РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2018 года г. Губкинский
Губкинский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего, судьи Балан А. С.,
при секретаре судебного заседания Сташкевич А. А.,
с участием старшего помощника прокурора Борисовой А. Т.,
истца Украинцевой Т. А., представителя ответчика ООО «Жилкомсервис2» Мельника А. Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-240/2018 по искупрокурора г. Губкинского в интересах Украинцевой Т.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис2» о признании отношений трудовыми, внесении записи в трудовую книжку, возложении обязанности заключить трудовой договор, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Губкинского в интересах Украинцевой Т. А. обратился с иском к ООО «Жилкомсервис2» о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора о выполнении ею работы дежурного диспетчера, трудовыми; возложении обязанности внести запись о работе в трудовую книжку; признании прекращения трудовых отношений незаконным; взыскании заработной платы за время вынужденного прогула; компенсации морального вреда; предоставлении сведений индивидуального персонифицированного учета в органы пенсионного фонда и перечислении страховых взносов за Украинцеву Т. А.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Жилкомсервис2» и Украинцевой Т. А. был заключен договор гражданско-правового характера о выполнении ею услуг дежурного диспетчера на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В дальнейшем заключались аналогичные договоры со сроком действия последнего – до ДД.ММ.ГГГГ года. Вместе с тем, из условий указанных договоров и условий осуществления Украинцевой Т. А. деятельности в ООО «Жилкомсервис2» усматривается, что фактически она выполняла трудовую функцию работника – дежурного диспетчера ООО «Жилкомсервис2», работала по установленному графику рабочего времени, истцу ежемесячно выплачивалась заработная плата, о чем свидетельствуют расчетные листы. Для выполнения работы истцу предоставлялось рабочее место, оборудованное работодателем соответствующей техникой. Работодателю был важен не результат выполнения определенного объема работы, а сам процесс труда Украинцевой Т. А., обязанности которой не отличались от обязанностей диспетчеров, с которыми у ответчика заключены трудовые договоры.
В ходе рассмотрения дела прокурором исковые требования дополнены требованием о возложении на ООО «Жилкомсервис2» обязанности заключить с Украинцевой Т. А. трудовой договор с ДД.ММ.ГГГГ на неопределенный срок.
Кроме того прокурором заявлен отказ от исковых требований в части возложения на ООО «Жилкомсервис2» обязанности предоставить в органы пенсионного фонда сведений индивидуального персонифицированного учета, а также перечислить страховые взносы за Украинцеву Т. А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для отказа от иска в этой части послужило то, что ответчиком данная обязанность за указанный период времени исполнена. Отказ от иска в данной части принят судом.
В судебном заседании прокурор Борисова А. Т. исковые требования поддержала по указанным в иске основаниям, просила взыскать заработок за время вынужденного прогула на момент рассмотрения судом спора.
Истец Украинцева Т. А. поддержала исковые требования по указанным основаниям, просила их удовлетворить. При этом пояснила, что в ее обязанности и обязанности других диспетчеров входило получение заявки от собственников жилых помещений, ее документирование, передача ответственным работникам, рабочей бригаде, контроль за ее исполнением. Всего работало четыре диспетчера, которыми был составлен график сменности, дежурили сутки через трое.
Представитель ответчика ООО «Жилкомсервис2» Мельник А. Ю. возражал против удовлетворения исковых требований. В обоснование возражений указал, что истец добровольно согласилась заключить именно гражданско-правовой договор. В штатном расписании отсутствует вакантная должность дежурного оператора, в связи с чем с Украинцевой Т. А. невозможно заключить трудовой договор. Права истца нарушены не были, определенное договорами вознаграждение ей в полном объеме выплачивалось, за нее отчислялся налог на доходы физического лица. Несмотря на то, что на нее поступали жалобы, к дисциплинарной ответственности ее не привлекали.
Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Жилкомсервис2» и Украинцевой Т. А. заключен договор на оказание услуг, в соответствии с которым Украинцева Т. А. обязуется выполнять работу дежурного диспетчера по заданию заказчика – ООО «Жилкомсервис2», а заказчик обязуется эту работу оплатить (л. д. 33). Договор заключен на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 3.1 договора предусмотрено, что стоимость работ по договору составляет сумма.
Аналогичные договоры заключены сторонами на период:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, стоимость работ по договору – сумма (л. д. 30);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, стоимость работ по договору – сумма (л. д. 26);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, стоимость работ – сумма (л. д. 22);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, стоимость работ- сумма (л. д. 17);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, стоимость работ – сумма (л. д. 15);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, стоимость работ – сумма (л. д. 13).
Договорами предусмотрено, что оплата работ производится после подписания акта выполненных работ за фактически выполненную работу. Обязанность по уплате налогов за исполнителя лежит на заказчике.
Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании заключаемого ими трудового договора.
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен (часть 3 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии с частью 2 статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 8 и в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2, если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу части четвертой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Основной обязанностью работника по трудовому договору является выполнение работы по обусловленной трудовой функции, то есть выполнять любую работу, относящуюся к его функции. Для гражданско-правовых договоров характерно выполнение определенного объема работ, цель которого – достижение результата, предусмотренного договором.
Таким образом, в гражданско-правовых отношениях труд характеризуется с точки зрения достижения определенного результата (факта конечного выполнения работы), а в трудовых отношениях труд характеризуется с точки зрения самого процесса труда.
Трудовые договоры отличаются от гражданско-правовых и по признаку возмездности труда.
Так, в трудовом договоре возмездность труда осуществляется в форме заработной платы, выплачиваемой периодически. По гражданско-правовому договору возмездность носит характер вознаграждения, размер которого определяется соглашением сторон и которое выплачивается после выполнения объема работ (достижения результата), предусмотренного договором.
При рассмотрении дела судом установлено, что отношения, сложившиеся между ООО «Жилкомсервис2» иУкраинцевой Т. А. по факту выполнения ею обязанностей дежурного диспетчера имеют признаки трудового договора.
Должностная инструкция дежурного диспетчера ООО «Жилкомсервис2» ответчиком не представлена, однако из пояснений истца и показаний свидетелей установлено, что в обязанности диспетчера входило суточное дежурство и принятие поступающих от жильцов заявок, их оформление и передачу рабочей бригаде или соответствующим органам, контроль за выполнением заявки.
Так, свидетель Ф.. пояснила, что работала в ООО «Жилкомсервис2» диспетчером до ДД.ММ.ГГГГ на основании трудового договора. В ее обязанности, также как и в обязанности других диспетчеров, входило принятие заявок, их передача для исполнения и контроль. Всего четыре диспетчера, работали по графику, который составляли сами, сутки через трое. Ее обязанности, которые она выполняла по трудовому договору, так же как и условия труда, ничем не отличались от обязанностей и условий труда Украинцевой Т. А.
Свидетель Ж.. пояснила, что выполняла в ООО «Жилкомсервис2» работу дежурного диспетчера на основании гражданско-правовых договоров в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Также пояснила, что четверо диспетчеров работали по составленному ими графику сутки через трое. Их условия труда, обязанности были одинаковыми.
Из пояснений истца следует, и не оспаривалось ответчиком, что оплата труда Украинцевой Т. А. производилась согласно графикам дежурств диспетчеров и табели учета рабочего времени (л. д. 39, 54-61).
Из пояснений истца, показаний свидетелей следует, что Украинцевой Т. А. было предоставлено рабочее место, техническое оборудование для выполнения ею работ по договору.
При этом из пояснений представителя ответчика следует, что из четырех дежурных диспетчеров, с двоими был заключен трудовой договор. Обязанности Укараинцевой Т. А. не отличались от обязанностей тех дежурных диспетчеров, с которыми у ООО «Жилкомсервис2» заключены трудовые договоры.
Кроме того, из материалов дела следует, что заключение договора с Украинцевой Т. А. не носило разовый характер. Так, на протяжении более чем одного года с истцом неоднократно заключались краткосрочные договоры, содержащие аналогичные условия, что свидетельствует о постоянном характере выполняемой Украинцевой Т. А. работы.
В судебном заседании установлено, что фактически вознаграждение истцу выплачивалось не за выполнение определенного объема работы или достижение определенного результата, а ежемесячно, о чем свидетельствуют расчетные листки (л. д. 40-48). При этом представитель ответчика не смог пояснить, каким образом определялся объем выполненных Украинцевой Т. А. работ, и что являлось критерием для установления стоимости работ по договору.
В силу действующего законодательства выполнение работы по трудовому договору предполагает включение работника в производственную деятельность. Трудовой договор предусматривает подчинение работника внутреннему трудовому распорядку, составным элементом которого является выполнение в процессе труда распоряжений работодателя. Согласно трудовому договору работник осуществляет выполнение работ определенного рода, а не разового задания заказчика.
Характер выполняемых Украинцевой Т. А. обязанностей свидетельствует о том, что работодателю был важен сам процесс труда (принятие, оформление и отслеживание результата выполнения заявок, поступающих от жильцов), а не итоговый результат, объем выполненной работы.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заключенными договорами гражданско-правового характера фактически регулировались трудовые отношения, сложившиеся между сторонами.
Неисполнение работодателем возложенной на него законодательством РФ обязанности по заключению трудового договора после фактического допуска работника к работе не должно лишать последнего права оформления трудовых отношений надлежащим образом.
После установления наличия трудовых отношений между сторонами, они подлежат оформлению в установленном трудовым законодательством порядке, а также после признания их таковыми у истца возникает право требовать распространения норм трудового законодательства на имевшие место трудовые правоотношения, и в частности, требовать взыскания задолженности по заработной плате, и предъявлять другие требования, связанные с трудовыми правоотношениями.
В соответствии со ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Согласно ст. 67 ТК РФтрудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» решая вопрос об обоснованности заключения с работником срочного трудового договора, следует учитывать, что такой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, в частности в случаях, предусмотренных частью первой статьи 59 ТК РФ, а также в других случаях, установленных Кодексом или иными федеральными законами (часть вторая статьи 58, часть первая статьи 59 ТК РФ).
Каких-либо оснований для заключения сторонами срочного трудового договора судом не установлено. Истец настаивала на заключении с ней трудового договора на неопределенный срок.
Таким образом, прекращение трудовых правоотношений с Украинцевой Т. А. ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, поскольку предусмотренных законом оснований для расторжения с ней фактических трудовых отношений у работодателя не имелось.
Поскольку отношения между сторонами признаны судом трудовыми, на работодателе ООО «Жилкомсервис2» в силу вышеуказанных норм лежит обязанность заключить с Украинцевой Т. А. трудовой договор на неопределенный срок и внести с ее трудовую книжку о работе дежурным диспетчером ООО «Жилкомсервис2» с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 22 ТК РФ работодатель должен выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со ст. 394 ТК РФ суд, принимая решение о восстановлении работника на работе, взыскивает в его пользу средний заработок за все время вынужденного прогула.
Размер среднего заработка за время вынужденного прогула основан на следующем расчете.
За 12 месяцев, предшествующих месяцу, в котором прекращен трудовой договор, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу выплачено сумма, всего ею отработано 2640 часов, в связи с чем за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оплате подлежат, исходя из графика работ (сутки через трое):
- ДД.ММ.ГГГГ - 16 дней (192 часа);
- ДД.ММ.ГГГГ – 14 дней (168 часов);
- ДД.ММ.ГГГГ – 8 дней (96 часов), всего – 456 часов.
Таким образом, размер среднего заработка за время вынужденного прогула составит: сумма (сумма заработка за 12 месяцев) / 2640 (количество отработанных часов) х 456 часов (время вынужденного прогула) = сумма.
В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
С учетом требований разумности и справедливости суд признает обоснованной компенсацию морального вреда, подлежащего возмещению Украинцевой Т. А., в размере 10 000 рублей.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета, размер которой согласно пунктам 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФсоставляет 3692 рубля (300 рублей при рассмотрении судом требовании неимущественного характера, 300 рублей при рассмотрении требования о компенсации морального вреда и 3092 рубля при рассмотрении требования о взыскании заработка за время вынужденного прогула).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 24, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Губкинский в интересах Украинцевой Т.А. удовлетворить.
Признать трудовыми отношения, возникшие на основании гражданско-правовых договоров между ООО «Жилкомсервис2» и Украинцевой Т.А. с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ООО «Жилкомсервис2» внести в трудовую книжку Украинцевой Т. А. запись о приеме на работу на должность дежурного диспетчера с ДД.ММ.ГГГГ.
Признать прекращение ДД.ММ.ГГГГ трудовых отношений с Украинцевой Т. А. незаконным и возложить на ООО «Жилкомсервис2» обязанность заключить с Украинцевой Т. А. бессрочный трудовой договор о выполнении ею работы в должности дежурного диспетчера ООО «Жилкомсервис2» с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ООО «Жилкомсервис2» в пользу Украинцевой Т.А. заработную плату за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере сумма, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, всего – сумма.
Взыскать с ООО «Жилкомсервис2» в бюджет муниципального образования город Губкинский государственную пошлину в размере 3692 рублей 75 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Губкинский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 23 мая 2018 года.
Председательствующий (подпись)
Копия верна. СудьяБалан А. С.