Судья Гришакова Н.Б. Дело № 33а-16427/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Брыкова И.И.,
судей Вороновой М.Н., Редченко Е.В.,
при секретаре Горохове С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании 31 мая 2017 года апелляционную жалобу Торохова А.Н. на решение Балашихинского городского суда Московской области от 24 марта 2017 года по делу по административному исковому заявлению Торохова <данные изъяты> к Администрации городского округа Балашиха Московской области о признании незаконным решения об отказе в согласовании публичного мероприятия, обязании согласовать проведение публичного мероприятия в соответствии с условиями, указанными в уведомлении от 16.03.2017.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителя Администрации городского округа Балашиха Московской области – Алещенко И.Л.,
установила:
Торохов А.Н. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения Администрации городского округа Балашиха Московской области об отказе в согласовании публичного мероприятия, обязании согласовать проведение публичного мероприятия в соответствии с условиями, указанными в уведомлении от 16.03.2017.
В обоснование заявленных требований указал, что 16.03.2017 он, как организатор публичного мероприятия, направил в Администрацию городского округа Балашиха уведомление о проведении 26.03.2016 с 11:00 до 13:00 часов по адресу: <данные изъяты>, публичного мероприятия - митинга. В ответе от 20.03.2017, полученном только 22.03.2017, администрация городского округа исключила возможность проведения митинга в заявленном в уведомлении месте.
По мнению административного истца, отказ в согласовании проведения публичного мероприятия является незаконным, так как место, указанное в уведомлении, является местом, рекомендованным уполномоченным органом для проведения подобного рода мероприятий. Кроме того, администрация, фактически запретив проведение публичного мероприятия в заявленном месте, в нарушение требований закона не предложила иного места для проведения данного мероприятия. Оспариваемый отказ нарушил права и интересы административного истца как организатора публичного мероприятия.
В судебном заседании Торохов А.Н. и его представитель заявленные требования поддержали.
Представитель Администрации городского округа Балашиха против удовлетворения требований Торохова А.Н. возражал.
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 24 марта 2017 года в удовлетворении заявленных Тороховым А.Н. требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Торохов А.Н. просит об отмене данного решения как вынесенного без учета положений действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В статье 31 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
В целях обеспечения реализации указанного права граждан Российской Федерации принят Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ), в соответствии со статьей 7 которого уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.
Из материалов дела усматривается, что Торохов А.Н. как организатор публичного мероприятия 16.03.2017 обратился в Администрацию городского округа Балашиха с уведомлением о проведении 26.03.2017 с 11:00 до 13:00 часов по адресу: <данные изъяты>, напротив Ледового дворца, публичного мероприятия - митинга с числом участников <данные изъяты> человек (л.д. 10).
20.03.2017 (получено Тороховым А.Н. 22.03.2017) администрация городского округа письменно сообщила Торохову А.Н., что проведение митинга в заявленном месте исключается в связи с большим количеством отдыхающих на указанной территории в воскресный день, а также проведением общественных мероприятий; одновременно разъяснила, что в случае проведения митинга в указанном месте к заявителю будут приняты меры согласно действующему законодательству (л.д. 11).
Отклоняя требование Торохова А.Н. о признании незаконным решения административного ответчика об отказе в согласовании публичного мероприятия, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемым решением, поскольку ответ Администрации городского округа Балашиха от 20.03.2017 не указывает на невозможность проведения публичного мероприятия в ином месте, административному истцу не было отказано в согласовании иного места проведения публичного мероприятия, намерение провести митинг в ином месте Торохов А.Н. не выразил. По мнению суда, Администрация городского округа Балашиха лишь проинформировала административного истца как организатора публичного мероприятия об имеющихся в ее распоряжении сведениях о проведении в то же время культурно-массового мероприятия и о возможных неблагоприятных последствиях совместного проведения таких мероприятий.
Судебная коллегия находит, что выводы суда в указанной части сделаны без учета положений действующего законодательства, регламентирующего возникшие правоотношения.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
По смыслу вышеприведенной нормы, закон не содержит исчерпывающего перечня мест, в которых возможно проведение публичного мероприятия; компетентному органу при получении уведомления о проведении публичного мероприятия надлежит оценить безопасность его проведения в заявленном месте в каждом конкретном случае.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ орган исполнительной власти или орган местного самоуправления обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Как неоднократно разъяснял Конституционный Суд Российской Федерации, орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера, в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов; кроме того, в решении должно содержаться предложение места и (или) времени проведения мероприятия, адекватное его социально-политическому значению (Постановление от 15.01.1998 № 2-П, Постановление от 18.02.2000 № 3-П, Определение от 02.04.2009 № 484-О-П, Определение от 01.06.2010 № 705-О-О). Публичное мероприятие должно считаться согласованным не только после получения подтверждения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, но и в случае, если указанные органы в установленный законом срок не довели до организатора публичного мероприятия предложение об изменении места и (или) времени его проведения (Постановление от 14.02.2014 № 4-П).
В нарушение указанных выше правовых норм и позиции Конституционного Суда Российской Федерации Администрация городского округа Балашиха, исключая возможность проведения публичного мероприятия в заявленное организатором публичного мероприятия время и в заявленном месте, не предложила Торохову А.Н. иное место и (или) время для проведения митинга, адекватные запланированному на 26.03.2017 митингу, что ограничило права административного истца, гарантированные статьей 31 Конституции Российской Федерации.
Суд первой инстанции, разрешая возникший спор, указанные выше обстоятельства не учел, в связи с чем постановленное по делу решение в указанной выше части нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Отменив решение суда, судебная коллегия постановляет по делу новое решение о признании незаконным решения Администрации городского округа Балашиха Московской области от 20.03.2017 об отказе в согласовании публичного мероприятия по заявлению Торохова А.Н. от 16.03.2017.
Вместе с тем, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения в части отклонения требования Торохова А.Н. об обязании административного ответчика согласовать проведение митинга в соответствии с условиями, заявленными в уведомлении от 16.03.2016: заявленное Тороховым А.Н. для проведения публичного мероприятия место - у дома 7 по ул. Парковая г. Балашихи, напротив Ледового дворца – по состоянию на 26.03.2017 (с 11:00 до 13:00) не отвечало требованиям обеспечения безопасности участников митинга: в этом месте было намечено проведение (ранее запланированное) смотра готовности коммунальной техники городского округа Балашиха к весенне-летнему сезону 2017 года (л.д. 20).
Доводы апелляционной жалобы административного истца не опровергают правомерность постановленного по делу решения в указанной части.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балашихинского городского суда Московской области от 24 марта 2017 года отменить в части отказа в удовлетворении требования Торохова <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в согласовании публичного мероприятия.
Постановить в указанной части новое решение: признать незаконным решение Администрации городского округа Балашиха Московской области от 20.03.2017 об отказе в согласовании публичного мероприятия по заявлению Торохова <данные изъяты> от 16.03.2017.
В остальной части решение Балашихинского городского суда Московской области от 24 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Торохова А.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи