РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 октября 2019 года рп.Арсеньево Тульской области
Одоевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Матвеевой Н.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Фроловой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-584/2019 по исковому заявлению Демидовой Елены Владимировны к администрации МО Арсеньевский район об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования, изменении назначения объекта недвижимости,
установил:
Демидова Е.В. обратилась в суд с иском к администрации МО Арсеньевский район о восстановлении срока принятия наследства, включении в наследственную массу жилого дома, признании права собственности на земельный участок и жилой дом в порядке наследования по закону, изменении назначения жилого дома.
В обоснование заявленных требований указала, что 5 декабря 2005 года в <адрес> умер ее отец К. после смерти которого открылось наследство в виде земельного участка с кадастровым номером № площадью 2800 кв.м из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> принадлежащего ему на основании свидетельства № на праве собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей, выданного 2 октября 1992 года.
Кроме вышеуказанного земельного участка ему принадлежал жилой дом с кадастровым номером №, площадью 73,9 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора передачи № от 22 ноября 2005 года, переданный ему в собственность муниципальным образованием Арсеньевский район в порядке приватизации, однако зарегистрировать право собственности он не успел.
После смерти отца она вступила во владение принадлежащим отцу имуществом, оплачивает коммунальные платежи, расходы по технической паспортизации дома, поддерживает его в надлежащем состоянии, подала заявление нотариусу Арсеньевского нотариального округа о принятии наследства, однако вступить в наследство на вышеуказанную недвижимость не представляется возможным из-за пропущенного срока принятия наследства и из-за того, что жилой дом он не успел зарегистрировать на свое имя.
Указала на то, что по данным ГКН указанный жилой дом значится многоквартирным, тогда как фактически он состоит из жилого помещения, предназначенного для проживания одной семьи.
Просила восстановить ей срок принятия наследства, оставшегося после смерти ее отца К., умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, включить в наследственную массу жилой дом с кадастровым номером №, площадью 73,9 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, признать за ней право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2800 кв.м, из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, и вышеуказанный жилой дом принадлежащие К., умершему ДД.ММ.ГГГГ, в порядке наследования по закону, изменить назначение жилого дома с «многоквартирный жилой дом» на «жилой дом».
В ходе судебного разбирательства истец Демидова Е.В. уточнила ранее заявленные требования, просила установить факт принятия ее наследства оставшегося после смерти отца К., умершего 5 декабря 2005 года, признать за ней право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2800 кв.м, и жилой дом с кадастровым №, площадью 73,9 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежащие К. в порядке наследования по закону, а также изменить назначение указанного дома с «многоквартирный жилой дом» на «жилой дом».
Истец Демидова Е.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в представленном суду заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные исковые требования с учетом уточнения в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО Арсеньевский район – глава администрации Трифанов М.Н., извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в заявлении адресованном суду, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, не возражал против удовлетворения иска.
Исходя из положений ст.167 ГПК РФ, суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, неявившихся в судебное заседание, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу Кузнецову В.И. на основании свидетельства на право собственности, на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 2 октября 1992 года, выданного в соответствии с решением администрации Ясенковского сельского совета №11 от 11 сентября 1992 года, для ведения личного подсобного хозяйства на праве собственности передано 0,28 га.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 26 июля 2019 года №, спорный земельный участок с кадастровым номером 71:02:010404:18, имеет площадь 2800 кв.м., расположен в границах участка по адресу: <адрес>, относится к категории земель – земли населённых пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, и состоит на кадастровом учете с 1 августа 2002 года, но на праве собственности не зарегистрирован.
В соответствии со ст.265 ГК РФ право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Исходя из смысла п.1 ст.266 и ст.277 ГК РФ гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству.
Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, не допускается, за исключением случая перехода права на земельный участок по наследству.
В соответствии со ст.21 ЗК РФ право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется. Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.
Кроме того, в соответствии с договором передачи № от 22 ноября 2005 года, заключенным между МО Арсеньевский район в лице руководителя Администрации Ясенковского сельского округа и К., ему в собственность в порядке приватизации передан жилой <адрес>, инвентарный №, лит.А – общей площадью 54,0 кв.м, жилой площадью 39,6 кв.м, лит.а – площадью 20,7 кв.м.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 17 июля 2019 года №71/105/026/2019-137, собственником объекта недвижимости – жилого дома (многоквартирного дома), расположенного по адресу: <адрес>, площадью 54,0 кв.м, и имеющего кадастровый №, является администрация МО Арсеньевский район Тульской области.
При этом, из справки-паспорта на дом для приватизации от 30 сентября 2005 года, подготовленного Тульским филиалом Суворовского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация», следует, что дом, расположенный по адресу: <адрес>, состоит из лит.А площадью 54,0 кв.м и лит.а площадью 20,7 кв.м.
Как следует из технического паспорта от 24 июля 2019 года, одноквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, имеет общую площадь 73,9 кв.м, в том числе жилой 39,6 кв.м, и состоит из: лит.А – коридора площадью 4,9 кв.м, трех жилых комнат площадью 11,6 кв.м, 15,2 кв.м и 12,8 кв.м, кухни площадью 9,5 кв.м; лит.а – пристройки площадью 6,0 кв.м, 8,5 кв.м и 5,4 кв.м.
Согласно ч.3 ст.7 Закона РФ от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», действовавшей на момент передачи спорного жилого помещения в собственность К., право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с п.8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года №8 «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда», если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Из содержания указанных нормы следует, что возможность включения жилого помещения в наследственную массу по требованию наследника допускается лишь в том случае, когда гражданин (наследодатель), желавший приватизировать жилое помещение, подал заявление о приватизации и все необходимые для этого документы, не отозвал его, но умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности.
Таким образом, поскольку К. обратившись с заявлением о приватизации в уполномоченный орган и оформив договор на передачу вышеуказанного жилого дома, выразил свое желание на его приобретение, в связи с чем он подлежит включению в наследственную массу.
В соответствии с техническим планом от 13 сентября 2019 года, здание – жилой дом, общей площадью 73,9 кв.м (с учетом включения площади пристройки), с кадастровым номером 71:02:010404:141, расположен по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером 71:02:010404:18 границы которого не установлены.
Как установлено в ходе судебного заседания К. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством <данные изъяты>
Таким образом, после смерти К. открылось наследство в виде жилого дома, общей площадью 73,9 кв.м, и земельного участка, общей площадью 2800 кв.м, категория земель: из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, расположенных по адресу: <адрес>.
Пункт 2 ст.218 ГК РФ предусматривает, что одним из оснований приобретения лицом права собственности признается переход к нему имущества по наследству в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со чч.1,2 ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (ч.4 указанной статьи).
Согласно ст.1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (п.2 указанной статьи).
В силу п.1 ст.1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Как следует из сообщения, полученного от нотариуса Арсеньевского нотариального округа от ДД.ММ.ГГГГ №, у нее имеется наследственное дело к имуществу К., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Из копии наследственного дела № следует, что 22 июля 2019 года Демидова Е.В. обратилась к нотариусу с заявлениями о выдаче ей свидетельства о праве на наследство по закону к имуществу К. состоящего из жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>.
Однако, как следует из письма нотариуса Арсеньевского нотариального округа Тульской области от 22 июля 2019 года, выдать свидетельство о праве собственности на наследство по закону на заявленное ею имущество не представляется возможным, поскольку право собственности К. не зарегистрировано в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Статья 264 ГПК РФ предусматривает возможность установления факта, имеющего юридическое значение, в том числе факта принятия наследства (п.9 ч.2).
В соответствии со ст.265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.36 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании», под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п.2 ст.1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддерживанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст.1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст.1154 ГК РФ.
В силу п.8 указанного постановления Пленума, при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст.1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования. В случае, если требование о признании права собственности в порядке наследования заявлено наследником в течение срока принятия наследства, суд приостанавливает производство по делу до истечения указанного срока.
После смерти К. фактически в права наследования вступила его жена Т., которая продолжила проживать в жилом доме и пользоваться данным жилым домом и земельным участком.
О фактическом принятии наследства свидетельствует справка администрации МО Астаповское Арсеньевского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Т. по день смерти проживала по адресу: <адрес>.
Однако, Т. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от 16 января <данные изъяты>
В ходе судебного разбирательства по делу установлено, что дочерью К. и Т. является Кузнецова Е.В., что подтверждается свидетельством о рождении <данные изъяты>
Согласно свидетельству о заключении брака от <данные изъяты>, в связи с вступлением в брак Кузнецова Е.В. изменила фамилию на «Демидова».
После смерти А. и Т. их дочь Демидова Е.В. фактически вступила в права владения и пользования наследственным имуществом.
Факт принятия наследства подтверждается ее пояснениями, а также квитанциями об оплате коммунальных услуг за указанный жилой дом, договором подряда № от 30 августа 2019 года, договором подряда от 24 апреля 2010 года, фотоматериалами.
Таким образом, поскольку иных наследников к имуществу умершего К. судом не установлено, то наследником будет являться его дочь Демидова Е.В.
Пунктом 2 ст.8.1. ГК РФ предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
С учетом этого наследник – Демидова Е.В. обоснованно защищает свое право наследования на вышеуказанные объекты недвижимого имущества в судебном порядке. Оснований для отказа в удовлетворении иска суд не находит.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств, учитывая, что согласно договору передачи № от 22 ноября 2005 года, технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, К. был передан в собственность жилой дом, являющийся одноквартирным, требования истца об изменении назначения объекта подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Демидовой Елены Владимировны к администрации МО Арсеньевский район об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования, изменении назначения объекта недвижимости, удовлетворить.
Установить факт принятия Демидовой Еленой Владимировной наследства, открывшегося после смерти К., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Демидовой Еленой Владимировной, <данные изъяты> право собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 2800 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти К., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Демидовой Еленой Владимировной, <данные изъяты>, право собственности на жилой дом с кадастровым №, площадью 73,9 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти К., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Изменить назначение жилого дома с кадастровым №, площадью 73,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с «многоквартирный жилой до» на «жилой дом».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Одоевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 октября 2019 года.
Председательствующий Н.Н. Матвеева