КОПИЯ
70RS0003-01-2021-009922-29
2-457/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 марта 2022 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Бессоновой М.В.,
при секретаре Арышевой А.О.,
помощник судьи Аплина О.Ю.,
с участием представителя процессуального истца – помощника Томской Транспортной прокуратуры Цыганкова Н.А.,
представителя ответчика Кемеровской таможни Волкова Ф.Д., действующего на основании доверенности №04-50/01900 от 15.02.2022,
представителя третьих лиц Федеральной таможенной службы Волкова Ф.Д., действующего на основании доверенности № 15-40/09725 от 01.12.2021 и Сибирского таможенного управления № 008-01-07/01292 от 01.02.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске исковое заявление Томского транспортного прокурора, действующего в интересах суповой Светланы Александровны к Кемеровской таможне о взыскании недоплаченных при увольнении сумм компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск,
установил:
Томский транспортный прокурор, действующий в интересах Исуповой С.А. обратился к Кемеровской таможне о взыскании недоплаченных при увольнении сумм компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск.
В обоснование заявленных требований указано, что Томской транспортной прокуратурой в ходе проверки обоснованности расчетов денежной компенсации, выплаченной служащим Томской таможни установлено, что Исупова С.А. в период с 03.02.2015 по 18.09.2020 проходила государственную гражданскую службу в Томской таможне в должности государственного таможенного инспектора отдела таможенного поста Кемеровской таможни с 01.07.2020. Уволена в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. При увольнении Исуповой С.А. произведены следующие выплаты: выплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания – 131557,24 руб.; денежная компенсация за неиспользованный 1 календарный день ежегодного основного оплачиваемого отпуска за период с работы с 14.10.2019 по 30.09.2020 в размере 1039,31 руб. Приказами Сибирского таможенного управления ФТС России № 249-П от 19.09.2019, №466 от 11.12.2019, №105-П от 08.04.2020, №181-П от 11.06.2020 о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих таможни за достижение показателей результативности и эффективности деятельности Исуповой С.А. произведены следующие выплаты материального стимулирования: 20772,00 руб. за 2 квартал 2019 года, 21535,00 руб. за 3 квартал 2019 года 16131,00 руб. за 4 квартал 2019 года, 16772,00 руб. за 1 квартал 2020 года. Однако при расчете денежного содержания для исчисления компенсации при увольнении и компенсации за неиспользованные дни отпуска Исуповой С.А. Кемеровской таможней не были учтены указанные произведенные выплаты материального стимулирования, в связи с чем, размер окончательного расчета с Исуповой С.А. произведен не в полном объеме. Восстановить пропущенный процессуальный срок исковой давности о выплате недоплаченной денежной суммы компенсации четырехмесячного денежного содержания в сумме 25070,00 руб., недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск за 1 календарный день в размере 213,90 руб.
Просят взыскать с Кемеровской Таможни в пользу Исуповой С.А. недоплаченную денежную сумму компенсации четырехмесячного денежного содержания в сумме 25070,00 руб., недоплаченная компенсация за неиспользованный отпуск за 1 календарный день в размере 213,90 руб.
Определением Октябрьского районного суда г. Томска от 04.02.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Федеральная Таможенная Служба, Сибирское таможенное управление, Министерство Финансов Российской Федерации.
Материальный истец Исупова С.А., представитель третьего лица Министерства Финансов Российской Федерации, в суд не явились, были извещены о месте и времени судебного заседания.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель процессуального истца помощник Томского транспортного прокурора Цыганков Н.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика Кемеровской таможни – Волков Ф.Д. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым полагает, что при обращении Томского транспортного прокурора в суд заявлением был пропущен срок исковой давности, предусмотренный ч.2 ст. 392 ТК РФ. Указал, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих подлежат только те выплаты, которые прямо предусмотрены положениями Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», средства материального стимулирования не являются премиальным фондом и в фонд оплаты труда государственных служащих не входят, данные выплаты направлены на повышение эффективности труда и укрепление стабильности профессионального состава кадров территориальных таможенных органов. В соответствии с нормами Федерального закона №79-ФЗ премиальные выплаты, производимые гражданским служащим в рамках их материального стимулирования, в состав денежного содержания указанных лиц не входят и указанные выплаты на постоянной основе не предусмотрены. Согласно разъяснениям, изложенным в письме Минздравсоцразвития России от 04.03.2008 №528-17 Департамент трудовых отношений и государственной гражданской службы что исходя из того, что премии выплачиваются за счет средств сверх установленного фонда оплаты труда государственных служащих, они не могут учитываться при исчислении денежного содержания при расчете компенсации за неиспользованные дни отпуска при расторжении служебного контракта.
Представитель Третьих лиц Федеральной Таможенной Служба РФ В., Сибирского таможенного управления Волков Ф.Д. полагал требования не подлежащими удовлетворению поскольку материальное стимулирование не входит в перечень дополнительных выплат, предусмотренный Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N 562 "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих". Следовательно, выплаты на материальное стимулирование государственных гражданских служащих в силу ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ не включены законодателем в перечень основных, дополнительных выплат фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих и подлежат оплате сверх фонда оплаты труда. Средства материального стимулирования, предусмотрены Постановлением Правительства №611 от 25.09.2007, выплачиваются в виде единовременных поощрений сверх фонда оплаты труда за качество исполнения определенных обязанностей (а не в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий, включенных в состав денежного содержания гражданских служащих в соответствии с нормами Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ), они не входят в состав денежного содержания федеральных гражданских служащих.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе, в сфере трудовых (служебных) отношений.
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, приказом начальника Томской таможни от 30.01.2015 №31-к Исупова ... назначена с 03.02.2015 на ... Исуповой СА. установлен должностной оклад в размере 4036,00 руб., ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада на период с 03.02.2015 по 31.12.2015, ежемесячная надбавка за особые условия государственной гражданской службы в размере 75% должностного оклада на период с 03.02.2015 по 31.03.2015, ежемесячное денежное поощрение в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач в размере двух должностных окладов на период с 03.02.2015 по 31.03.2015, ежемесячное денежное поощрение в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач в размере двух должностных окладов на период с 03.02.2015 по 31.03.2015, ежемесячная премия за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 10% денежного содержания на период с 03.02.2015 по 31.03.2015.
Между Томской таможней и Черниковой (на основании свидетельства о заключении брака от 03.09.2016 Исуповой) С.А. заключен служебный контракт №10611000/0004ск/15 от 02.02.2015 (далее – контракт №10611000/0004ск/15), согласно пункту 1 которого Исупова С.А. взяла на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации, а представитель нанимателя обязался обеспечить гражданскому служащему прохождение государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации.
Согласно пункту 2 контракта №10611000/0004ск/15 гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 3 Томского таможенного поста Томской таможни.
Датой начала исполнения должностных обязанностей является 03.02.2015 (пункт 4 контракта №10611000/00018ск/13).
В соответствии с п. 9 контракта №10611000/0004ск/15 гражданскому служащему установлено денежное содержание, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере 4036,00 руб. в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклада за классный чин) в размере 1236,00 руб. в месяц; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере до 30% этого оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере от 60% до 90% этого оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя; ежемесячного денежного поощрения в размере 1 должностного оклада; ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач в размере до 2 должностных окладов, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Пунктом 11 контракта №10611000/0004ск/15 установлено, что гражданскому служащему устанавливается: ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации; другие виды отпусков, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Приказом Федеральной таможенной службы от 26.12.2019 № 1970 Томская и Кемеровская таможни были реорганизованы путем присоединения. Деятельность Томской таможни была прекращена, что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
05.06.2020 между Кемеровской таможней и Исуповой С.А. заключено дополнительное соглашение № 4 о внесении изменений в контракт №10611000/0004ск/15, согласно которому в связи с переподчинением с 01.07.2020 Кемеровской таможне без изменения местонахождения и региона деятельности: Асиновский таможенный пост (центр электронного декларирования) Томской таможни; Томский таможенный пост Томской таможни согласно приказам ФТС России от 26.12.2019 № 1970»О реорганизации Томской и Кемеровской таможен» Сибирского таможенного управления от 14.02.2020 № 53 «Об организационно-штатных мероприятиях в Кемеровской таможне», внести в служебный контракт изменения, изложив пункт 2 части 1 Общие положения служебного контракта в следующей редакции: гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 2 Томского таможенного поста Кемеровской таможни, учрежденной в целях обеспечения исполнения полномочий Кемеровской таможни.
Приказом № 369-К от 18.09.2020 Исупова С.А. была уволена 30.09.2020 в соответствии с п.8.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Указанным выше приказом на отдел бухгалтерского учета и финансового мониторинга Кемеровской таможни возложена обязанность произвести Исуповой С.А.: окончательный расчет по 30.09.2020; выплату компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания; выплату компенсации за 1 календарный день ежегодного основного оплачиваемого отпусков за период работы с 14.10.2019 по 30.09.2020.
Как усматривается из расчета ТН-713, справки-расчета от 30.09.2020 при увольнении Исуповой С.А. произведены следующие выплаты: окончательный расчет по 30.09.2020 в размере 132597,05 руб.; выплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания – 131557,24 руб.; выплата компенсации за 1 календарный день ежегодного основного оплачиваемого отпуска 1039,31 руб.
Судом установлено и стороной ответчика не оспаривалось, что при расчете компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользуемый отпуск Кемеровской таможней не были учтены выплаченные истцу средства материального стимулирования за сентябрь, декабрь 2019 года и за апрель, июнь 2020 года, в связи с чем окончательный расчет с Исуповой С.А. произведен не в полном размере.
Доводы стороны ответчика и третьих лиц о том, что материальное стимулирование не входит в перечень дополнительных выплат, предусмотренных пунктом 8 Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 основан на ошибочном толковании норм материального права.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
Частью 13 статьи 46 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 ст.50 Федерального закона № 79-ФЗ).
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение ( ч.3 ст. 50 Федерального закона № 79 ФЗ)
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 ст. 50 Федерального закона № 79 ФЗ).
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N 562 (ред. от 10.07.2014, далее – Правила №562).
Пунктом 2 Правил №562 предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил № 562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Абзацем первым пункта 8 Правил № 562, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил № 562 месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 вышеуказанного Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказами Федеральной таможенной службы от 21.06.2019 №488-П, от 11.09.2019 № 1437, от 03.12.2019 № 1836, от 03.04.2020 № 359, от 09.06.2020 № 507, о от 11.12.2019 № 466, от 08.04.2020 № 105-П, от 11.06.2020 № 181-П утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации за достижение показателей результативности и эффективности деятельности за 1-4 кварталы 2019 года, 1,4 кварталы 2020 года.
Данными приказами начальникам таможенных органов Российской Федерации поручено обеспечит распределение бюджетных ассигнований в зависимости от выполнения установленных показателей результативности и направит их на материальное стимулирование федеральных государственных служащих в виде единовременного поощрения, предусмотренного п.п. «е» п.9 Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы России от 30 октября 2006 года № 1058.
Как следует из Писем руководителя Федеральной таможенной службы от 04.04.2019 № 01-11/19998 и от 01.04.2020 № 01-11/18743 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2019 № 283-14 «О материальном стимулировании в 2019 году, на первое полугодие 2020 года федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов» Федеральной таможенной службе в 2019 году первом полугодии 2020 года выделены бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов сверх установленного фонда оплаты труда. Материальное стимулирование гражданских служащих территориальных таможенных органов за достижение таможенными органами установленных показателей эффективности деятельности в 2019 году в 1 и 2 кварталах 2020 года осуществляется за счет указанных бюджетных ассигнований, выделяемых таможенному органу ежеквартально приказом ФТС России в соответствии приказом ФТС России от 30.10.2006 № 1058 « Об утверждении порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов, инициативу и профессионализм при выполнении установленных должностным регламентом полномочий после подведения итогов работы за квартал в пределах выделенных таможенному органу денежных средств на эти цели.
Приказами Сибирского таможенного управления ФТС России № 466 от 11.12.2019 года, № 105-П от 08.04.2020 года, № 181-П от 11.06.2020, от 23.12.2019 № 101-П№ 44-П от 27.04.2020 распределены бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов СТУ за достижение показателей результативности и эффективности деятельности, а начальникам таможенных органов поручено обеспечить выплату средств материального стимулирования в III -IV кварталах 2019 года, в I квартале 2020 года.
На основании приказов начальника Томской таможни о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих таможни за достижение показателей результативности и эффективности деятельности Исуповой С.А. были произведены следующие выплаты материального стимулирования: приказ № 69-п от 25.09.2019 - 20772,00 руб. за 2 квартал 2019 года; приказ № 101-П от 23.12.2019 – 21535,00 руб. за 3 квартал 2019 года; приказ № 44-П от 27.04.2020 – 16 131,00 руб. за 4 квартал 2019 года; приказ № 67-П от 16.06.2020 – 16 772 руб. за 1 квартал 2020 года.
Данными приказами начальника таможенных органов Российской Федерации поручено обеспечит распределение бюджетных ассигнований в зависимости от выполнения установленных показателей результативности и направить их на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих в виде единовременного поощрения, предусмотренного п.п. «е» п.9 Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы России от 30.10.2006 № 1058.
На основании принятых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 « О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», постановлений Правительства Российской Федерации от 06.03.2018 № 229-6, от 19 марта 2-19 № 283-14 и от 17 февраля 2020 № 168-8 в 2018, 2019 и 2020 годах предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что актами Правительства Российской Федерации федеральным государственным органам ежегодно доводятся объемы средств, имеющих целевой характер, - повышение материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы. При этом данными актами правовая форма и (или) механизм выплаты этих средств не установлены. Целевой характер этих мероприятий заключается в повышении уровня оплаты труда указанных категорий лиц, что прямо свидетельствует об отнесении соответствующих выплат к выплатам за профессиональную служебную деятельность.
На Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного Положения предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7 (действующее в период спорных правоотношений), в соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен статьей 50 Федерального закона N 79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила), дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением 238-7.
Учитывая вышеизложенное правовое регулирование, представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что издание указанных приказов ФТС и ее территориальных органов свидетельствует о ежеквартальном начислении Федеральной таможенной службой и ее территориальными органами выплат стимулирующего характера (материальное стимулирование), в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданским служащим. Таким образом выплаты производились систематически, регулярно. Выплата данного материального стимулирования производилась на основании приказа ФТС России от 30.10.2006 № 1058 « Об утверждении порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации» и по сути имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий, осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, а потому в соответствии с ч.10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ подлежит включению в состав денежного содержания гражданского служащего, в том числе и Исуповой С.А. и должно учитываться при расчете её среднего заработка для оплаты компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности.
Доводы представителя Кемеровской Таможни об обратном основаны на неверном толковании приведенных выше законодательных положений.
Суд не может основывать свои выводы на представленных стороной ответчика разъяснениях Министерства финансов, изложенных в письмах от 15.01.2021 № 14-03-03/1414 и от 27.04.2021 № 14-03-03/32289, поскольку на момент увольнения Исуповой С.А. и произведения с ней окончательного расчета указанные разъяснения не действовали.
При расчете компенсации при увольнении с федеральной гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа, компенсации за неиспользованный отпуск за счет средств материального стимулирования суд исходит из п. 2, 6, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N 562.
Как следует, из приказов Томской таможни № 101-П от 23.12.2019, № 44-П от 27.04.2020, № 67-П от 16.06.2020, общая сумма выплаченного Исуповой С.А. материального стимулирования составила 75210,00 руб. (21535,00 + 16131,00+16772,00+20772,00), что также подтверждается справками-расчетами от 30.09.220 об исчислении денежного содержания гражданского служащего при увольнении.
Таким образом, 1/12 суммы материального стимулирования за 2, 3, 4 кварталы 2019 года, 1 квартал 2020 года составляет 75210,00 руб. (6267,50 руб./12); недоплаченная сумма компенсации при увольнении с федеральной гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа составляет 25070,00/ руб. (6267,50 руб. * 4). Учитывая, положения приказа Томской таможни от 18.09.2020 № 369-к, согласно которым Исуповой С.А. определена компенсация за неиспользование ежегодного основного оплачиваемого отпуска за 1 календарный день, компенсация за неиспользованный отпуск, за счет материального стимулирования, составляет 213,90 руб., исходя из расчета 6267,50 руб. / 29,3 * 1).
При этом, несмотря на доводы ответчика о неверном применении п.6 и 8 Правил № 562 при расчете указанных выплат, суд, рассчитывая суммы компенсации, учитывает выплаты за сентябрь 2020 года, поскольку Исупова С.А. была уволена 30.09.2020, отработав весь сентябрь.
При таких обстоятельствах, с Кемеровской таможни как с правопреемника на основании ч.2 ст. 58 ГК РФ в пользу Исуповой С.А. подлежат взысканию денежные средства в размере 25283,00 руб., из которых недоплаченная сумма компенсации четырехмесячного денежного содержания в сумме 25070,00 руб., недоплаченная компенсация за неиспользованный отпуск за 1 календарный день в размере 213,90 руб., в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Томского транспортного прокурора, действующего в интересах Исуповой Светланы Александровны к Кемеровской таможне о взыскании недоплаченных сумм компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск, удовлетворить.
Взыскать с Кемеровской таможни (ОГРН 1024200707079) в пользу Исуповой Светланы Александровны недоплаченную компенсацию четырехмесячного денежного содержания в сумме 25070,00 руб., недоплаченную компенсация за неиспользованный отпуск за 1 календарный день в размере 213,90 руб.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: (подпись) Бессонова М.В.
Мотивированный текст решения изготовлен 16 марта 2022 года.
КОПИЯ ВЕРНА
Председательствующий судья: М.В. Бессонова
Секретарь: А.О. Арышева
«___»_________2022г.
Подлинный документ подшит в деле №2-457/2022 в Октябрьском районном суде г.Томска