РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26.04.2018 Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Орловой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Шушаковой В.В.,
с участием помощника прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области Мещеряковой О.С.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-979/2018 по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «город Нижний Тагил», к Администрации города Нижний Тагил о возложении обязанности по составлению технической документации на объект бесхозяйного недвижимого имущества,
установил:
04.04.2018 прокурор Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «город Нижний Тагил», обратился в суд с иском к Администрации города Нижний Тагил, в котором просит обязать ответчика в срок до 31.12.2020 составить техническую документацию на объект бесхозяйного недвижимого имущества (сооружение) – участок инженерной сети холодного водоснабжения, протяженностью 255 м., диаметром на вводе 89 мм., материал труб - сталь, проходящий через подвал многоквартирного дома 31 по улице Алтайская в городе Нижнем Тагиле для постановки на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Исковое заявление принято к производству суда и возбуждено гражданское дело № 2-979/2018.
06.04.2018 прокурор Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «город Нижний Тагил», обратился в суд с иском к Администрации города Нижний Тагил, в котором просит обязать ответчика в срок до 31.12.2020 составить техническую документацию на объект бесхозяйного недвижимого имущества (сооружение) – участок инженерной сети холодного водоснабжения, протяженностью 20 м., диаметром на вводе 108 мм., материал труб - сталь, проходящий через подвал многоквартирного дома 105 по улице Калинина в городе Нижнем Тагиле для постановки на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Исковое заявление принято к производству суда и возбуждено гражданское дело № 2-1000/2018.
11.04.2018 прокурор Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «город Нижний Тагил», обратился в суд с иском к Администрации города Нижний Тагил, в котором просит обязать ответчика в срок до 31.12.2020 составить техническую документацию на объект бесхозяйного недвижимого имущества (сооружение) – участок инженерной сети холодного водоснабжения, протяженностью 80 м., диаметром на вводе 100 мм., материал труб - сталь, проходящий через подвал многоквартирного дома 57 по улице Коминтерна в городе Нижнем Тагиле для постановки на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Исковое заявление принято к производству суда и возбуждено гражданское дело № 2-1039/2018.
Определением суда от 26.04.2018 гражданские дела № 2-979/2018, № 2-1000/2018 и № 2-1039/2018 объедены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения. Гражданскому делу присвоен номер 2-979/2018.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Мещерякова О.С., поддержала исковые требования и просила суд возложить на Администрацию МО «город Нижний Тагил» обязанность обеспечить надлежащее содержание муниципального имущества - составить технические документации на объекты бесхозяйного недвижимого имущества (сооружение), установив срок исполнения обязанностей до 31.12.2020. В соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность выявления бесхозяйного недвижимого имущества и постановки таких объектов на учет возложена на муниципальное образование. Кроме органа местного самоуправления нет других участников гражданского оборота, которые могли бы подать заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
Представитель ответчика Администрации города Нижний Тагил Свердловской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. На исковые требования представил возражения, в которых просил суд в исковых требованиях прокурору отказать.
Заслушав требования прокурора, исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580 утверждено Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют территориальные органы Федеральной регистрационной службы (Росреестра) - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества (пункт 2).
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества (пункт 5).
Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются:
выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;
выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы (пункт 7).
Плата за принятие на учет объектов недвижимого имущества с органов местного самоуправления не взимается (пункт 12).
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется в срок не более месяца со дня представления органом местного самоуправления заявления и иных необходимых документов (пункт 13).
До внесения в Единый государственный реестр прав записей о принятии на учет объекта недвижимого имущества осуществляется правовая экспертиза представленных документов с целью установления отсутствия оснований для отказа в принятии на учет этого объекта или приостановления принятия на учет (пункт 14).
Если в результате принятых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, мер по получению дополнительных сведений и на основании представленных органом местного самоуправления дополнительных доказательств нельзя сделать вывод о том, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным или лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта, в принятии на учет объекта недвижимого имущества должно быть отказано (пункт 20).
Принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав (пункт 21).
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества осуществляется по истечении года со дня принятия на учет этого объекта недвижимого имущества на основании вступившего в силу решения суда. В этом случае объект недвижимого имущества считается снятым с учета с момента государственной регистрации права муниципальной собственности (пункт 31).
Государственная регистрация права собственности на находящийся на учете объект недвижимого имущества за каким-либо лицом в силу приобретательной давности может быть осуществлена независимо от даты принятия на учет этого объекта (пункт 32).
Независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного также может быть осуществлена государственная регистрация права собственности лица, которое ранее было неизвестно, на основании чего объект недвижимого имущества и был принят на учет (пункт 33).
Письмом Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 08.04.2010 № Д23-1229 разъяснено, что в случае, если право собственности на объект недвижимого имущества не зарегистрировано в ЕГРП, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, одновременно с документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, должен быть предоставлен кадастровый паспорт соответствующего объекта недвижимого имущества, либо выданный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008 технический паспорт или иной документ, содержащий описание такого объекта недвижимого имущества.
Таким образом, государственный технический учет и техническая инвентаризация объектов недвижимого имущества осуществляются до учета объектов недвижимого имущества в качестве бесхозяйных вещей.
Как установлено в ходе судебного разбирательства спорная водопроводная сеть является бесхозяйной.
Из содержания абз. 1 п. 3 ст. 225 Гражданского Кодекса РФ следует, что обязанность выявления бесхозяйного недвижимого имущества и постановки таких объектов на учет возложена на муниципальное образование. Кроме органа местного самоуправления не указано других участников гражданского оборота, которые могут подать заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
Учет бесхозяйного движимого и недвижимого имущества, оформление такого имущества в муниципальную собственность осуществляет уполномоченное структурное подразделение администрации города. После получения всех необходимых документов, уполномоченное структурное подразделение администрации города в соответствии с действующим законодательством ставит на учет бесхозяйные объекты недвижимого имущества в органе по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и слеток с ним.
В п. 5 разд. 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 №580 основанием постановки на учет указано заявление органа местного самоуправления.
Данное положение закона носит императивный, а не диспозитивный характер, т.е. предписывает в обязательном, порядке постановку на учет бесхозяйных недвижимых вещей и с этой целью требует подачи заявления соответствующим органом местного самоуправления. Поэтому органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ним. Со стороны должностных лиц Администрации МО «город Нижний Тагил» не выполняются в полном объеме обязанности по принятию в муниципальную собственность бесхозяйного имущества (участка водопровода). Собранными в настоящем гражданском деле документами, подтверждающими, что спорная водопроводная сеть не имеет собственника или его собственник неизвестен, являются: акт №31 от 28.12.2015 обследования транзитных водопроводов, проходящих по многоквартирному дому №31 по ул. Алтайская; акт №35 от 28.12.2015 обследования транзитных водопроводов, проходящих по многоквартирному дому №105 по ул. Калинина; акт №62 от 27.01.2016 обследования транзитных водопроводов, проходящих по многоквартирному дому №57 по ул. Коминтерна.К вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Понимание местного самоуправления как признаваемой и гарантируемой Конституцией Российской Федерации территориальной самоорганизации населения, призванной обеспечивать ему самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, предполагает, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, что муниципальная власть по своей природе является властью самого местного сообщества, а субъектом права на самостоятельное осуществление муниципальной власти - непосредственно и через органы местного самоуправления - выступает население муниципального образования (Постановление от 02.04.2002 № 7-П, определения от 10.04.2002 № 92-О, от 06.03.2008 № 214-О-П и др.). Это обусловливает возложение на органы местного самоуправления вытекающих из природы местного самоуправления обязанностей по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности населения конкретного муниципального образования, надлежащее исполнение которых является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти. (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 № 2-П). В собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения (пункт 1 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ). При этом указанные положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ не вменяют в обязанность, а предусматривают возможность для муниципальных образований иметь в муниципальной собственности объекты, необходимые для решения вопросов местного значения.В обоснование своих исковых требований прокурором Ленинского района г.Н.Тагил представлены следующие документы: копию акта №31 от 28.12.2015 обследования транзитных водопроводов, проходящих по многоквартирному дому №31 по ул. Алтайская; копию Уведомления от 20.02.2018 об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сооружения – участка водопровода, проходящего в подвале дома №31 по ул. Алтайская в городе Нижнем Тагиле; копию акта №35 от 28.12.2015 обследования транзитных водопроводов, проходящих по многоквартирному дому №105 по ул. Калинина; копию Уведомления от 20.02.2018 об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сооружения – участка водопровода, проходящего в подвале дома №105 по ул. Калинина в городе Нижнем Тагиле; копию акта №62 от 27.01.2016 обследования транзитных водопроводов, проходящих по многоквартирному дому №57 по ул. Коминтерна; копию Уведомления от 20.02.2018 об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сооружения – участка водопровода, проходящего в подвале дома №57 по ул. Коминтерна в городе Нижнем Тагиле. На момент рассмотрения дела, техническая документация на бесхозяйные участки транзитных водоводов не составлена, данные участки не поставлены на учет в органе осуществляющем государственную регистрацию. В связи с чем, обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц носит обоснованный характер и не преследует цель защиты исключительно прав хозяйствующих субъектов.С 01.01.2012 вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;
3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;
4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов (статья 6).
Статьей 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Таким образом, присвоение спорной водопроводной сети в установленном законом порядке правового статуса бесхозяйного имущества отвечает общим принципам государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения.
Принимая во внимание, что в соответствии с действующим законодательством орган местного самоуправления является единственным субъектом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, исполнение спорной обязанности следует возложить на Администрацию города Нижний Тагил.
Предъявляя настоящий иск, прокурор действовал в рамках полномочий, предоставленных ему ч. 4 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Обоснование своего права на предъявление настоящего иска приведено прокурором в исковом заявлении, оно является убедительным и основан на фактических обстоятельствах дела.
Согласно статьям 204, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Предложенный прокурором срок продолжительностью до 31.12.2020, с учетом необходимости сбора документов, содержащих описание спорных объектов недвижимости, носит разумный характер.
При этом изменение срока исполнения решения суда, в том числе с учетом финансовых возможностей ответчика, возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198 и 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░ ░░ 31.12.2020 ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░):
- ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ 255 ░., ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 89 ░░., ░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 31 ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ 20 ░., ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 108 ░░., ░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 105 ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ 80 ░., ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 100 ░░., ░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 57 ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░.░.░░░░░░