Судья Уварова О.А. Дело <данные изъяты>а-7397/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам М. областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Соколовой Н.М., Бирюковой Е.Ю.,
при помощнике судьи Галстян Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 03 июня 2020 года апелляционную жалобу межрайонной ИФНС по г. Сергиеву Посаду Московской области на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 20 сентября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области к Соловьеву С. В. о взыскании перерасчета транспортного налога за 2015 год,
заслушав доклад судьи Брыкова И.И.,
у с т а н о в и л а :
Административный истец межрайонная ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области обратилась в суд с административным иском к административному ответчику Соловьеву С.В. о взыскании перерасчета транспортного налога за 2015 год. Свой административный иск мотивировала теми обстоятельствами, что Соловьев С.В. является плательщиком транспортного налога, в связи с чем в его адрес было направлено налоговое уведомление № 85044115 от 04.04.2018 об уплате транспортного налога. В установленный ст. 409 НК РФ срок указанная в налоговом уведомлении сумма оплачена не была, в связи с чем налоговым органом было сформировано и направлено Соловьеву С.В. требование № 42868 от 22.06.2018 об уплате транспортного налога и пени по нему. В установленный срок обязанность по уплате транспортного налога исполнена не была. Просило взыскать с Соловьева С.В. перерасчет транспортного налога за 2015 год в размере 6 446 руб.
Административный ответчик Соловьев С.В. административный иск не признал, ссылаясь на то обстоятельство, что у него отсутствует задолженность по оплате налогов.
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 20.09.2019 в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с решением суда, административный истец межрайонная ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области подала на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Разбирательством по административному делу установлено, что согласно сведениям АИС «Налог-3» Соловьев С.В. в 2015 году являлся собственником транспортных средств, зарегистрированных в органе ГИБДД на него.
Соловьеву С.В. было направлено налоговое уведомление № 85044115 от 04.04.2018 об уплате в срок не позднее 29.05.2018 перерасчета по транспортному налогу за 2015, 2016 годы с учетом имеющейся переплаты в размере 26 867 руб. 59 коп. (л.д. 19-20, 21).
27.06.2018 Соловьеву С.В. было направлено требование № 42868 по состоянию на 22.06.2018 об уплате в срок до 31.07.2018 транспортного налога в размере 27 561 руб. 59 коп., пени по нему в размере 153 руб. 20 коп. (л.д. 16-17, 18).
Свое решение по административному делу суд мотивировал тем обстоятельством, что транспортный налог был оплачен административным ответчиком 16.11.2016 в размере 28 778 руб.
Судебная коллегия не может согласиться с таким решением суда, поскольку оно не основано на материалах административного дела, судом неправильно были применены нормы материального права.
Согласно уточненного административного иска, административным истцом заявлен к взысканию перерасчет транспортного налога в размере 6 446 руб., (л.д. 61-64). Аналогичное обоснование заявленного к взысканию перерасчета транспортного налога указано и в апелляционной жалобе административного истца (л.д. 81-85).
Применительно к ч. 4 ст. 52, ч. 6 ст. 69 НК РФ, в случае направления налогового уведомления, налогового требования по почте заказным письмом они считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Административным истцом доказано обстоятельство направления административному ответчику налогового требования № 42868 по состоянию на 22.06.2018, что подтверждается списком почтовых отправлений заказных писем № 1026381 с отметкой почтового отделения связи о принятии 27.06.2018 почтовой корреспонденции (л.д. 18), в связи с чем оно считается полученным адресатом.
Положением абз. 2 п. 4 ст. 397 НК РФ установлено, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Поскольку налоговое уведомление № 85044115 было вынесено 04.04.2018, то в него правомерно были включен транспортный налог за 2015 год – за три предшествующих года.
При этом указанное налоговое уведомление не содержит начислений по транспортному налогу за 2014 год, однако, административный истец неправомерно включает его в свой расчет.
В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Ст. 52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Поскольку транспортный налог за 2014 год не был включен в направленные административному ответчику налоговое уведомление № 85044115 от 04.04.2018 и основанное на нем требование № 42868 по состоянию на 22.06.2018 об уплате налогов, пени, на которых основан административный иск, то включенная в расчет перерасчета транспортного налога за 2014 год в размере 300 руб. (суммируется с перерасчетом транспортного налога за 2015 год) не может быть взыскана с административного ответчика.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Таким образом, для физических лиц списанию подлежит сумма налоговой задолженности по имущественным налогам, к которым относится транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог, образовавшаяся по состоянию на 01.01.2015, а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность.
Транспортный налог за 2015 год подлежал оплате не позднее 01.12.2016, следовательно, задолженность по нему образовалась после 01.01.2015, в связи с чем задолженность по транспортному налогу за 2015 год не может быть признан безнадежным к взысканию.
Согласно уточненного административного иска, административным истцом заявлен к взысканию перерасчет транспортного налога за 2015 год в размере 6 146 руб.
Перерасчет транспортного налога был произведен налоговым органом в связи с актуализацией сведений по транспортным средствам.
При этом применительно к автомобилю марки «МАЗ 5551» госномер «н 519 ка 190» налоговый орган правомерно применил налоговую ставку 65 руб., установленную ст. 1 Закона Московской области от 16.11.2002 № 129/2002-ОЗ «О транспортном налоге в Московской области» для грузовых автомобилей с количеством лет, предшествовавших с года выпуска, свыше 5 лет и с мощностью двигателя свыше 200 л.с. до 250 л.с., что соответствует характеристикам указанного автомобиля, а административный ответчик неправомерно считает, что применению подлежит налоговая ставка 50 руб., которая не соответствует характеристикам указанного автомобиля применительно к редакции указанного Закона Московской области в редакции от 22.10.2010.
Все представленные административным ответчиком доказательства оплаты транспортного налога (л.д. 41 оборот, 42 оборот, 49 оборот, 51 оборот) имеют отношение к другим начислениям по транспортному налогу и были произведены до выставления налоговым органом налогового уведомления № 85044115 от 04.04.2018, на котором основан заявленный к взысканию перерасчет транспортного налога за 2015 год, что не было учтено судом при принятии решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Поскольку административный ответчик в 2015 году являлся собственником транспортных средств, то он в соответствие со ст.ст. 23, 57, 356, 357 НК РФ являлся плательщиком транспортного налога за 2015 год.
Поскольку налоговый орган исполнил свою обязанность, то административный ответчик в соответствие с ч. 6 ст. 58 НК РФ обязан был уплатить перерасчет транспортного налога за 2015 год в размере 6 146 руб., но этого не сделал, свою обязанность не исполнил до настоящего времени, в связи с чем эта денежная сумма подлежит взысканию с административного ответчика.
В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Ст. 52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.
Срок уплаты перерасчета по транспортному налогу по налоговому уведомлению № 85044115 от 04.04.2018 был установлен 29.05.2018, а требование об уплате налогов, пени № 42868 было выставлено по состоянию на 22.06.2018. Следовательно, срок на выставление налогового требования налоговым органом был соблюден.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Требованием № 42868 по состоянию на 22.06.2018 был установлен срок оплаты транспортного налога и пени до 31.07.2018, в связи с чем срок на подачу заявления о выдаче судебного приказа истекал 31.01.2019.
Судебный приказ на взыскание с административного ответчика задолженности транспортного налога за 2015, пени был выдан 13.11.2018, следовательно, заявление о его выдаче было подано в установленный срок.
Поскольку судебный приказ был отменен определением мирового судьи 228 судебного участка Сергиево-Посадского судебного района Московской области от 11.01.2019, и с этой даты должен исчисляться срок на обращение с административным иском в суд, то административный иск должен был быть подан в суд не позднее 11.07.2019.
Административный иск был подан в суд 27.06.2019 (л.д. 8), то есть, в установленный срок.
С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 20 сентября 2019 года отменить, принять новое решение.
Административное исковое заявление ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области к Соловьеву С. В. о взыскании перерасчета транспортного налога за 2015 год удовлетворить частично.
Взыскать в пользу ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области с Соловьева С. В. перерасчет транспортного налога за 2015 год в размере 6 146 руб.
Председательствующий
Судьи