РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 декабря 2014 г. №2-4217/14
Дмитровский городской суд Московской области в составе судьи Князевой В.А., при секретаре судебного заседания Апреликовой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Малышева Д.И. решение Администрации Дмитровского муниципального района Московской области об отказа в предоставлении земельного участка в аренду, обязании возложить обязанность по обеспечению выбора земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель Малышев Д.И..обратилась в суд с жалобой об оспаривании решения Дмитровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за № № об отказе в предоставлении ей в аренду земельного участка для садоводства и о возложении на Администрацию Дмитровского муниципального района обязанности обеспечить выбор земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для ведения садоводства, с целью последующего предоставления в аренду, ссылаясь на то, что он обратился в администрацию Дмитровского района с заявлением о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка, однако, решением администрации Дмитровского района от ДД.ММ.ГГГГ за № № в представлении участка в аренду заявителю было отказано на том основании, что согласно заключению Министерства имущественных отношений Московской области, испрашиваемый участок будет использоваться для целей строительства жилого дома, в связи с чем предусмотрена иная процедура предоставления земельного участка, т.е. путем проведения торгов по продаже права аренды; в заключении также указывается на то, что приобретение прав на земельный участок для садоводства также возможно только в рамках ФЗ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях». Указанное решение заявитель считает незаконным, нарушающим её права.
Представитель Администрации Дмитровского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился, ранее представил письменный отзыв на заявление Малышева Д.И., согласно которого просит в у4довлетворении жалобы отказать; дело просит рассматривать в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, отношение по жалобе не выразил.
Суд, выслушав заявителя, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Малышев Д.И. обратился в Администрацию Дмитровского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного на территории городского поселения Дмитров в <адрес> для ведения садоводства.
К данному заявлению было приложено ходатайство Внуковского территориального отдела Администрации Дмитровского района от ДД.ММ.ГГГГ № об обеспечении выбора земельного участка, справка о соответствии расположения земельного участка с присвоением порядкового номера, схема земельного участка, размещение земельного участка на ситуационном плане.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Дмитровского муниципального района Московской области в форме письма за № № был вынесен отказ в предоставлении Малышеву Д.И. в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> по тем основаниям, что согласно заключению Министерства имущественных отношений Московской области, испрашиваемый участок будет использоваться для целей строительства жилого дома, в связи с чем предусмотрена иная процедура предоставления земельного участка, т.е. путем проведения торгов по продаже права аренды; в заключении также указывается на то, что приобретение прав на земельный участок для садоводства также возможно только в рамках ФЗ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях».
С учетом положений Федерального закона № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях», правовой режим садового земельного участка предусматривает возможность строительства объекта недвижимости – жилого строения, хозяйственных построек и сооружений (статья 1 ФЗ).
Статьей 2 Земельного кодекса РФ регламентировано, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (статья 11 Земельного кодекса РФ).
Решением Советов депутатов Дмитровского муниципального района Московской области 22.02.2008г. за № 282/41 утверждено Положение «О порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования Дмитровского муниципального района Московской области»(в ред. от 29.03.2013г.).
Согласно п. 2 статьи 3 администрация Дмитровского муниципального района в лице Главы Дмитровского муниципального района осуществляет управление и распоряжение земельными участками, расположенными в границах Дмитровского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Предоставление земельных участков в аренду гражданам осуществляется с предварительным согласованием места размещения объекта без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для садоводства на землях населенных пунктов. (п. 2.2 статьи 16 Положения).
Доводы о том, что земельный участок предоставляемый для ведения садоводства может быть предоставлен только в рамках Федерального закона № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях», т.е. в результате создания некоммерческого объединения, не состоятелен, так как нормы земельного законодательства не содержат запрета на предоставления земельного участка для ведения садоводства на землях населенных пунктов в индивидуальном порядке.
При отказе в предоставлении земельного участка заявителю, Администрация Дмитровского муниципального района Московской области ссылается на заключение Минимущества Московской области, которое в свою очередь содержит произвольное предположение о том, что испрашиваемый земельный участок планируется использовать для индивидуального жилищного строительства, при этом доказательств и обоснованности указанных выводов в заключении не содержится.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2)с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Статьей 31 Земельного кодекса РФ регламентированы положения о порядке обращения, рассмотрения и принятия решения по вопросу порядка выбора земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта.
Исходя из анализа вышеуказанной нормы земельного кодекса РФ принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства должно предшествовать проведение работ по его формированию, в том числе предварительное согласование мест размещения объекта, которое оформляется актом выбора земельного участка с указанием проекта его границ. Решение об отказе в предварительном согласовании мест размещения объекта может быть принято только после обеспечения выбора земельного участка органом местного самоуправления. Выбор земельного участка имеет целью определить, имеются ли какие-либо препятствия к размещению указанного объекта недвижимости, что отражается в акте выбора земельного участка. Наличие таких оснований может быть выявлено и оформлено надлежащим образом в результате проведения процедуры выбора земельного участка, в том числе должно быть установлено, обременен ли испрашиваемый земельный участок правами третьих лиц. В случае установления препятствий в размещении объекта на испрашиваемом участке в предварительном согласовании мест размещения объекта может быть отказано, но только после оформления акта о выборе земельного участка.
Таким образом, с учетом анализа вышеприведенных норм законодательных и нормативных актов, суд приходит к выводу, что отказ Администрации Дмитровского муниципального района в предоставлении Малышеву Д.И. земельного участка для садоводства на землях населенных пунктов является незаконным, противоречащим требованиям земельного законодательства, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению, а решение от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предоставлении в аренду земельного участка надлежит признать незаконным, возложив на Администрацию Дмитровского муниципального района Московской области обязанность по обеспечению выбора земельного участка для последующего разрешения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать решение Администрации Дмитровского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе в предоставлении Малышеву Д.И. в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> для садоводства – незаконным.
Обязать Администрацию Дмитровского муниципального района Московской области обеспечить выбор земельного участка площадью <данные изъяты>.м., расположенного по адресу: <адрес>, для ведения садоводства, с целью последующего предоставления в аренду.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд в течение месяца через Дмитровский горсуд.
Судья
Дмитровского городского суда В.А. Князева
Мотивированный текст решения изготовлен 01 декабря 2014г.