. не признали, просили отказать в удовлетворении иска, полагая доводы административные истца несостоятельными; указали на то, что вычеркивание сведений о кандидате произведено в соответствии с Инструкцией о порядке использования КОИБ-2010.

В судебное заседание административный истец Туров Ю.В. не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.

Суд, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участника процесса.

Выслушав Темеров Е.Н., Чуканова Н.В., Лиепиньш Н.М., Борисова Д.С., заслушав заключение прокурора Кускашев В.А., полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления Туров Ю.В. по следующим основаниям.

Исходя из п. 1 ст. 1 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ) настоящим Законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

На основании п. 17 ст. 63 Закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ в случае выбытия из списка кандидатов зарегистрированного кандидата, фамилия, имя и отчество которого указаны в бюллетене, отмены или аннулирования регистрации кандидата, списка кандидатов после изготовления бюллетеней территориальные, окружные, участковые комиссии по указанию комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, вычеркивают в бюллетенях сведения о таких кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших такие списки кандидатов. При необходимости внесения в изготовленный бюллетень изменений, касающихся сведений о кандидате, об избирательном объединении, либо в случае, предусмотренном пунктом 8.1 настоящей статьи, соответствующие изменения по решению комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, могут быть внесены членами территориальной, окружной или участковой комиссии от руки либо с использованием технических средств.

Вышеуказанному требованию закона корреспондирует п. 17 ст. 47 Закона Красноярского края от 02.10.2003 г. № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае».

Исходя из п. 18 ст. 63 Закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ в случае принятия в соответствии с законом менее чем за десять дней до дня голосования решений о регистрации кандидатов, списков кандидатов, о передаче при проведении повторного голосования места следующему зарегистрированному кандидату взамен выбывшего после изготовления бюллетеней комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, вправе принять решение о внесении в изготовленные бюллетени данных об указанном зарегистрированном кандидате, списке кандидатов от руки или с использованием технических средств.

Согласно п. 1 ст. 68 Закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей, участников референдума и наблюдать за подсчетом.

При подписании протокола об итогах голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись (п. 28 ст. 68).

Согласно п. 35 ст.68 Закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ порядок использования технических средств подсчета голосов, комплексов для электронного голосования, технической системы передачи информации о выборах, референдуме, порядок и сроки передачи, обработки и использования указанной информации, в том числе переданных по техническим каналам связи данных, содержащихся в протоколах об итогах голосования, устанавливаются федеральным законом, а в части, не урегулированной федеральным законом, - Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами «в», «е» п. 9, п. 13 ст. 21, пунктами 32, 35 ст. 68 Закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ решением Центральной избирательной комиссией Российской Федерации от 06.07.2011 г. № 19/204-6 утверждена Инструкция о порядке использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации (далее – Инструкция), согласно п. 1.1 которой, Комплекс обработки избирательных бюллетеней 2010 (далее - КОИБ-2010) предназначен для автоматизированного приема и обработки бюллетеней для голосования, подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке при проведении выборов всех уровней в соответствии с действующим законодательством; ввода данных протокола участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, которые не подсчитываются КОИБ-2010, проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол, печатания протоколов участковой комиссии об итогах голосования по каждому виду проводимых выборов и записи результатов голосования по каждому виду проводимых выборов, в том числе на внешний носитель информации.

Согласно п. 1.2 Инструкции в случае внесения в изготовленные бюллетени для голосования данных о кандидате, списке кандидатов от руки или с использованием технических средств в порядке, предусмотренном п. 18 ст. 63 Закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, подсчет голосов избирателей и составление протоколов участковых комиссий об итогах голосования по соответствующим выборам (соответствующему избирательному округу) осуществляются без использования КОИБ-2010.

В силу п. 4.2 Инструкции в случае проведения голосования с использованием бюллетеней с внесенными в них в соответствии с п. 18 ст. 63 Закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ данными о кандидатах, списках кандидатов после изготовления тиража бюллетеней такие бюллетени также опускаются в КОИБ-2010. Подсчет голосов избирателей по этим бюллетеням и составление протокола об итогах голосования производятся без использования КОИБ-2010.

В соответствии с «Критериями определения необходимости составления протокола с отметкой "Повторный"» ч. 6 «Организация работы участковой комиссии по составлению протокола об итогах голосования для подписания членами участковой комиссии» Инструкции, в случае совмещения дней голосования на выборах разных уровней с использованием отпечатанных бюллетеней с внесенными в них изменениями после изготовления тиража бюллетеней подсчет голосов по этим бюллетеням и составление протокола об итогах голосования производятся вручную после составления протоколов с использованием КОИБ-2017 по другим уровням выборов в порядке, определенном ст. 68 Закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ; после извлечения бюллетеней из накопителей КОИБ-2010 участковая комиссия производит отбор бюллетеней с внесенными в них изменениями после изготовления тиража бюллетеней и подсчет голосов вручную в соответствии с законом.

Исходя из подпункта «б» п. 1.2 статьи 77 Закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

В силу ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии, в том числе о регистрации кандидата в суд может обратиться, в том числе кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.

Исходя из ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В судебном заседании установлено, что решением Красноярского городского Совета депутатов от 29.01.2013 г. № В-348 утверждена схема одномандатных избирательных округов, в том числе 15-тый избирательный округ (Советский), на территории которого образован 21 избирательный участок: №№ 410-413, 420-434, 2334, 2196.

Решением Красноярского городского Совета депутатов № 23-280 от 13.06.2018 г. назначены выборы в представительный орган местного самоуправления – Красноярский городской Совет депутатов; решение опубликовано в газете «Городские новости» от 15.06.2018 г. № 71 (3680).

Решением избирательной комиссии г. Красноярска от 15.06.2018 г. № 5/30 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам 09.09.2018 г. депутатов Красноярского городского Совета депутатов по одномандатным избирательным округам №№ 15, 16 возложены на окружную избирательную комиссию № 14.

Решением Избирательной комиссии Красноярского края от 12.07.2018 г. № 75/710-7 постановлено при голосовании на выборах, проводимых в единый день голосования 09.09.2018 г. на территории Красноярского края на 387 избирательных участках, использовать технические средства подсчета голосов КОИБ-2010.

Решением окружной избирательной комиссии № 15 от 26.07.2018 г. № 5/20 Туров Ю.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Красноярского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 15, что следует из пояснений административного истца и не оспаривалось сторонами.

Решением окружной избирательной комиссии № 15 от 26.07.2018 г. № 5/21 К.Е.А. зарегистрирована кандидатом в депутаты Красноярского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 15 от избирательного объединения Местное отделение политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» в г. Красноярске Красноярского края».

Решением Советского районного суда г. Красноярска от 16.08.2018 г. по административному делу № 2а-11643/2018 решение окружной избирательной комиссии № 15 от 26.07.2018 г. № 5/21 «О регистрации К.Е.А. кандидатом в депутаты Красноярского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 15» отменено. Судебное решение от 16.08.2018 г. вступило в законную силу.

Окружной избирательной комиссией № 15 в избирательных бюллетенях вычеркнуты сведения о кандидате К.Е.А., что не оспаривалось сторонами.

Согласно Протоколу № 1 от 10.09.2018 г. окружной избирательной комиссии № 15, в результате суммирования данных протоколов № 1 участковых избирательных комиссий об итогах голосования окружная избирательная комиссия установила: число избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования, - 41 200; число бюллетеней, полученных участковыми комиссиями, - 38 005; число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования, - 8043; число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования в день голосования, - 175; число недействительных бюллетеней – 301; число действительных бюллетеней – 8255; число утраченных и не учтенных при получении бюллетеней – 0. Число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата: А.И.С. – 1125; З.А.А. – 120; Л.А.С. – 866; М.Н.С. – 1741; П.Л.Г. – 2260; Туров Ю.В. – 604; против всех кандидатов – 1539. П.Л.Г. признана избранной депутатом Красноярского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 15. Протокол подписан председателем, заместителем председателя, секретарем и членами окружной избирательной комиссии № 15 10.09.2018 г. в 08 час. 25 мин.

При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст.84 КАС РФ, разрешая административные исковые требования Туров Ю.В., суд принимает во внимание, что вычеркивание окружной избирательной комиссией № 15 сведений в избирательных бюллетенях в отношении кандидата К.Е.А. произведено на основании вступившего в законную силу судебного решения и в соответствии с п. 17 ст. 63 Закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, п. 17 ст. 47 Закона Красноярского края от 02.10.2003 г. № 8-1411, а также требованиями Инструкции. Между тем, исходя из п. 18 ст. 63 Закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ, ручной подсчет голосов производится в случае внесения в изготовленные бюллетени данных о кандидатах. При этом то обстоятельство, что в день голосования 09.09.2018 г. на избирательных участках №№ 410-413, 420-434, 2334, 2196 по одномандатному избирательному округу № 15 КОИБ-2010 находились в работоспособном состоянии, сторонами не оспаривалось, доказательств в подтверждение поступления жалоб в избирательные комиссии не представлено.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что подсчет голосов избирателей в избирательных бюллетенях на избирательных участках №№ 410-413, 420-434, 2334, 2196 по одномандатному избирательному округу № 15 в единый день голосования 09.09.2018 г. с использованием технических средств подсчета - КОИБ-2010 осуществлен с соблюдением требований закона, что позволило с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Кроме того, по смыслу вышеприведенных норм закона суд вправе отменить решение комиссии об итогах голосования исключительно в случае нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

При таких обстоятельствах, поскольку нарушений требований закона, не позволивших с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, при подсчете голосов избирателей административным ответчиком не допущено, доказательств в подтверждение обратного материалы дела не содержат и судом не установлено, - суд полагает необходимым административные исковые требования Туров Ю.В. к окружной избирательной комиссии № 15 о защите избирательных прав оставить без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление кандидата в депутаты Красноярского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 15 Туров Ю.В. к окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Красноярского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 15 об отмене протокола № 1 от 10 сентября 2018 года, признании недействительными итогов голосования на избирательных участках №№ 410-413, 420-434, 2334, 2196 по одномандатному избирательному округу № 15, возложении обязанности произвести ручной пересчет голосов, поданных на соответствующих избирательных участках, и определить новые результаты выборов оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Председательствующий С.И. Севрюков

2а-13172/2018 ~ М-9624/2018

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ТУРОВ Ю.В.
Ответчики
ОКРУЖНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ОКРУГ № 15
Другие
ПРОКУРОР СОВЕТСКОГО РАЙОНА
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ КРАСНОЯРСКА
Суд
Советский районный суд г. Красноярска
Судья
Севрюков Сергей Игоревич
20.09.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
20.09.2018[Адм.] Передача материалов судье
21.09.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
27.09.2018[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.09.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.10.2018[Адм.] Судебное заседание
02.10.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.10.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2019[Адм.] Дело оформлено
01.08.2019[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее