Производство № 2-6970/2021
УИД 28RS0004-01-2021-008434-58
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Благовещенск 16 сентября 2021 года
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Возыка О.В.,
при секретаре Кудиновой А.В.,
с участием представителя истцов Рязановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Смольникова Сергея Андреевича, Смольниковой Антонины Васильевны к администрации г. Благовещенска о признании решения об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения незаконным, сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в Благовещенский городской суд с исковым заявлением к администрации г. Благовещенска, в обоснование указав, что квартира, расположенная по адресу: ***, является общей совместной собственностью Смольникова Сергея Андреевича и его жены Смольниковой Антонины Васильевны.
В данном жилом помещении истцами была выполнена перепланировка и переустройство, выразившееся в следующем: демонтирована перегородка из бетона, толщиной 80 мм, между жилой комнатой и кладовой, частично демонтирована перегородка из бетона толщиной 80 мм между коридором и жилой комнатой, санузлом и коридором, кухней и жилой комнатой, кухней и коридором; демонтирован шкаф из ДСП в жилой комнате; возведены новые перегородки из ГКЛ и ГВЛВ толщиной 100 мм между коридором и санузлом, санузлом и кухней, площадь санузла увеличена за счет коридора, пробит дверной проем в бетонной перегородке толщиной 800 мм между санузлом и коридором; между смежно расположенными жилыми комнатами; зашиты дверные проемы в бетонной перегородке листами из ГКЛ-ГВЛВ между санузлом и кухней, между жилыми комнатами; произведен демонтаж раковины в санузле, произведен поворот полотенцесушителя на 18 градусов, в кухне произведен поворот кухонной мойки на 90 градусов.
С целью согласования произведенных в квартире переустройства и перепланировки, истцами в адрес администрации было направлено соответствующее заявление, однако решением администрации г. Благовещенска № 125 от 23 июня 2021 года в подобном согласовании отказано.
Данный отказ истцы считают незаконным, поскольку произведенные перепланировка, переустройство не снижают несущей способности строительных конструкций существующего здания и обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта.
На основании изложенного, истцы просят суд признать незаконным решение администрации г. Благовещенска Амурской области № 125 от 23.06.2021 об отказе в согласовании перепланировки, переустройства жилого помещения ***; сохранить в перепланированном, переустроенном виде ***, расположенную по адресу: ***.
В судебное заседание не явились истцы, обеспечившие явку своего представителя, представитель администрации г. Благовещенска, ходатайствовавший о рассмотрении дела в его отсутствие, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
В судебном заседании представитель истцов на иске настаивал, приведя доводы, аналогичные доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика в представленном письменном отзыве с иском не согласился, в обоснование возражений указав, что согласование органом местного самоуправления самовольных переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме действующим законодательством не предусмотрено.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что в собственности истцов находится жилое помещение – ***, расположенная по адресу: ***.
В указанном жилом помещения истцами произведены перепланировка и переустройство, выразившееся в следующем: демонтирована перегородка из бетона, толщ. 80 мм между жилой комнатой и кладовой; частично демонтирована перегородка из бетона толщ. 80мм между коридором и жилой комнатой, санузлом и коридором, кухней и жилой комнатой, кухней и коридором; демонтирован шкаф из ДСП в жилой комнате; возведены новые перегородки из ГКЛ и ГВЛВ толщ. 100 мм между коридором и санузлом, санузлом и кухней, площадь санузла увеличена за счет коридора; пробит дверной проем в бетонной перегородке толщ. 80мм между санузлом и коридором; между смежно расположенными жилыми комнатам; зашиты дверные проемы в бетонной перегородке листами из ГКЛ-ГВЛВ между санузлом и кухней; между жилыми комнатами; произведен демонтаж раковины в санузле; произведен поворот полотенцесушителя на 180 градусов; в кухне произведен поворот кухонной мойки на 90 градусов; установлен шкаф-купе из МДФ в жилой комнате.
Данная перепланировка и переустройство, требующая внесения изменений в технический паспорт на жилое помещение в связи с изменением конфигурации помещения, и произведенная без согласования с органом местного самоуправления, являются в силу статьи 29 части 1 Жилищного кодекса Российской Федерации самовольной.
Истцы обратились в администрацию г. Благовещенска с заявлением о согласовании перепланировки и переустройства ***, расположенной по адресу: ***.
Решением администрации г. Благовещенска № 125 от 23 июня 2021 года в согласовании переустройства и перепланировки ***, расположенной по адресу: ***, собственникам указанного жилого помещения, было отказано, в связи с тем, что согласование органом местного самоуправления самовольных переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме действующим законодательством не предусмотрено.
При этом было разъяснено, что собственники жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязаны привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. В этих целях в соответствии с п. 3 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации истцам был установлен срок – 9 месяцев со дня получения данного уведомления, в течение которого они обязаны привести жилое помещение, расположенное по адресу: ***, в состояние, отраженное в проекте перепланировки «до перепланировки», о чем информировать администрацию г. Благовещенска и представить подтверждающие документы (технический паспорт).
В соответствии с частью 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации, переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
По смыслу с ч.ч. 1, 2 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии согласования, являются самовольными.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
В соответствие с. частью 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
На основании изложенного, учитывая положения пункта 7 части 1 статьи 14, статьи 26-28 Жилищного кодекса Российской Федерации о том, что согласование переустройства и перепланировки жилых помещений относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений, положения части 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации о возможности сохранения жилого помещения в перепланированном переустроенном состоянии в судебном порядке, которые не содержат запрета и не исключают указанные полномочия органа местного самоуправления по согласованию перепланировки и переустройства, а также основания к отказу в согласовании перепланировки и переустройства, изложенные в статье 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что администрацией г. Благовещенска неправомерно отказано истцам в согласовании перепланировки и переустройства в связи с подачей документов в ненадлежащий орган, поскольку администрация г. Благовещенска является органом, полномочным на согласование перепланировки и переустройства.
В соответствие с частью 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
При этом правила статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации о возможности сохранения спорного жилого помещения в переустроенном и перепланированном состоянии по решению суда, в их системном толковании с другими нормами ЖК РФ, по мнению суда, не освобождают истцов от обязанности представления предусмотренных законом документов, необходимых для проведения перепланировки, равно как и от получения необходимых согласований и разрешений в целях предотвращения нарушения прав и законных интересов граждан, а также обеспечения отсутствия угрозы их жизни и здоровью.
Постановлением мэра г. Благовещенска № 644 от 04.09.2009 года, в соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях упорядочения рассмотрения вопросов, связанных с переводом жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, а также переустройством и перепланировкой жилых помещений, утверждено Положение по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые.
В силу п. 1.2. указанного положения - подготовка проектной документации осуществляется физическими или юридическими лицами, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, осуществляющим архитектурно-строительное проектирование (лица, осуществляющие подготовку проекта) с обязательным ведением авторского надзора.
Согласно п. 1.3 постановления мэра г. Благовещенска от 04 сентября 2009 г. № 644 «Об утверждении положения по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые» проектная документация должна соответствовать требованиям пожарных, санитарно-гигиенических норм, экологических и иных установленных законодательством требований, в том числе требований к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.
Проектная документация по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подлежит согласованию лицом, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома (п. 2.1 постановления Мэра №644 от 04.09.2009 г.).
Как усматривается из материалов дела и было установлено судом, решением администрации г. Благовещенска истцам в согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения было отказано по мотивам отсутствия у администрации полномочий на согласование перепланировки и переустройства.
Между тем, из проекта, представленного истцами, усматривается, что перепланировка и переустройство были произведены внутри ***, общее имущество собственников дома не уменьшено, несущие конструкции дома не затронуты. Технические решения по перепланировке соответствуют требованиям пожарных, санитарно-гигиенических, экологических и иных норм, действующих на территории Российской Федерации, и обеспечивающих безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных проектом мероприятий. Проектная документация согласована с лицом, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома, в котором проживают истцы.
Безопасность произведенных перепланировки и переустройства подтверждается техническим заключением ООО «Амургражданпроект», согласно которому, перепланировка и переустройство не снижают несущей способности строительных конструкций существующего здания и обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта. Объективных причин, препятствующих дальнейшей эксплуатации обследованной *** в панельном здании по назначению не установлено.
Согласно проекту перепланировки и переустройства ***, расположенной по адресу: ***, произведенная истцами перепланировка и переустройство согласованы с ООО «Амурблагуправление», о чем имеется отметка, содержащая сведения о таком согласовании.
Согласно части 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае: непредставления определенных частью 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации документов; представления документов в ненадлежащий орган; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность. Частью 4 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 2 квартал 2006 года, положения ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26 - 28 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии. Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
Доказательств, подтверждающих, что произведенные перепланировка и переустройство квартиры нарушает права и интересы других лиц, либо представляет угрозу жизни или здоровью людей, в материалах дела не имеется.
Оценив характер произведенных истцами работ и представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что перепланировка и переустройство ***, расположенной по адресу: ***, не снижают несущей способности здания в целом, не нарушают права и законные интересы других граждан, не создают угрозу их жизни или здоровью, выполнены в переделах изначальной площади квартиры, не оказывают влияния на несущую способность конструкции и прочность здания, не повлекли изменения конструктивных элементов здания, не повлияли на его архитектурный облик и не требуют корректировки технического паспорта всего здания.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что истцами были получены и представлены суду все документы и согласования, необходимые для проведения перепланировки и переустройства указанного жилого помещения.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что исковые требования истцов являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение администрации города Благовещенска № 125 от 23 июня 2021 года об отказе Смольниковой Антонине Васильевне, Смольникову Сергею Андреевичу в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: ***.
Сохранить жилое помещение - *** - в перепланированном и переустроенном состоянии.
Данное решение является основанием для внесения органами, осуществляющими технический учет недвижимого имущества, изменений в техническую документацию на жилое помещение - ***.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья О.В. Возыка
Решение в окончательной форме составлено 17 сентября 2021 года.