№ 2-1771/2016
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 июля 2016 года г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе: председательствующего судьи О.
при секретаре судебного заседания Н.,
с участием старшего помощника прокурора г.Свободного Г.,
представителя третьего лица ООО «Теплосеть» г.Свободного Д., действующей на основании доверенности -- от --,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску заместителя прокурора города Свободного Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «город Свободный» Амурской области о возложении обязанности совершить действия, направленные на постановку на учёт объекта как бесхозяйного и оформлению его в муниципальную собственность,
установил:
заместитель прокурора города Свободный обратился в порядке ст. 45 ГПК РФ в Свободненский городской суд Амурской области с иском к администрации муниципального образования «город Свободный» Амурской области о возложении обязанности совершить действия, направленные на постановку на учёт объекта, как бесхозяйного и оформлению его в муниципальную собственность, о возложении обязанности обратиться в Управление Росреестра по Амурской области с заявлением о постановке на учёт тепловых сетей протяженностью 10 метров, расположенных от ТК-8 до стены здания Бани --, расположенной в --, как бесхозяйной недвижимой вещи.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой города Свободного проведена проверка исполнения законодательства в сфере теплоснабжения, государственной и муниципальной собственности. В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования «город Свободный» имеется объект теплоснабжения: участок тепловой сети протяженностью 10 метров, расположенной от ТК-8 до стены здания Бани --, --. Распоряжением администрации г. Свободного от -- -- в отношении бесхозяйного участка сетей определена эксплуатирующая организация. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет. Территориальным органом, осуществляющим государственную регистрацию прав в Амурской области, является Управление Росреестра по Амурской области. Федеральной регистрационной службой в Амурской области является Управление Федеральной регистрационной службы по Амурской области. Обязанность по обращению в территориальный орган Федеральной регистрационной службы в Амурской области лежит на администрации города Свободного, так как сети электроснабжения расположены на территории указанного муниципального образования. Согласно информации представленной Свободненским отделением Управления Росреестра по Амурской области сведения в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. Вместе с тем, в нарушение выше указанных требований законодательства, администрация города Свободного не принимает никаких действий по подаче заявления в управление Федеральной регистрационной службы по Амурской области по признанию сети теплоснабжения от ТК-8 до стены здания Бани --, -- бесхозяйным недвижимым имуществом, что препятствует оформлению данного имущества в чью-либо, в том числе в муниципальную собственность. В виду отсутствия собственника не осуществляется надлежащее содержание, обслуживание сетей, в результате чего имеет место угроза его повреждения, что противоречит интересам населения. В силу ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами. Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольно ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (ст. 40). Указанная правовая позиция отражена в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 01 февраля 2012 года. Вместе с тем, администрацией города Свободного данные обязанности также не выполняются, поскольку в случае возникновения аварийных ситуаций на участке теплосети, нарушаются жилищные права граждан на получение коммунальной услуги - теплоснабжения. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Точное количество заинтересованных в исходе настоящего дела лиц, интересы которых будут затронуты определить невозможно в силу того, что круг собственников недвижимого имущества, жильцы (наниматели) меняется, поэтому прокурор использует право на обращение в суд в защиту неопределенного круга лиц. В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона РФ от 17.02.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Просит обязать администрацию города Свободного в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия направленные на постановку на учет объектов как бесхозяйных и оформлению в муниципальную собственность, а именно: обратиться с заявлением в управление Росреестра по Амурской области о постановке на учет участка тепловых сетей протяженностью 10 метров, расположенной от ТК-8 до стены здания Бани --, -- как бесхозяйной недвижимой вещи.
В судебном заседании старший помощник прокурора г.Свободного Г. дополнительно пояснила, что распоряжением администрации г. Свободного от 08.04.2016 №259 в отношении бесхозяйного участка сетей определена эксплуатирующая организация. В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация в его границах электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы. В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь от права собственности на которую собственник отказался. Неисполнение требований федерального законодательства может явиться причиной возникновения чрезвычайной ситуации при возникновении аварии на трубопроводах теплоснабжения. Следствием аварии может быть подтопление горячей водой городской территории, затопление подвалов жилых домов, возможность причинения вреда здоровью граждан, требует принятия незамедлительных мер по определению собственника, который бы обеспечил дальнейшую безопасность трубопроводов. Отсутствие отопления по причине аварийных ситуаций, ограничит права жителей и приезжих на бытовые услуги.
Представитель ответчика- администрации г.Свободного в судебное заседание не явился, извещён о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Из представленного суду отзыва ни исковое заявление следует, что с данными требованиями администрация города Свободного не согласна. Из искового заявления прокурора города Свободного не следует, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций надзора за соблюдением прав граждан реализовал полномочия, представленные ему в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» изложенное свидетельствует, что в рассматриваемом случае возбуждением прокурором дел путем предъявления исков в суд не отвечает сформулированными в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» целями своевременного выявления нарушений законов, причин и условий нарушений, установления виновных в этом лиц и устранения допущенных нарушений. Тепловые сети представляют собой систему траншей, колодцев и иных стационарных элементов, функционирующих только в привязке с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их значению, невозможно. Поскольку решение вопросов формирования, утверждения, исполнения бюджета муниципального образования, а также принятия нормативно-правовых актов местного значения отнесено к исключительной компетенции соответствующих органов местного самоуправления, вмешательство в их деятельность исключается, и суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять какой-либо нормативный акт. Бюджет Администрации города Свободного Свободненским городским советам народных депутатов Амурской области принято решение «О городском бюджете на 2016 год» сформирован с дефицитом. Администрация г. Свободного (ОГРН 1022800760795, ИНН 2807001888), являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, выполняет свои обязанности и осуществляет свои полномочия только в рамках тех бюджетных средств, которые предусмотрены на эти цели в бюджете муниципального образования г. Свободного. Источники финансирования мероприятий заявленных прокурором в бюджете города отсутствуют и прокурором не указываются, в связи с чем, решение исполнено быть не можем. В силу п.1.2 ч.1, ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относиться организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории городских округов; рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения. В целях оказания качественных коммунальных услуг на территории города, во исполнения ч.6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» распоряжением исполняющего обязанности главы администрации города Свободного от 08.04.2016 №259 «Об определении эксплуатирующей организации» было определена эксплуатирующая организация для бесхозяйных сетей для проведения работ по подготовке к сетям теплоснабжения к отопительному периоду на 2016-2017 годы до признания права муниципальной собственности в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Просит отказать в удовлетворении заявленных прокурором города Свободного требований в полном объеме.
Представитель соответчика Управления по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации города Свободного в судебное заседание не явился, извещён о времени и месте рассмотрения дела. Письменного отзыва не представил.
Представитель третьего лица ООО «Теплосеть» г.Свободного Д., действующая на основании доверенности -- от --, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в судебное заседание не явился, извещён о времени и месте рассмотрения дела. Согласно ходатайству, просил рассмотреть дело в своё отсутствие.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения старшего помощника прокурора, представителя третьего лица ООО «Теплосеть», исследовав и оценив доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с ч.1 ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно ч.1 ст.68 ГПК РФ объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у неё доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
В соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В силу ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам и заявленным истцом требованиям.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктами 4 и 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
В силу пунктов 4.2 и 4.3 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", а также полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Частью 6 статьи 15 данного Федерального закона определен порядок действий органа местного самоуправления в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети.
В соответствии с вышеуказанной нормой Закона орган местного самоуправления в течение тридцати дней с даты выявления бесхозяйной тепловой сети обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание данных сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи установлен пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Признание права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь осуществляется в порядке особого производства по заявлению органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, в соответствии со статьями 290 - 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В пункте 5 раздела 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года N 580, в качестве основания постановки на учет указано заявление органа местного самоуправления.
Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, в том числе тепловых сетей, и тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.
В ходе судебного разбирательства установлено, что при проведении проверки исполнения законодательства о теплоснабжении прокурором города Свободного установлено наличие на территории города Свободного бесхозяйной тепловой сети протяженностью 10 метров, расположенной от ТК-8 до стены здания Бани --, --, что подтверждается информацией администрации города Свободного от -- об отсутствии сведений об указанной тепловой сети в реестре муниципальной собственности, уведомлением об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от -- --.
На основании распоряжения и.о.главы города Свободного П. -- от -- в отношении бесхозяйного участка сетей определена эксплуатирующая организация ООО «Теплосеть».
Тепловая сеть протяженностью 10 метров, расположенной от ТК-8 до стены здания Бани --, -- предназначена для отопления Бани -- по --, находящейся в эксплуатации МУП «Спецавтохозяйство» по договору аренды недвижимого имущества -- от --.
Из ответа на запрос МУП «Спецавтохозяйство» города Свободного от -- следует, что объект недвижимости Баня --, расположенная по адресу г.Свободный, -- находится в эксплуатации МУП «Спецавтохозяйство» с 01.04.2015 года по настоящее время на праве аренды по Договору аренды недвижимого имущества -- от 01.04.2015г с УИМИЗ администрации города Свободного. Договор на энергоснабжение тепловой энергией заключен с ООО «Теплосеть» г.Свободного.
Европейским Судом по правам человека указывалось, что сторонами гражданского разбирательства являются истец и ответчик, имеющие равные права, включая право на юридическую помощь. Поддержка прокуратурой одной из сторон, несомненно, может быть оправданной при определенных обстоятельствах, например, для защиты прав уязвимых групп - детей, инвалидов и так далее, - которые считаются неспособными защитить свои интересы самостоятельно, или когда данным нарушением затронуты многие граждане, или если требуют защиты государственные интересы (п. 35 Постановления Европейского Суда по правам человека от 15 января 2009 г. по делу "Менчинская (Menchinskaya) против Российской Федерации").
Защита прав и интересов уязвимых общественных групп, не способных защитить свои права, может быть исключительной причиной вмешательства прокурора.
В целях применения ст. ст. 4, 45 - 47, 131 ГПК РФ под неопределенным кругом лиц в указанных нормах понимается такая множественность участников соответствующих материальных правоотношений, в которой невозможно заранее предвидеть ее поименный состав применительно к любому отдельно взятому моменту времени.
С учетом изложенных принципов участия в деле лиц, наделенных полномочиями от имени государства надзирать за соблюдением законности, суду первой инстанции, разрешая настоящий спор, следует установить полномочия прокурора г. Свободного на обращение с указанным иском в защиту неопределенного круга лиц, лиц в собственности которых находится помещение по указанному адресу.
Как усматривается из искового заявления, прокурор г. Свободного указывал, что оно подается в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, из материалов дела усматривается, что объект недвижимости Баня --, расположенная по адресу -- находится в эксплуатации МУП «Спецавтохозяйство» с -- по настоящее время на праве аренды по договору аренды недвижимого имущества -- от 01.04.2015г с УИМИЗ администрации города Свободного, таким образом, круг лиц, в интересах которых прокурор предъявил иск неопределенным явно не является, его возможно с точностью определить на конкретный период времени, в частности на момент предъявления иска.
При этом прокурором не представлено доказательств, подтверждающих невозможность предъявления иска самим собственником здания Бани -- г.Свободного в защиту своих интересов.
Роль прокуроров в общей защите прав человека не должна порождать какой-либо конфликт интересов или препятствовать людям в обращении за государственной защитой их прав.
В материалах дела при этом не имеется доказательств обращения граждан на имя прокурора, из которых следует, что граждане считают свои права нарушенными и обращаются в прокуратуру г. Свободного за защитой своих интересов.
Согласно п. 1 ст. 134 ГПК Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
В силу ст. 220 ГПК Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 настоящего Кодекса.
Учитывая, что прокурору предоставлено право на предъявление иска лишь в интересах неопределенного круга лиц либо конкретных граждан (при выполнении условий ч. 1 ст. 45 ГПК РФ), таких требований прокурором не заявлено, возбужденное на основании такого иска гражданское дело подлежит прекращению.
Следует применить положения абз. 2 ст. 220, п. 1 ч. 1 ст. 134, ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и прекратить производство по делу в силу приведенных выше норм.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░-8 ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ --, ░░░░░░░░░░░░░ ░ --, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░- ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.