РЕШЕНИЕ
ИФИО1
19 ноября 2019 года <адрес>
Кировский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Башмаковой Т.Ю.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-4608/2019 по административному иску <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец <адрес> обратился в суд с иском к административному ответчику ФИО2 о прекращении действия права на управление транспортными средствами, обязании сдать водительское удостоверение, указав, что прокуратурой района во исполнение поручения прокуратуры <адрес> проведена проверка законности наличия специальных прав у граждан, состоящих на наркологическом учете в учреждениях здравоохранения области. В ходе проверки установлено, что 29.04.2013г. ФИО2 выдано водительское удостоверение №. При этом, согласно информации ГБУЗ «<адрес> наркологический диспансер», административный ответчик ФИО2 состоит на диспансерном наблюдении с сентября 2017г. с диагнозом: «Синдром зависимости от алкоголя». Взят на наблюдение на основании заключения врачебной комиссии. За период наблюдения заключения о годности к управлению транспортным средством не выдавалось. Имеющийся у пациента диагноз является противопоказанием к управлению транспортным средством. Таким образом, у ответчика подтверждено наличие медицинского противопоказания к управлению транспортным средством, предусмотренное действующим законодательством РФ, однако, выданное ему водительское удостоверение в настоящее время дает ему право на управление транспортными средствами. Управление транспортными средствами лицами, имеющими ограничения к водительской деятельности, создает реальную угрозу безопасного дорожного движения, может привести к дорожно-транспортным происшествиям, причинить вред жизни и здоровью, а также имущественный ущерб неопределенному кругу лиц. Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил прекратить действие права на управление транспортными средствами у ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до прекращения его диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), обязать ФИО2 сдать водительское удостоверение № в Управление ГИБДД ГУ МВД России по <адрес> в целях его аннулирования.
Представитель административного истца помощник прокурора <адрес> ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании административный иск поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Представители заинтересованных лиц ГБУЗ «<адрес> наркологический диспансер», Управление ГИБДД ГУ МВД России по <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, отзыв на иск не представили.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 1079 ГК РФ использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон), одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу требований ст. 24 Закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ст.25 Закона право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 Закона.
Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.
В силу требований ст.26 Закона к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.
В соответствии с требованиями ст.23 Закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств.
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования, форма медицинского заключения о наличии (отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, порядок выдачи указанного медицинского заключения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ).
Обследование врачом-психиатром, врачом-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо по месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства).
По результатам обязательного медицинского освидетельствования медицинскими организациями выдается медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
В силу требований ст. 23.1 Закона медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
На основании статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств, целью которого является определение у водителей транспортных средств медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 23.1 N196-ФЗ).
Согласно ст.28 Закона основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами; лишение права на управление транспортными средствами.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством РФ.
В соответствии с п. 35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правила), ФИО1 национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию, в том числе, в случае если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
В силу требований п.27 Правил ФИО1 национальное водительское удостоверение выдается на 10 лет, если иное не предусмотрено федеральными законами.
По смыслу указанных правовых норм одним из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Судом установлено, что 29.04.2013г. ФИО2 выдано водительское удостоверение № на право управления транспортными средствами категории В (л.д.6).
Согласно информации ГБУЗ «<адрес> наркологический диспансер» от 03.09.2019г. ФИО2 состоит на диспансерном наблюдении в ГБУЗ СОНД с сентября 2017 года с диагнозом «Синдром зависимости от алкоголя». Взят на наблюдение на основании заключения врачебной комиссии. Имеющийся у пациента диагноз является противопоказанием к управлению транспортным средством. За время нахождения под диспансерным наблюдением допуски к управлению транспортным средством не выдавались (л.д. 7-9).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что у ФИО2 подтверждено наличие медицинского противопоказания к управлению транспортным средством.
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N377 "О реализации Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" больные алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией допускаются к управлению транспортными средствами при наличии стойкой ремиссии в течение не менее трех лет.
В соответствии с Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболеваний, утвержденной Приказом Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ N704, с учетом положений Письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N14-2/2017686 срок стойкой, объективно подтвержденной ремиссии, для больных хроническим алкоголизмом - 3 года; для больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет. Профилактическое наблюдение организуется за лицами, обратившимися за наркологической помощью самостоятельно или по направлению различных общественных организаций, лечебно-профилактических учреждений, предприятий и организаций, органов внутренних дел, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания. За время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. Подтверждение наличия стойкой ремиссии возможно только по результатам динамического наблюдения за состоянием больного, которым, по своему содержанию, и является диспансерное наблюдение.
Из смысла данных норм следует, что больной может быть снят с диспансерного учета по истечении установленного срока только при соблюдении им определенных условий: выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждений (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии.
Однако, доказательств того, что ФИО2 снят с диспансерного учета в связи со стойкой ремиссией, суду не представлено.
Управление транспортными средствами лицами, имеющими ограничения к водительской деятельности, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, может привести к дорожно-транспортным происшествиям, причинить вред жизни и здоровью граждан, имущественный ущерб неопределенному кругу лиц.
В силу требований п. 4.1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. ФИО2 незаконно пользуясь правом на управление транспортными средствами, осуществляет водительскую деятельность, которая создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Принимая во внимание, что управление транспортными средствами лицами, имеющими ограничения к водительской деятельности, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, может привести к дорожно-транспортным происшествиям, причинить вред жизни и здоровью, а также имущественный ущерб неопределенному кругу лиц, суд приходит к выводу, что административные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 о прекращении действия права на управление транспортными средствами удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортными средствами у ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до прекращения его диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Обязать ФИО2 сдать водительское удостоверение № в Управление Министерства внутренних дел по <адрес> в целях его аннулирования.
Взыскать с ФИО2 в доход государства государственную пошлину в размере 300 (Триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца.
Председательствующий Т.Ю. Башмакова
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.