Дело № 2а-2465/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июля 2020 года г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Манакова В.В.,
при секретаре Якубенковой С.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску МИФНС России №7 по Смоленской области к Фролову Виталию Владимировичу о взыскании пени по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России №7 по Смоленской области обратилась в суд с вышеуказанным административным иском в обоснование указав, что административным ответчиком не уплачен
земельный налог за 2012, 2014-2015 годы, в результате чего налоговым органом начислены пени в размере 1497 руб. 72 коп. и направлено требование об уплате налога. Кроме этого, административным ответчиком не уплачен налог на имущество физических лиц за 2014-2015 годы, на который налоговым органом начислены пени в размере 7892 руб. 71 коп. и направлено требование об уплате налога. В добровольном порядке требования налогового органа административным ответчиком не исполнены. Просит суд взыскать с ответчика задолженности по пени на общую сумму 9 390 руб. 43 коп.
МИФНС России №7 по Смоленской области просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Административный ответчик, извещенный о дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим убеждениям.
В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (ч.2 ст.286 КАС РФ).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч.4 ст.286 КАС РФ).
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч.6 ст.286 КАС РФ).
В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (ст. 388 НК РФ).
Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (ч.1 ст.390 НК РФ).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ч.1 ст.391 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (ч.1 ст.393 НК РФ).
Срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом абз. 3 п.1 ст. 397 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ, действующей до 01.01.2015).
Федеральным законом от 02.12.2013 N 334-ФЗ в абз.3 п.1 чт. 397 НК РФ внесены изменения, действующие с 01.01.2015, согласно которым налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, с 23.11.2015 не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (Федеральный закон от 23.11.2015 N 320-ФЗ).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п.4 ст.397 НК РФ).
Судом установлено, что Фролов В.В. является собственником земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2214 кв.м., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; а также земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 15 000 кв.м., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела, налоговым органом Фролову В.В. исчислен земельный налог за 2012 год в размере 169 руб. 27 коп., за 2014 год в размере 4748 руб. 26 коп., за 2015 год в размере 8676 руб., в связи с чем в его адрес направлялись налоговые уведомления с указанием расчета взыскиваемого налога и срока уплаты, что административным ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.
В соответствии с ч.1 ст.399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу положений ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (ч.1 ст.401 НК РФ).
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 409 НК РФ в редакции Федерального закона от 23.11.2015 N 320-ФЗ), в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 409 НК РФ в действующей редакции).
Судом также установлено, что Фролов В.В. является собственником следующего имущества: квартиры, площадью 91,10 кв.м., кадастровый №, расположенной по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; квартиры, площадью 106,50 кв.м., кадастровый №, расположенной по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; базы отдыха, площадью 1028,20 кв.м., кадастровый №, расположенной по адресу: <адрес>, дата регистрации права: ДД.ММ.ГГГГ; гостиницы, площадью 300,60 кв.м., кадастровый №, расположенной по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела, налоговым органом Фролову В.В. был исчислен налог на имущество физических лиц за 2014 год в размере 909 руб. 60 коп., за 2015 год в размере 92 160 руб., в связи с чем в его адрес направлялись налоговые уведомления с указанием расчета взыскиваемого налога и срока уплаты, что административным ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.
В соответствии ч.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч.2 ст.75 НК РФ).
Согласно ч.5 ст.75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
При этом к пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке (п.6 ст.75 НК РФ, ст.48 НК РФ).
За несвоевременную уплату налога земельного налога за 2012 год налоговым органом Фролову В.В. начислена пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 26 руб. 47 коп., за несвоевременную уплату земельного налога за 2014 год начислена пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 742 руб. 96 коп., за несвоевременную уплату земельного налога за 2015 год начислена пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 729 руб. 63 коп., за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2014 год начислена пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 142 руб.06 коп., за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2015 год начислена пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 7750 руб. 65 коп. (л.д.7-10).
В соответствии с ч.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
В силу ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. В каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока (абзац 4 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
В силу ч.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В силу ч.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В связи с неисполнением обязанности налогоплательщика в установленный законом срок налоговым органом в адрес Фролова В.В. направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени по земельному налогу и пени по налогу на имущество физических лиц в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.Однако, в указанный срок требование ответчиком не исполнено.
Учитывая установленные обстоятельства, срок для обращения в суд с заявлением о взыскании по данному требованию истекал ДД.ММ.ГГГГ.
В ответе на вопрос 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ) указано, что п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, в том числе и для повышения эффективности и ускорения судопроизводства, специальный порядок обращения в суд налогового органа (таможенного органа), согласно которому требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица предъявляется налоговым органом (таможенным органом) в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены налоговым органом (таможенным органом) только со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев от этой даты.
Поскольку судебный приказ о взыскании с Фролова В.В. пени по земельному налогу за 2012, 2014-2015 годы, а также пени по налогу на имущество физических лиц за 2014-2015 годы мировым судьей не выносился, положения абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ к спорным правоотношениям не могут быть применены.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Административный истец просит восстановить срок на подачу искового заявления, поскольку указанный срок был пропущен по уважительным причинам в связи с большим объемом работы.
Однако, указанные налоговым органом причины пропуска срока не могут быть признаны судом уважительными, поскольку не являются исключительными, объективно препятствующими своевременному обращению в суд с иском, учитывая, что административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, осуществляет возложенные на него обязанности по контролю и надзору в области налогов и сборов, в том числе, по их взысканию в принудительном порядке, что предполагает осведомленность инспекции о правилах обращения в суд с исками о взыскании обязательных платежей и санкций.
При таком положении, административным истцом утрачено право на принудительное взыскание с Фролова В.В. задолженности по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу в связи с чем, административный иск удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.292, 293, 294, 290, 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска МИФНС России №7 по Смоленской области к Фролову Виталию Владимировичу о взыскании пени по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии настоящего решения.
Судья В.В. Манаков
Ленинский районный суд г. Смоленска
УИД: 67RS0002-01-2020-002193-48
Подлинный документ подшит в материалы дела № 2а-2465/2020