Гражданское дело № ******
Мотивированное решение изготовлено 15 октября 2019 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Октябрьский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Темникова В.Ю., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску САО ЭРГО к ФИО2 о взыскании денежных средств в порядке суброгации, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
САО ЭРГО обратилось в Октябрьский районный суд <адрес> с исковым заявлением к ответчику ФИО2, в котором просит взыскать с последнего в порядке суброгации 357158 рублей 17 копеек, а также расходы по оплате госпошлины в сумме 6772 рубля.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 45 минут возле <адрес> между автомашинами «Хендэ Солярис», госномер № ******, под управлением собственника ФИО2, и «Мерседес 350», госномер № ******, под управлением ФИО4 и принадлежащей ООО «Новатор-Е», произошло дорожно-транспортное происшествие (далее – ДТП), в результате которого автомашины получили механические повреждения. Виновников данного ДТП признана ответчик ФИО2, которая нарушила п.п 13.4 Правил дорожного движения РФ.
На момент ДТП гражданская ответственность водителя ФИО4 за причинение вреда третьим лицам была застрахована по договору ОСАГО в САО ЭРГО по полису серии ЕЕЕ № ******, автогражданская же ответственность ФИО2 – в АО «ГСК Югория» по полису ОСАГО серии ЕЕЕ № ******.
Указанное ДТП произошло в период действия заключенного между САО ЭРГО и ООО «Практика-ЛК» договора комбинированного страхования транспортных средств № ****** в отношении автомобиля Мерседес 350», госномер Е766НЕ/196, лизингополучателем по данному договору является ООО «Новатор-Е».
ООО «Новатор-Е» обратилось в САО ЭРГО с заявлением о получении страхового возмещения, предоставив для этого необходимый пакт документов. По результатам его рассмотрения, признав случай страховым, САО ЭРГО выдало ООО «Новатор-Е» направление на ремонт на станцию технического обслуживания ООО «УралАвтоХаус». Согласно счета № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, стоимость восстановительного ремонта автомобиля Мерседес 350», госномер № ****** составила 757158 рублей 17 копеек. САО ЭРГО на расчетный счет ООО «УралАвтоХаус» платежным поручениями № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, № ****** от ДД.ММ.ГГГГ перечислена указанная сума в счет оплаты восстановительного ремонта транспортного средства. АО «ГСК Югория» произвело в пользу САО ЭРГО выплату в пределах лимита ответственности страховщика в сумме 400000 рублей.
В связи с чем, истец просит взыскать в порядке суброгации с ФИО5 как с непосредственного причинителя вреда 357158 рублей 17 копеек, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6772 рубля.
Представитель истца, извещенный должным образом о дате и времени судебного заседания, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, в исковом заявлении выразил согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства.
Ответчик ФИО5 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, о рассмотрении дела в ее отсутствие или об отложении рассмотрения дела не просила, возражений против удовлетворения исковых требований не представила.
Суд, в соответствии с ч. 1 ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения представителя истца, изложенного в исковом заявлении, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на лицо, которое владеет источником повышенной опасности на законном основании. В соответствии с абзацем 2 ч. 3 ст. 1079 ГК РФ вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях. В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 45 минут возле <адрес> между автомашинами «Хендэ Солярис», госномер № ******, под управлением собственника ФИО2 и «Мерседес 350», госномер № ******, под управлением ФИО4 и принадлежащей ООО «Новатор-Е», произошло дорожно-транспортное происшествие (далее – ДТП), в результате которого автомашины получили механические повреждения.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что дорожно-транспортное происшествие произошло по вине водителя автомобиля «Хендэ Солярис», госномер № ******, ФИО5, нарушившего требования Правил дорожного движения РФ, что также подтверждается постановлением по делу об административном правонарушении № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, справкой о ДТП от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, действия ФИО5 находятся в прямой причинно - следственной связи с наступившим вредом.
Транспортное средство «Мерседес 350», госномер № ******, в момент ДТП было застраховано в САО ЭРГО по договору страхования средств наземного транспорта № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, страховая сумма по которому составила 4388 000 рублей. Согласно условиям договора автомобиль застрахован по рискам полное Автокаско (ущерб, хищение) со сроком страхования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом, выплата страхового возмещения осуществляется путем направления поврежденного транспортного средства на ремонт на станцию технического обслуживания, имеющую договорные отношения со страховщиком.
В силу ч. 4 ст. 931 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.
ООО «Новатор-Е» ДД.ММ.ГГГГ обратилось в САО ЭРГО с заявлением о получении страхового возмещения, предоставив для этого необходимый пакт документов.
По результатам его рассмотрения, признав случай страховым, САО ЭРГО выдало ООО «Новатор-Е» направление на ремонт на станцию технического обслуживания ООО «УралАвтоХаус». Согласно счета № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, стоимость восстановительного ремонта автомобиля Мерседес 350», госномер № ****** составила 757158 рублей 17 копеек. САО ЭРГО на расчетный счет ООО «УралАвтоХаус» платежными поручениями № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, № ****** от ДД.ММ.ГГГГ перечислена указанная сума в счет оплаты восстановительного ремонта транспортного средства.
На момент ДТП гражданская ответственность водителя ФИО4 за причинение вреда третьим лицам была застрахована по договору ОСАГО в САО ЭРГО по полису серии ЕЕЕ № ******, автогражданская ответственность ФИО2 – в АО «ГСК Югория» по полису ОСАГО серии ЕЕЕ № ******.
Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установлены правила, в соответствии с которым страховщик при наступлении страхового случая обязуется возместить потерпевшему причиненный вред не в полном объеме, а лишь в пределах указанной в его статье 7 страховой суммы (в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, - 400 тысяч руб.) и с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте.
АО «ГСК Югория» произвело в пользу САО ЭРГО выплату в пределах лимита ответственности в сумме 400000 рублей.
Как разъяснено в постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 6-П «По делу о проверке конституционности статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО6, ФИО7 и других» приведенные правовые позиции, из которых следует, что институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, введенный в действующее законодательство с целью повышения уровня защиты прав потерпевших при причинении им вреда при использовании транспортных средств иными лицами, не может подменять собой институт деликтных обязательств, регламентируемый главой 59 ГК Российской Федерации, и не может приводить к снижению размера возмещения вреда, на которое вправе рассчитывать потерпевший на основании общих положений гражданского законодательства,
Вместе с тем, названный Федеральный закон, как специальный нормативный правовой акт, не исключает распространение на отношения между потерпевшим и лицом, причинившим вред, общих норм Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах из причинения вреда. Следовательно, потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие причиненного ему фактического ущерба вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет лица, в результате противоправных действий которого образовался этот ущерб, путем предъявления к нему соответствующего требования. В противном случае - вопреки направленности правового регулирования деликтных обязательств - ограничивалось бы право граждан на возмещение вреда, причиненного им при использовании иными лицами транспортных средств.
Из разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", следует, что если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения; размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной, более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества (пункт 13). В силу закрепленного в статье 15 ГК Российской Федерации принципа полного возмещения причиненных убытков лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения расходов, которые оно произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, компенсации утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб), а также возмещения неполученных доходов, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Приведенное гражданско-правовое регулирование основано на предписаниях Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 35 (часть 1) и 52, и направлено на защиту прав и законных интересов граждан, право собственности которых оказалось нарушенным иными лицами при осуществлении деятельности, связанной с использованием источника повышенной опасности. Применительно к случаю причинения вреда транспортному средству это означает, что в результате возмещения убытков в полном размере потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено, т.е. ему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства.
Соответственно, при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, в том числе расходы на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).
Согласно ст. 965 ГК РФ к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования (суброгация).
С учетом вышеприведенных норм права и разъяснений Конституционного суда РФ к САО ЭРГО перешло право требования непосредственно к причинителю вреда ФИО5 в размере разницы между страховым возмещением, выплаченным АО «ГСК Югория» в рамках договора ОСАГО и фактическим размером ущерба, который составляет 357158 рублей 17 копеек.
Ответчиком ФИО5 в соответствии с положениями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено суду доказательств, обосновывающих несоразмерность понесенных истцом фактических затрат по ремонту транспортного средства потерпевшего.
Таким образом, суд находит обоснованными требования истца о взыскании с ответчика ФИО5 суммы в порядке суброгации в размере 357158 рублей 17 копеек.
Кроме того, при подаче искового заявления истцом уплачена госпошлина в размере 6772 рубля, что подтверждается платежным поручением № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, которая в соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию в пользу истца с ответчика ФИО5
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░2 ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 357158 ░░░░░░ 17 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 6772 ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░