Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-353/2022 ~ М-286/2022 от 29.04.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 мая 2022 года                             г. Сызрань

Сызранский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Айнулиной Г.С.

при секретаре судебного заседания Фроловой К.А.

рассмотрев административное дело №2а-353/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области к Дятловичу С.Д. о взыскании задолженности (недоимки) по транспортному налогу, налогу на имущество и пени,

у с т а н о в и л:

Межрайонная ИФНС России №3 по Самарской области обратилась в суд с иском к Дятловичу С.Д. о взыскании задолженности (недоимки) по транспортному налогу за 2014 год в размере 1 174 рубля, за 2015 год в размере 1 492 рубля, за 2016 год в размере 1 293 рубля, пени в размере 76 рублей 68 копеек; по налогу на имущество за 2014 год в размере 27 рублей 97 копеек, за 2015 год в размере 110 рублей, пени в размере 46 копеек.

В обоснование заявленных требований указала, что в соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги. Дятлович С.Д. является налогоплательщиком имущественных налогов, в связи с наличием в собственности объектов налогообложения. В связи с чем, налоговым органом в его адрес направлены налоговые уведомления о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в срок. Однако в установленный законом срок ответчик не исполнил обязанность по уплате сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Позднее в адрес налогоплательщика направлены требования об уплате налога , , . В установленный срок Дятлович С.Д. указанные требования не исполнил. В связи с большим объемом документооборота и загруженностью специалистов работой Инспекции не представилось возможным своевременно обратиться в суд за взысканием неуплаченных ответчиком налогов, пеней. Просят восстановить срок для подачи административного искового заявления.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области в судебное заседание не явился, в телефонограмме требования административного искового заявления поддержал и просил рассмотреть дело без его участия.

Административный ответчик Дятлович С.Д. о дне и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Судебное извещение, направленное по месту его жительства и регистрации: <адрес>, возвращено в суд с отметкой «Истек срок хранения» (л.д. 38, 39), тем самым административный ответчик от получения судебной корреспонденции уклонился, что в соответствии с ч. 2 ст. 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации расценивается судом как отказ от её получения. Иными сведениями о местонахождении административного ответчика суд не располагает. Судом приняты все возможные меры для извещения ответчика о рассмотрении данного дела. Суд считает, что при указанных обстоятельствах административный ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Суд определил рассмотреть дело без участия административного ответчика Дятловича С.Д.

Суд, изучив административное исковое заявление, исследовав административное дело, приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации определено, что каждый обязан платить законно установленные налоги.

Согласно Положению о федеральной налоговой службе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

Из ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) следует, что налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с названным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги.

В статье 357 НК РФ указано, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Частью 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положениями п. 1 ст. 362 и п. 2 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (ч. 1).

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, если иное не предусмотрено п. 2.1. названной статьи, взыскание налога производится в порядке, предусмотренном НК РФ (п.2).

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога (п.6).

Статьей 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ч. 1).

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (ч. 2).

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (ч. 3).

В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса (абз.2 п.3 ст. 58 НК РФ).

В соответствии с положениями ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч.1).

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч.2).

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (ч. 3).

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5).

Судом установлено, что согласно сведениям о транспортных средствах, представленных органами, осуществляющими государственную регистрацию, за ответчиком Дятловичем С.Д. за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 находились на государственном регистрационном учете следующие транспортные средства: -LADA 217130, ДД.ММ.ГГГГ гда выпуска, государственный регистрационный знак , VIN- . Период регистрации автомобиля - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; -LADA 111830, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак , VIN- . Регистрация автомобиля производилась ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, автомобиль находится на текущем регистрационном учете (л.д. 35), а также Дятлович С.Д. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником квартиры с кадастровым номером , общей площадью 36,40 кв.м. по адресу: <адрес> (л.д. 18, 30 – 32), за которые Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области начислены транспортный налог за 2014 год в размере 1 174 рубля, за 2015 год в размере 1 492 рубля, за 2016 год в размере 1 293 рубля; налог на имущество за 2014 год в размере 27 рублей 97 копеек, за 2015 год в размере 110 рублей.

Административному ответчику Дятловичу С.Д. были направлены налоговые уведомления об уплате выше указанных транспортного налога и налога на имущество (л.д. 13, 14).

В связи с невыполнением административным ответчиком Дятловичем С.Д. своей обязанности по уплате вышеуказанного налога, административным истцом в адрес Дятловича С.Д. в соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации были направлены требования: по состоянию на 19.11.2015 с исполнением в срок до 25.01.2016 (л.д. 12); по состоянию на 07.02.2017 с исполнением в срок до 12.04.2017 (л.д. 10;) по состоянию на 14.02.2018 с исполнением в срок до 30.03.2018 (л.д. 11).

Вышеуказанные требования административным ответчиком Дятловичем С.Д. также не были исполнены.

Спустя более четырех лет с даты исполнения самого раннего требования об уплате налога с исполнением в срок до 25.01.2016 (последним днем обращения с заявлением о вынесении судебного приказа является 25.07.2016), направленного Дятловичу С.Д. Межрайонная ИФНС России №3 по Самарской области только в 2020 году обратилась к мировому судье судебного участка №158 Сызранского судебного района Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Дятловича С.Д. задолженности по обязательным платежам.

02.09.2020 мировым судьей судебного участка №158 Сызранского судебного района Самарской области в принятии заявления Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области о вынесении судебного приказа о взыскании с Дятловича С.Д. задолженности по обязательным платежам отказано, в связи с наличием спора о праве (л.д. 9).

Административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 29.04.2022, т.е. с пропуском шестимесячного срока со дня вынесения судом определения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Дятловича С.Д. задолженности по обязательным платежам, поскольку последним днем для обращения является 02.03.2021.

Межрайонная ИФНС России №3 по Самарской области просит восстановить им срок для подачи административного искового заявления о взыскании с Дятловича С.Д. задолженности по обязательным платежам, указав, что срок пропущен в связи с большим объемом документооборота и загруженностью специалистов налогового органа работой.

В соответствии со ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 4 ч.2).

Уважительными причинами пропуска срока для подачи искового заявления в суд признаются такие причины, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно подать заявление. Не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска срока подачи заявления в суд кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смены руководителя (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные проблемы юридического лица, обратившегося с заявлением в суд.

Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 года №479-О-О указано, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым Кодексом РФ, не может осуществляться.

Суд, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), исходит из универсальности воли законодателя, выраженной в части 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении давности взыскания в судебном порядке суммы налога, и приходит к выводу о том, что такие причины, которые указаны истцом, как большой объем документооборота и загруженность специалистов налогового органа работой, не могут являться уважительными причинами восстановления срока для подачи административного искового заявления в суд о взыскании задолженности по налогам, в связи с чем, Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области следует отказать в удовлетворении заявления о восстановлении срока для подачи административного искового заявления в суд о взыскании с Дятловича С.Д. задолженности по транспортному налогу за 2014 год в размере 1 174 рубля, за 2015 год в размере 1 492 рубля, за 2016 год в размере 1 293 рубля, пени в размере 76 рублей 68 копеек; по налогу на имущество за 2014 год в размере 27 рублей 97 копеек, за 2015 год в размере 110 рублей, пени в размере 46 копеек.

Поскольку административному истцу не восстановлен пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Дятловича С.Д. задолженности по транспортному налогу за 2014 год в размере 1 174 рубля, за 2015 год в размере 1 492 рубля, за 2016 год в размере 1 293 рубля, пени в размере 76 рублей 68 копеек; по налогу на имущество за 2014 год в размере 27 рублей 97 копеек, за 2015 год в размере 110 рублей, пени в размере 46 копеек, поэтому указанный административный иск удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости отказа Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области в удовлетворении административных исковых требований о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 год в размере 1 174 рубля, за 2015 год в размере 1 492 рубля, за 2016 год в размере 1 293 рубля, пени в размере 76 рублей 68 копеек; по налогу на имущество за 2014 год в размере 27 рублей 97 копеек, за 2015 год в размере 110 рублей, пени в размере 46 копеек с Дятловича С.Д. ввиду истечения срока для обращения в суд с административным иском.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-181, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №3 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2014 ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 174 ░░░░░, ░░ 2015 ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 492 ░░░░░, ░░ 2016 ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 293 ░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░ 76 ░░░░░░ 68 ░░░░░░; ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2014 ░░░ ░ ░░░░░░░ 27 ░░░░░░ 97 ░░░░░░, ░░ 2015 ░░░ ░ ░░░░░░░ 110 ░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░ 46 ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░ -

2а-353/2022 ~ М-286/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России №3 по Самарской области
Ответчики
Дятлович С.Д.
Суд
Сызранский районный суд Самарской области
Судья
Айнулина Г.С.
Дело на сайте суда
sizransky--sam.sudrf.ru
29.04.2022Регистрация административного искового заявления
29.04.2022Передача материалов судье
05.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
05.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.05.2022Предварительное судебное заседание
31.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2022Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее