Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-862/2019 ~ М-747/2019 от 13.06.2019

Дело № 2-862/2019

26RS0014-01-2019-001584-17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июля 2019 года                 г. Изобильный

Изобильненский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Дерябиной Т.В.,

при секретаре судебного заседания Сидоровой А.И.,

с участием старшего помощника прокурора Изобильненского района Ставропольского края Пилипко Д.А.,

представителя ответчика - администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края Файзулиной О.Д.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Локотош П.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Изобильненского района Ставропольского края Тютюнникова М.В. в интересах неопределенного круга лиц к администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края о постановке бесхозяйного объекта недвижимого имущества на учет,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Изобильненского района Ставропольского края Тютюнников М.В. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края, в котором просит обязать администрацию Изобильненского городского округа обратиться в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке бесхозяйного объекта недвижимого имущества на учет, а именно: водопроводной сети, расположенной по ул. <адрес>

В судебном заседании старший помощник прокурора Изобильненского района Пилипко Д.А. представил заявление об уточнении исковых требований в части адреса водопроводной сети, а именно: водопроводной сети, расположенной по <адрес> Изобильненского городского округа Ставропольского края, от перекрестка улиц <адрес> Суду пояснил, что прокуратурой Изобильненского района по обращению ФИО10 в ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» проведена проверка соблюдения действующего жилищно - коммунального законодательства. В ходе проверки установлено, что на <адрес> городского округа <адрес>, от перекрестка улиц <адрес>) до здания архива под номером <адрес> имеется водопровод, который до настоящего момента не поставлен администрацией Изобильненского городского округа на учет в Управлении Росреестра СК, как бесхозяйный объект недвижимого имущества. Указанные факты свидетельствуют о нарушении требований ч.3 ст. 225 ГК РФ, п. 3 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Бесхозяйность водопроводных сетей, задействованных в системах водоснабжения, и отсутствие со стороны ответчика мер по принятию их на баланс и поддерживанию в надлежащем техническом состоянии приводит к социально - негативным последствиям, в том числе, ухудшению водоснабжения населения, нарушая тем самым законные права и интересы жителей Изобильненского городского округа. Просил иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации Изобильненского городского округа <адрес> ФИО6, действующая по доверенности, исковые требования не признала, представила письменные возражения, и дополнения к ним. Суду пояснила, что в декабре 2013 при строительстве объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>, ФГУП СК «Ставрополькрайводоканал» выдавались технические условия на подключение к системе водоснабжения и водоотведения <адрес>, что свидетельствует о том, что данный водопровод, имеет владельца. ФГУП СК «Ставрополькрайводоканал», как территориальная организация по Изобильненскому городскому округу, оказывает услуги по водоснабжению абонентов с использованием инженерных сооружений, в том числе и водопровода по <адрес>, входящего в состав единой централизованной системы водоснабжения, и поэтому указанная водопроводная сеть состоит на балансе предприятия. За оказываемые услуги филиалом взимается плата по тарифам, утвержденным органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов на товары                       (услуги). Полагала, что отсутствие государственной регистрации права собственности владельца на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания такого объекта бесхозяйным. Просила в иске отказать.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Локотош П.Б., действующий по доверенности, полагал возможным исковые требования удовлетворить, представил письменные объяснения. Суду пояснил, что орган местного самоуправления является единственным органом, имеющим право подать заявление о постановке на учет имущества в соответствии со ст. 225 ГК РФ в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий. Часть указанного водопровода, протяженностью 120 метров диаметром <адрес> состоит на балансе предприятия, что подтверждается схемой расположения водопроводной сети и инвентарной карточкой учета объекта основных средств от ДД.ММ.ГГГГ . Другая часть водопровода от перекрестка улиц <адрес> <адрес>) до здания архива под номером 21, протяженностью <адрес> на балансе предприятия не состоит, следовательно, данный водопровод подлежит постановке на учет как бесхозяйный.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Росреестра по СК Лиляков А.И., действующий по доверенности, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому, просил рассмотреть дело без его участия, при вынесении решения, полагался на усмотрение суда.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения искового заявления.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу пунктов 4.2 и 4.3 ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе, бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.

В соответствии с п. 1, 2, 4, 10 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Как установлено судом и следует из материалов дела, сведения о правах на водопроводную сеть, расположенную по <адрес> городского округа <адрес>, от перекрестка улиц <адрес> <адрес>) до здания архива под номером <адрес> в ЕГРН не зарегистрированы, что подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по СК.

Из сообщения директора ПТП Изобильненское филиала ГУП СК «<адрес>водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что водопровод, проходящий по <адрес> имеет значительный износ (необходима срочная замена труб), на балансе в хозяйственном ведении либо иным образом на обслуживание в ГУП СК «<адрес>водоканал» не передан и является бесхозяйным. Поскольку в тариф не внесены затраты на ремонт бесхозяйных сетей ПТП Изобильненское не имеет возможности внести в план капитального ремонта и выполнить замену труб данного бесхозяйного водопровода за счет средств тарифа, а также не имеет возможности выполнять работы по восстановлению асфальтобетонного и прочего покрытия пешеходных тротуаров на бесхозяйных сетях. В целях исключения аварий, подтопления земельных участков и потерь воды ПТП Изобильненское безвозмездно выполняет аварийно - восстановительные работы по устранению порывов на бесхозяйных сетях.

В соответствии со схемой расположения водопроводной сети <адрес> <адрес>, заверенной главным инженером филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - «Центральный» ФИО8 следует, что часть указанного водопровода, протяженностью <адрес> от перекрестка улиц <адрес> до домовладения под номером <адрес> состоит на балансе предприятия, что подтверждается инвентарной карточкой учета объекта основных средств от ДД.ММ.ГГГГ . Другая часть водопровода от перекрестка улиц <адрес> <адрес>) до здания архива под номером <данные изъяты> на балансе предприятия не состоит, следовательно, данный водопровод подлежит постановке на учет как бесхозяйный.

Согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ, представленной АИГО СК следует, что администрация округа обратилась в Министерство жилищно-коммунального хозяйства СК, государственное правовое управление Губернатора СК, Правительство СК за разъяснениями к чьим полномочиям относится разработка схем водоснабжения и водоотведения.

В силу ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался.

Поскольку судом установлено, и следует из материалов дела, что спорный объект является объектом недвижимости, право собственности, на который в установленном порядке ни за кем не зарегистрировано, он не имеет собственника, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что названный объект является бесхозяйным.

В силу п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», вступившим в силу с 01 января 2017 года.

Согласно п. 5. Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Как следует из ст. ст. 3, 6, 8, 12 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07 декабря 2011 года № 416 государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение ряда целей, в том числе охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

Органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Непринятие администрацией Изобильненского городского округа должных мер свидетельствует о невыполнении органами местного самоуправления обязанности, вытекающей из п. 3 ст. 225 ГК РФ, и п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

Поскольку администрация Изобильненского городского округа как орган местного самоуправления наделена полномочиями в случае установления бесхозяйности объекта, который предназначен для решения вопросов местного значения и может находиться в муниципальной собственности, то администрация Изобильненского городского округа должна инициировать процесс постановки его на учет, с целью определения его дальнейшего собственника или балансодержателя.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07 декабря 2011 года № 416 органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны деятельности.

В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона, эксплуатация бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, осуществляется организацией, которая осуществляет водоснабжение и (или) водопроводные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством (п. 5 ст. 8 названного Федерального закона).

Таким образом, действующим законодательством определена обязанность администрации определить организацию, которая будет, содержат, и обслуживать бесхозяйный участок водопроводной сети.

Так как в соответствии с вышеуказанной нормой закона организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водопроводные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, производит эксплуатацию этого объекта со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности, такой передаточный акт подписан не был, спорный объект ранее не имел оставившего его собственника, то решение вопроса о признании права собственности на спорный объект является для органа местного самоуправления обязательным.

По указанным основаниям суд приходит к выводу о том, что на администрацию Изобильненского городского округа СК подлежит возложению обязанность обратиться с заявлением о постановке на учет спорного объекта в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, поскольку постановка на такой учет является обязательным условием соблюдения процедуры признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

Доводы представителя ответчика - администрации Изобильненского городского округа СК о том, что указанная водопроводная сеть имеет владельца, и поскольку ФГУП СК «Ставрополькрайводоканал» как территориальная организация по Изобильненскому городскому округу, оказывает услуги по водоснабжению абонентов с использованием инженерных сооружений, в том числе и водопровода по <адрес>, входящего в состав единой централизованной системы водоснабжения, и поэтому указанная водопроводная сеть состоит на балансе предприятия не могут быть приняты судом во внимание, поскольку данные доводы представителя ответчика опровергаются схемой расположения водопроводной сети перекрестка улиц <адрес> <адрес> и инвентарной карточкой учета объекта основных средств от ДД.ММ.ГГГГ , из которых следует, что на балансе предприятия состоит другая часть водопроводной сети по <адрес>, а именно, протяженностью <адрес> до домовладения под номером однако сведения о правах в ЕГРН отсутствуют, что подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по СК.

Кроме того, доводы представителя ответчика о том, что отсутствие государственной регистрации права собственности владельца на спорный объект, само по себе не может являться основанием для признания такого объекта бесхозяйным являются необоснованными, поскольку противоречат Федеральному закону от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Федеральному закону от 07.12.2011 № 416 - ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Учитывая, что при рассмотрении дела установлено, что спорное недвижимое имущество (водопроводная сеть), расположенная по                       <адрес> городского округа <адрес>, от перекрестка улиц Советская - Семыкина (в сторону <адрес>) до здания архива под номером <адрес>, на учете в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по СК не состоит, собственник данного объекта не установлен, при этом, доказательств, опровергающих данные обстоятельства, представителем ответчика - администрации Изобильненского городского округа СК не представлено, суд приходит к выводу о том, что указанная водопроводная сеть в силу п. 1 ст. 225 ГК РФ является бесхозяйным имуществом.

Статья 45 ГПК РФ гласит, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление заместителя прокурора Изобильненского района Ставропольского края Тютюнникова М.В. в интересах неопределенного круга лиц к администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края о постановке бесхозяйного объекта недвижимого имущества на учет - удовлетворить.

Обязать администрацию Изобильненского городского округа обратиться в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке бесхозяйного объекта недвижимого имущества на учет, а именно водопроводной сети, расположенной по <адрес> от перекрестка улиц

<адрес>

Мотивированное решение суда изготовлено 30.07.2019.

Решение суда может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Изобильненский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                                                                                   Т.В. Дерябина

2-862/2019 ~ М-747/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Изобильненского района в интересах Российской Федерации и неограниченного круга лиц
Ответчики
Администрация Изобильненского городского округа СК
Другие
ГУП СК " Ставрополькрайводоканал"
Управление Росреестр СК
Суд
Изобильненский районный суд Ставропольского края
Судья
Дерябина Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
izobylnensky--stv.sudrf.ru
13.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.06.2019Передача материалов судье
17.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2019Подготовка дела (собеседование)
26.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.06.2019Судебное заседание
28.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2019Подготовка дела (собеседование)
15.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.07.2019Судебное заседание
25.07.2019Судебное заседание
30.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее