Дело № 2-1871/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июня 2019 года город Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Н.В.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Товарищества собственников недвижимости «Север-1» к Иванову АБ о взыскании задолженности по оплату взносов на содержание и ремонт общего имущества,
установила:
ТСН «Север-1» обратилось в суд с иском к ФИО1, указав, что ФИО1 является собственником домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, который входит в территорию ТСН, обеспечивающего электроснабжение, в том числе уличное освещение, охрану, очистку дорог, вывоз мусора с мест общего пользования и предоставляющего прочие услуги жителям, которые независимо от членства в ТСН пользуются данными услугами и, соответственно, должны оплачивать их. Ответчик не вносит плату за пользование общим имуществом ТСЖ. На основании изложенного и ст.136, 137, 155 ЖК РФ истец просил суд взыскать в свою пользу с ответчика ФИО1 задолженность за период с <дата> по <дата> 73500 руб.
В судебном заседании представитель истца ФИО3, действующая по доверенности, требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что ФИО4, с которого судебным приказом <номер> взыскана задолженность за 2016, является неплатежеспособным, решение не исполнено, поэтому взыскание с ФИО1 не повлечет повторного получения денежных средств. Расходы на ГСМ вызваны поездками председателя ТСН в <адрес> на судебные заседания по рассмотрению иска о взыскании расходов по содержанию общего имущества ТСН. Автомобиль на балансе ТСН отсутствует, это личное авто председателя. Расходы на оплату сотовой связи председателю ТСН и бухгалтеру ТСН также необходимы для выполнения их обязанностей по содержанию общего имущества ТСН. Судебные расходы, взысканные с ТСН и/или понесенные ТСН в связи с рассматриваемыми с его участием делами также полагает обоснованными. Взыскивались ли они в порядке, предусмотренном ст.98 ГПК, пояснить не может. По поводу экономии бюджета ТСН в 2017 на сумму 469 756 руб. 61 коп. пояснений не дала, полагает, что взысканию подлежит полный взнос, установленный для членов ТСН.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, будучи уведомленным о времени и месте его проведения надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без его участия и письменное заявление о признании иска в части исковых требований, где указал, что членом ТСН не являлся, поэтому с него могут быть взысканы только фактически понесенные расходы на содержание общего имущества ТСН. Право собственности у него возникло с августа 2017, поэтому взносы за 2016 с него не могут быть взысканы, тем более, что они уже взысканы судебным приказом <номер> с прежнего собственника ФИО4 Судебный приказ не отменен, вступил в законную силу. Фактически в 2017 ТСН понесло расходов на общую сумму 2 176 243 руб. 39 коп. Из этой суммы следует исключить расходы, которые не могут быть отнесены к расходам по содержанию общего имущества: расходы на оплату юридических услуг в размере 107 712,28 руб., из которых 58000 руб. взысканы с ТСН по решению судов, а 44 712,28 руб. – судебные издержки, связанные с явкой представителя ТСН в судебные заседания, которые возмещаются по правилам ст.98 ГПК РФ. Кроме того, при наличии стационарного городского телефона, оплата по которому составила 2400 руб, оплату расходов на сотовую связь личных телефонов председателя ТСН и главного бухгалтера ТСН в общей сумме 21250 руб. также нельзя отнести к расходам по содержанию общего имущества. К таким расходам не могут быть отнесены расходы на ГСМ в сумме 33 914,52 руб., т.к. автомобиля на балансе ТСН нет, обоснованность этих расходов не подтверждена; расходы на проведение общего собрания в сумме 600 руб. и штраф ФНС в сумме 286 руб. После исключения всех этих сумм из фактически понесенных в 2017 расходов ТСН остается сумма 2012480,59 руб. После деления этой суммы на количество домовладений в ТСН (63) получается доля расходов, приходящаяся на него в 2017 в сумме 31 944 руб. 14 коп., которую он признает и против взыскания которой не возражает.
Представитель ответчика ФИО1 ФИО5, действующий по доверенности, доводы, изложенные в письменном заявлении ФИО1 поддержал, суду пояснил, что взыскание с ФИО1 полной суммы взноса, установленного по смете на 2017 невозможно, т.к. в эту смету внесены не только расходы, необходимые для содержания общего имущества ТСН, но и расходы по содержанию самого ТСН, членом которого он (ФИО1) не является и расходы на содержание которого нести не обязан. Кроме того, при наличии экономии по смете взыскание всей суммы повлечет неосновательное обогащение со стороны ТСН, т.к. по поводу этого каких-либо обоснованных пояснений истцом не заявлено.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Товарищество собственников недвижимости «Север-1» - некоммерческая организация, созданная в <дата> собственниками малоэтажных жилых домов по <адрес> УР (п.1.1 Устава ТСН, выписка из ЕГРЮЛ – л.д.<номер>).
ФИО1 с <дата> является собственником домовладения, расположенного по адресу: УР, <адрес>, до этой даты собственником указанного домовладения являлся ФИО4 (выписка из ЕГН – л.д<номер>).
Мировым судьей судебного участка № <адрес> по заявлению ТСН «Север-1» был вынесен судебный приказ <номер> от <дата> о взыскании с ФИО4 задолженности по оплате взносов на содержание и обслуживание общего имущества, расположенного по адресу: УР, <адрес>, по состоянию на <дата> в сумме 126 000 руб. Судебный приказ не отменен и вступил в законную силу.
ФИО1 членом ТСН не является, расходов по содержанию общего имущества ТСН в период <дата> не нес.
Указанные обстоятельства установлены на основании пояснений сторон и подтверждаются материалами гражданского дела.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 6 ГК РФ определено, что в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости. В данном случае отношения собственников домовладений и владельцев инфраструктуры законодательством не урегулированы, поэтому допускается применение по аналогии норм ЖК РФ и ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
В силу требований ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: выбор способа управления многоквартирным домом; другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу статьи 8 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке. Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения за плату и на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Размер платы за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения для граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, при условии внесения ими взносов на приобретение (создание) указанного имущества не может превышать размер платы за пользование указанным имуществом для членов такого объединения. Исходя из положений статей 1 и 8 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" установление размеров платежей и взносов для каждого собственника земельного участка относится к компетенции общего собрания членов объединения и не связывается с членством в таком объединении. Расходы на содержание имущества общего пользования являются обязательными платежами. Из приведенных выше норм следует вывод о том, что собственники домовладений, расположенных на огороженной территории поселка малоэтажной застройки, при наличии контрольно-пропускного пункта, пользующиеся услугами по охране, озеленению, благоустройству общей территории, уборке дорог, сбору и вывозу мусора, освещению улиц, а также инженерными сетями и коммуникациями, должны оплачивать предоставленные услуги и неразрывно связанные с ними расходы.
Перечень имущества общего пользования и смета расходов на содержание такого имущества утверждена решением собственников. Назначение платы, утвержденной собранием собственников, направлено на обслуживание объектов инфраструктуры и имущества общего пользования. Фактическое исполнение обязанностей по содержанию объектов общего пользования подтверждается представленными истцом в материалы дела договорами, заключенными между истцом и подрядными организациями.
Отсутствие договора между собственником домовладения и ТСН о порядке пользования объектами инфраструктуры, равно как и неиспользование домовладения, не освобождает собственника от внесения платы за содержание имущества общего пользования товарищества.
Расходы, понесенные некоммерческим объединением на содержание инфраструктуры и другого общего имущества товарищества при отсутствии договора с гражданами, не являющимися членами ТСН, и пользующимися указанным имуществом, являются неосновательным обогащением этих граждан.
Неплатежи за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования ТСН подлежат взысканию в судебном порядке.
Предоставление услуг собственникам земельных участков, не являющихся членами ТСН, должно осуществляться на условиях, одинаковых для всех членов ТСН и собственников.
Согласно п. 1 ст. 123.12 ГК РФ к исключительной компетенции высшего органа товарищества собственников недвижимости наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65.3 настоящего Кодекса, относится также принятие решений об установлении размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.
Разрешая исковые требования, суд пришел к выводу о том, что то обстоятельство, что членом ТСН «Север-1» ответчик ФИО1 не является, не освобождает последнего от участия в расходах по содержанию территории поселка и объектов инфраструктуры, так как члены и не члены ТСН должны находиться в равных условиях приобретения, содержания и пользования имуществом, в связи с чем, бремя их расходов на содержание недвижимости не может отличаться, иное свидетельствует о возникновении неосновательного обогащения таких лиц за счет товарищества, что недопустимо.
В силу статьи 8 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке.
Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения за плату и на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Размер платы за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения для граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, при условии внесения ими взносов на приобретение (создание) указанного имущества не может превышать размер платы за пользование указанным имуществом для членов такого объединения. Исходя из положений статей 1 и 8 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" установление размеров платежей и взносов для каждого собственника земельного участка относится к компетенции общего собрания членов объединения и не связывается с членством в таком объединении. Расходы на содержание имущества общего пользования являются обязательными платежами.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> N 1662-О-О, положения абзаца первого пункта 2 статьи 8 Федерального закона от <дата> N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", рассматриваемые в системном единстве с положениями абзаца третьего того же пункта и закрепляющие право граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, пользоваться определенным имуществом некоммерческого объединения, а также условия и порядок реализации этого права, включая судебные гарантии, призваны обеспечить справедливый баланс индивидуальных и коллективных интересов в данной сфере общественных отношений.
При этом, согласно абз. 7 ст. 1 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" членские взносы - денежные средства, периодически вносимые членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на оплату труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением, и другие текущие расходы такого объединения.
Таким образом, назначение платы, установленной для граждан, ведущих садоводство в индивидуальном порядке, и назначение членских взносов аналогичны и направлены на обслуживание объектов инфраструктуры и общего имущества.
Вышеуказанные нормы права дают основания для вывода о том, что собственники земельных участков, расположенных на территории товарищества собственников недвижимости, пользующиеся услугами по благоустройству общей территории, уборке дорог, сбору и вывозу мусора, освещению улиц, а также инженерными сетями и коммуникациями, должны оплачивать предоставленные услуги и неразрывно связанные с ними расходы.
Принимая во внимание то обстоятельство, что домовладение ответчика находится в границах ТСН «Север-1», он обязан нести бремя по содержанию общего имущества и оплачивать пользование инфраструктурой товарищества.
Решением общего собрания членов ТСН от <дата> (л.д. <номер>) размер взноса на содержание и ремонт общего имущества ТСН в 2016 определен в размере 42000 рублей в месяц с каждого домовладения со сроком внесения до <дата> (п.9).
Решением общего собрания членов ТСН от <дата> (л.д. <номер>) утвержден план финансовой деятельности (бюджет) ТСН «Север-1» на <дата>, размер взноса на содержание и ремонт общего имущества ТСН (п.4). Согласно сметы доходов и расходов ТСН «Север-1» на 2017 расходная участь утверждена в сумме 2 646 000 руб., доходная в сумме 63 х 42000 руб.
Факт несения расходов ТСН по содержанию общего имущества и оказанию коммунальных услуг подтверждается представленными в материалы дела бухгалтерскими документами в 8 томах, которые отвечают принципам относимости и допустимости доказательств. На основании п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Таким образом, поскольку для ФИО1 как лица, не являющегося членом ТСН, основанием правомерного пользования объектами общего пользования может быть только договор, определяющий также условия пользования, включая размер соответствующей оплаты; отсутствие соответствующего договора между сторонами о порядке пользования объектами инфраструктуры само по себе не освобождает ответчика от внесения платы за содержание имущества общего пользования; каких-либо достоверных доказательств, могущих объективно свидетельствовать об освобождении ответчика от указанных платежей, суду представлено не было.
Представленные истцом письменные доказательства с достаточной степенью достоверности подтверждают наличие задолженности ответчика.
При указанных обстоятельствах, факт содержания общего имущества товариществом является подтвержденным, равно как и наличие в товариществе объектов инфраструктуры, которыми пользуются собственники домовладений.
Вместе с тем, право собственности у ФИО1 возникло с <дата>, поэтому взносы за 2016 с него не могут быть взысканы, как противоречащие ст. 201 ГК РФ и подп.5 п.2 ст.153 ЖК РФ. Тем более, что взносы за 2016 уже взысканы судебным приказом <номер> с прежнего собственника ФИО4 Судебный приказ не отменен, вступил в законную силу. В этой части доводы ответчика признаются судом обоснованными, исковые требования в этой части не подлежат удовлетворению.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N ГКПИ10-1256, которым проверена законность пункта 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 491, установлено, что данная норма называет органы, которые компетентны устанавливать как размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, так и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций.
Данный пункт Правил согласно поименованному решению суда не освобождает товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив от обязанности по оформлению договора по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги с собственниками помещений, не являющихся членами указанных организаций.
Названное решение также содержит вывод о том, что для собственников помещений, не являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, органы управления устанавливают плату только за содержание и ремонт жилого помещения в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме, что соответствует требованиям части 1 статьи 156 ЖК РФ, не произвольно, а на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год. …собственники помещений в многоквартирном доме, не являющиеся членами жилищно-строительного кооператива, обязаны оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; установление размера таких платежей относится к компетенции органов управления жилищно-строительного кооператива; решения, принятые на общем собрании членов кооператива в установленном законом и уставом порядке, являются обязательными для всех собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением решений, связанных с членством в кооперативе; отсутствие членства в кооперативе не освобождает собственников помещений от оплаты расходов на содержание и ремонт общего имущества (правовая позиция сформулирована в Апелляционном определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от <дата> № АПЛ15-141 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от <дата> № АКПИ14-1391).
В связи с изложенным обоснованными являются и доводы ответчика о том, что взыскание с него полной суммы взноса, установленного по смете на 2017 невозможно, т.к. в эту смету внесены не только расходы, необходимые для содержания общего имущества ТСН, но и расходы по содержанию самого ТСН, членом которого он (ФИО1) не является и расходы на содержание которого нести не обязан. Кроме того, при наличии экономии по смете взыскание всей суммы повлечет неосновательное обогащение со стороны ТСН.
Фактически в 2017 ТСН понесло расходов на общую сумму 2 176 243 руб. 39 коп. Из этой суммы следует исключить расходы, которые не могут быть отнесены к расходам по содержанию общего имущества: расходы на оплату юридических услуг в размере 107 712,28 руб., из которых 58000 руб. взысканы с ТСН по решению судов, а 44 712,28 руб. – судебные издержки, связанные с явкой представителя ТСН в судебные заседания, которые возмещаются по правилам ст.98 ГПК РФ. Кроме того, при наличии стационарного городского телефона, оплата по которому составила 2400 руб, оплату расходов на сотовую связь личных телефонов председателя ТСН и главного бухгалтера ТСН в общей сумме 21250 руб. также нельзя отнести к расходам по содержанию общего имущества. К таким расходам не могут быть отнесены расходы на ГСМ в сумме 33 914,52 руб., т.к. автомобиля на балансе ТСН нет, обоснованность этих расходов не подтверждена, а пояснения представителя истца о том, что это расходы на поезду председателя ТСН в <адрес> в суд также относят эти расходы к судебным расходам, подлежащим распределению между сторонами по правилам ст.98 ГПК РФ, а не распределению между собственниками домовладений как расходы по содержанию общего имущества. Также подлежат исключению и расходы на проведение общего собрания в сумме 600 руб. и штраф ФНС в сумме 286 руб. как не относящиеся к расходам по содержанию общего имущества. После исключения всех этих сумм из фактически понесенных в 2017 расходов ТСН остается сумма (2 176 243 руб. 39 коп. - 107 712,28 руб. - 33 914,52 руб.- 21250 руб. - 600 руб. - 286 руб. =) 2012480,59 руб. После деления этой суммы на количество домовладений в ТСН (63) получается доля расходов, приходящаяся на ответчика в 2017 в сумме 31 944 руб. 14 коп., которая подлежит взысканию с ответчика.
На основании ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат расходы на оплату госпошлины пропорционально удовлетворенным исковым требованиям (43,46% от заявленного) в сумме 1045 руб. 25 коп.
руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Товарищества собственников недвижимости «Север-1» к Иванову АБ о взыскании задолженности по оплате взносов на содержание и ремонт общего имущества удовлетворить частично.
Взыскать с Иванова АБ в пользу Товарищества собственников недвижимости «Север-1» задолженность по оплате взносов на содержание и ремонт общего имущества за 2017 в сумме 31 944 руб. 14 коп., судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 1045 руб. 25 коп.
В удовлетворении остальной части иска Товариществу собственников недвижимости «Север-1» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд <адрес>.
Решение в окончательной форме вынесено <дата>.
Председательствующий судья Кузнецова Н.В.