<данные изъяты>
Дело 2-632/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2017 года п.Новоорск
Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Левченкова А.И.,
при секретаре Курбангалиеве Р.Р.,
с участием прокурора Новоорского района Оренбургской области Гущина В.В., старшего помощника прокурора Новоорского района Оренбургской области Алексеева С. П., представителей ответчика администрации МО Новоорский поссовет Булатова А.Н., Еремина С.И., Камалутдиновой Ю.С., ответчика Булатова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоорского района Оренбургской области, действующего в интересах Российской Федерации, муниципального образования Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области, Булатову Е.А. о признании сделки недействительной и о применении последствий недействительности ничтожной сделки,
у с т а н о в и л :
Прокурор Новоорского района Оренбургской области, действующий в интересах Российской Федерации, муниципального образования Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал следующее. Прокуратурой района проведена проверка соблюдения антикоррупционного законодательства при предоставлении земельных участков, в ходе которой выявлены нарушения, затрагивающие национальные интересы государства и интересы муниципального образования Кардаиловский сельсовет.
Так, при проведении проверки установлено, что в администрацию Новоорский поссовет ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление от Булатова Е.А. о предоставлении земельного участка без проведения аукциона для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением администрации МО Новоорский поссовет №-п от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного главой администрации Булатовым А.Н., Булатову Е.А. земельный участок предоставлен в аренду сроком на 20 лет.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО Новоорский поссовет в лице главы муниципального образования Булатовым А.Н. и Булатовым Е.А. заключен договор аренды земельного участка №, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый квартал № общей площадью <данные изъяты> кв.м. на срок 20 лет.
При проверке установлено, что глава администрации Булатов А.Н. приходится отцом Булатову Е.А., в связи с чем при заключении указанной сделки у Булатова А.Н., как у лица, замещающего муниципальную должность, возникла обязанность по урегулированию конфликта интересов, поскольку при получении заявления от сына о предоставлении земельного участка, возникла ситуация, при которой личная заинтересованность, выразившаяся в возможности получения в аренду земельного участка лицом, с которым он состоит в близком родстве, могла повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление Булатовым А.Н. как главой муниципального образования, полномочий.
Прокурор указывает, что при возникновении конфликта интересов, главой муниципального образования Булатовым А.Н. меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов приняты не были, о случае возникновения конфликта интересов Совету депутатов Новоорский поссовет, которому глава муниципального образования в силу требований ч. 5 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подконтролен и подотчетен, не сообщено и соответственно конфликт интересов не урегулирован.
По мнению прокурора, выявленные нарушения свидетельствуют о коррупционных проявлениях при предоставлении в аренду Булатову Е.А. спорного земельного участка, поскольку сделка совершена в условиях конфликта интересов, не урегулированного в установленном законом порядке.
Считает, что договор аренды в лице Булатова А.Н. и Булатова Е.А. не мог быть заключен, ввиду запретов на совершение подобных сделок, в связи с чем договор аренды земельного участка от 20 ноября 2015 года является недействительным в силу его ничтожности, заключенным при явном нарушении запрета установленного Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
В связи с этим, прокурор просит признать недействительным договор аренды земельного участка, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования Новоорский поссовет <адрес> в лице главы муниципального образовании Булатова А.Н. с одной стороны и Булатовым Е.А. с другой стороны и применить последствия недействительности сделки, путем возврата земельного участка с кадастровым номером № муниципальному образованию Новоорский поссовет <адрес>.
В судебном заседании старший помощник прокурора Алексеев С.П. уточнил исковые требования, в части правовых обоснований иска ссылается на ст. 168 ГК РФ, просил в случае признания недействительным договора аренды земельного участка и применения последствий недействительности сделки, возвратить земельный участок в собственность Российской Федерации.
Прокурор Новоорского района Гущин В.В. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить. В обоснование иска добавил, что о наличии конфликта интересов наряду с изложенным в иске, свидетельствуют такие факты, что договор аренды до ДД.ММ.ГГГГ не проходил государственную регистрацию, арендные платежи Булатовым Е.А. не вносились, спорный земельный участок вплотную примыкает к земельному участку, на котором проживает Булатов Е.А.. Считает, что исходя из требований ФЗ-273 Булатов А.Н. должен был сообщить о возникшем конфликте интересов в Совет депутатов либо взять самоотвод.
Представители администрации МО Новоорский поссовет Еремин С.И.и Камалутдинова Ю.С. просили в удовлетворении иска отказать, так как обоснованием иска прокурором указан конфликт интересов, однако в данном судебном заседании не устанавливается конфликт интересов.
Представитель администрации МО Новоорский поссовет Булатов А.Н. исковые требования не признал и пояснил, что земельный участок был сформирован администрацией района, выставлен на конкурс, сын получил земельный участок в порядке, предусмотренным законом. До настоящего времени не разработан документ, который регламентирует порядок урегулирования конфликта интересов в отношении главы муниципального образования. Законом не установлен порядок уведомления при возникновении конфликта интересов, у главы муниципального образования не было обязанности по уведомлению. Реализации закона о коррупции в отношении главы муниципального образования не было. Поскольку в законе обязанности установлено не было, закон не мог быть нарушен. Указ Президента РФ № 650 был принят в декабре 2015 года, то есть после выделения земельного участка, а земельное законодательство при выделении участка нарушено не было.
Ответчик Булатов Е.А. иск не признал, пояснил, что получил земельный участок в аренду на общих основаниях, просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица – администрации Новоорского района Оренбургской области, в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на иск просил рассмотреть дело в его отсутствие. Указывает, что спорный земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, был сформирован администрацией МО Новоорский района на основании заявления о формировании земельного участка, поданного ДД.ММ.ГГГГ ФИО8. Полномочия по распоряжению данным земельным участком осуществлял Новоорский поссовет.
Представитель третьего лица – УФРС по Оренбургской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимал, письменного отзыва на иск в суд не представил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд с учетом мнения участников процесса, определил рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 27 Устава МО Новоорский поссовет глава поссовета является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава поссовета в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению и Совету депутатов.
Глава поссовета должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 2 Единого реестра муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Оренбургской области, принятого постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ N 1599, глава муниципального образования является лицом, замещающим муниципальные должности.
Согласно распоряжению администрации МО Новоорский поссовет №-л от ДД.ММ.ГГГГ Булатов А.Н. приступил к исполнению обязанностей главы МО Новоорский поссовет с 28.10.2015г.
Как усматривается из представленных суду документов, ДД.ММ.ГГГГ Булатовым Е.А. было подано заявление о предоставлении земельного участка кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, без проведения торгов, в аренду. Заявление зарегистрировано в книге обращений граждан ДД.ММ.ГГГГ за №.
ДД.ММ.ГГГГ главой администрации МО Новоорский поссовет Булатовым А.Н. вынесено постановление №-п «О предоставлении в аренду земельного участка», в котором в числе прочих предоставляется в аренду срок на 20 лет земельный участок кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в местной газете было размещено извещение о предоставлении земельных участков в аренду. В извещение указано о подаче в течение 30 дней со дня опубликования желающими заявлений о предоставлении земельного участка в аренду, и только при поступлении нескольких заявлений на один и тот же земельный участок будет проводиться аукцион по продаже права на заключение договоров аренды.
Как следует из протокола заседания комиссии по проведению земельных торгов, заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе и прибрести в аренду земельные участки, указанные в извещении, в том числе на земельный участок кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, не поступили.
В связи с отсутствием заявлений о предоставлении земельного участка в аренду, администрация МО Новоорский поссовет предоставила Булатову Е.А. указанный земельный участок, заключив ДД.ММ.ГГГГ договор аренды №. Договор аренды был подписан главой администрации МО Новоорский поссовет Булатовым А.Н.
Согласно п. 1.1 указанного договора арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв.м., из земель населенных пунктов, местоположение: <адрес>. Разрешенное использование – индивидуальные жилые <адрес> этажа с приусадебными земельными участками до 6 000 кв.м. для ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства, не требующей организации санитарно-защитных зон.
В соответствии с п. 2.1 аренда участка осуществляется в течение 20 лет со дня регистрации договора аренды в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Как следует из материалов дела, указанный договор аренды земельного участка был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 3.1 договора аренды размер арендной платы за участок составляет 1 337 руб. на один год аренды.
Как следует из представленных администрацией МО <адрес> сведений, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ платежи в бюджет МО <адрес> от Булатова Е.А. по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ не поступали. ДД.ММ.ГГГГ за аренду земельного участка от Булатова Е.А. поступило 2 674 руб..
В соответствии с ч. 4.1 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Частью 4.1 ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлено, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Как установлено в судебном заседании, в МО Новоорский поссовет создана комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, однако Положения по работе комиссии по соблюдению требований к служебному поведению главы администрации в МО Новоорский поссовет не разработано.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ).
Частями 1 - 5 статьи 11 указанного Федерального закона предусмотрено, что государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Устанавливая ответственность лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, федеральный законодатель тем самым допустил возможность применения по аналогии к возникающим с их участием правоотношениям понятия "конфликта интересов" и "личной заинтересованности" и содержащихся признаков, установленных статьей 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а также порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
Иное истолкование закона могло бы привести к неоправданному освобождению лиц, замещающих государственную должность России Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, от предусмотренной Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" ответственности.
Таким образом, при заключении договора аренды земельного участка 20 ноября 2015 года между администрацией Новоорский поссовет <адрес> в лице главы муниципального образования Новоорский поссовет Булатовым А.Н. с одной стороны и Булатовым Е.А. с другой стороны, у Булатова А.Н., как у должностного лица, замещающего муниципальную должность, возникла обязанность по урегулированию конфликта интересов, поскольку при заключении договора аренды земельного участка, возникла ситуация, при которой личная заинтересованность, выразившаяся в возможности получения в аренду земельного участка лицом, с которым он состоит в близком родстве, могла повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление Булатовым А.Н. как главой муниципального образования, обязанностей и возложенных законом и Уставом муниципального образования полномочий.
В статье 11 Федерального закона № 273-ФЗ указаны меры, которые лицо, замещающее муниципальную должность, обязано принимать в целях недопущения любой возможности возникновения конфликта интересов.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, главой муниципального образования Новоорский поссовет Булатовым А.Н. обязанность по уведомлению Совета депутатов Новоорский поссовет о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения не исполнена, о случае возникновения конфликта интересов Совету депутатов Новоорский поссовет, которому глава муниципального образования в силу требований ч. 5 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подконтролен и подотчетен, не сообщено.
Меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта интересов, в том числе по самоотводу от исполнения должностных обязанностей, связанных с подписанием постановления и договора аренды о предоставлении земельного участка Булатову Е.А., возложенных на него ФЗ «О коррупции», главой МО Новоорский поссовет Булатовым А.Н., приняты не были, соответственно конфликт интересов не был урегулирован.
.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о коррупционных проявлениях при предоставлении в аренду Булатова Е.А. спорного земельного участка, поскольку сделка совершена в условиях конфликта интересов, не урегулированного в установленном порядке.
Ссылки представителей администрации МО Новоорский поссовет на отсутствие нормативно закрепленной процедуры урегулирования конфликта интересов, возникшего у главы муниципального образования, не влечет отмены для главы муниципального образования, являющегося стороной конфликта интересов, обязанности по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, вплоть до отвода или самоотвода. Иное противоречило бы смыслу Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Согласно ст. 153 Гражданского кодекса РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу пункта 2 статьи 168 ГК РФ, если из закона не следует иное, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.
В соответствии с положениями статьи 169 ГК РФ сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна и влечет последствия, установленные статьей 167 настоящего Кодекса.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" содержатся разъяснения, согласно которым ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность (п. 74).
Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы (п. 75).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (ч. 3). Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (ч. 4). Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ч. 5).
Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных норм, договор аренды земельного участка заключенный от лица главы муниципального образования Булатовым А.Н. не мог быть заключен ввиду запретов на совершение подобных сделок, в связи с чем договор аренды земельного участка от 20 ноября 2015 года является недействительным в силу его ничтожности, заключенным при явном нарушении запрета, установленного Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки.
На основании п. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Учитывая вышеизложенное, переданный в аренду с нарушением федерального законодательства Булатову Е.А. земельный участок подлежит возврату в государственную собственность, поскольку на момент заключения договора аренды он относился к категории земель, государственная собственность на который не разграничена.
Таким образом, исковые требования прокурора Новоорского района Оренбургской области подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика Булатова Е.А., не освобожденного от уплаты судебных расходов,
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 56:18:0601002:464 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░░░ 2017 ░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░