Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1076/2021 (2а-6132/2020;) ~ М-4990/2020 от 30.11.2020

ДЕЛО № 2а-1076/2021

УИД: 36RS0002-01-2020-006703-97

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 февраля 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Оробинской О.В.,

при секретаре Асановой Р.Ю.,

с участием представителя административных истцов Ивановой Л.Е., Иванова И.И. по доверенности Старикова А.А.,

представителя административного ответчика Кретовой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Ивановой Л.Е., Иванова И.И. к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным действий по возврату заявления и отказу в представлении в безвозмездно общедолевую собственность земельного участка, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление,

у с т а н о в и л:

Иванова Л.Е. и Иванов И.И. обратились в суд с административным иском к ДИЗО Воронежской области и с учетом принятых судом уточнений просят признать незаконными действия административного ответчика по возврату заявления Ивановой Л.Е., Иванова И.И. от 03.09.2020 вх.№ 52-17г-10722з о предоставлении безвозмездно в общую долевую собственность Ивановой Л.Е., Иванову И.И. земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> и отказу в предоставлении безвозмездно в общую долевую собственность Ивановой Л.Е., Иванову И.И. земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, выраженному в письме ДИЗО Воронежской области от 11.09.2020 № 52-17-12405з; обязать ДИЗО Воронежской области рассмотреть повторно заявление Ивановой Л.Е., Иванова И.И. от 03.09.2020 вх.№ 52-17г-10722з о предоставлении безвозмездно в общую долевую собственность Ивановой Л.Е., Иванову И.И. земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>.

Требования мотивированы тем, что административным истцам в общей долевой собственности (по 1/2 доли) по вышеуказанному адресу принадлежит жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Данный жилой дом расположен на земельном участке общей площадью <данные изъяты>. В соответствии с п. 7 ст. 39.5, 39.20 ЗК РФ, ст. 12, п. 14 ч. 1 ст. 13 Закона Воронежской области от 13.08.2008 № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», законом Воронежской области от 30.04.2014 № 217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области» административные истцы 03.09.2020 обратились в ДИЗО Воронежской области с заявлением о передаче земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> в собственность бесплатно. В заявлении было указано, что испрашиваемый земельный участок фактически занят названным индивидуальным жилым домом в стадии разрушения.

11.09.2020 письмом № 52-17-12405з ДИЗО Воронежской области возвратил заявление и фактически отказал в передаче в собственность земельного участка в связи с отсутствием в заявлении цели использования земельного участка, отсутствием технического паспорта домовладения, отсутствием правоустанавливающих документов на объекты.

В силу вышеуказанных положений Земельного кодекса РФ, п. 1 ст. 235 ГК РФ считают отказ незаконным, поскольку жилой дом в стадии разрушения на испрашиваемом земельном участке принадлежит административным истцам на праве общей долевой собственности на основании решения суда, его техническое состояние не является определяющим при реализации собственниками объекта недвижимости своего права на приобретение в собственность земельного участка, расположенного под ним. Факт нахождения на земельном участке жилого дома в стадии разрушения подтвержден приложенным к заявлению заключением специалиста № 2/36 от 14.01.2019, решением суда № 2а-983/2019 (№33а-3940), при этом ст. 39.16 ЗК РФ не содержит такого основания отказа, как отсутствие на испрашиваемом земельном участке жилого дома, пригодного для постоянного проживания граждан, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Согласно сведениям ЕГРН данный земельный участок имеет вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». При обращении к ответчику в своем заявлении административные истцы указали, что испрашиваемый земельный участок фактически занят индивидуальным жилым домом, что не предполагает иного целевого использования. Таким образом, иные цели использования земельного участка без внесения изменений в ЕГРН в части изменения вида разрешенного использования невозможны.

Требование административного ответчика о необходимости предоставления технического паспорта домовладения является безосновательным, поскольку этот документ не подтверждает право на приобретение земельного участка, выписка из ЕГРН запрашивается самим административным ответчиком по средствам межведомственного информационного взаимодействия.

Отказ Департамента в предоставлении земельного участка в собственность лишает права административных истцов восстановить принадлежащий им на праве собственности жилой дом (л.д. 6-15, 114-115).

Определением судьи от 21.12.2020 в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Воронежской области (л.д. 4).

Судебное заседание было назначено на 21.01.2021, 14.30 час., затем объявлен перерыв до 19.02.2021, 10.00 час.

Административные истцы Иванова Л.Е., Иванов И.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 76, 77).

Представитель административных истцов по доверенности Стариков А.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, поддержал письменные пояснения (л.д. 105-113).

Представитель административного ответчика ДИЗО Воронежской области по доверенности Кретова А.Г. в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, поддержала письменные возражения на иск (л.д. 97-101).

Заинтересованное лицо Управление Росреестра по Воронежской области своего представителя в судебное заседание не направило, о дне слушания дела извещены надлежащим образом (л.д. 74).

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно закону Воронежской области от 30.04.2014 № 217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области», Положению о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области к основным функциям и услугам Департамента отнесено принятие решений о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, в постоянное (бессрочное) пользование; распоряжение земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование предусмотрен ст. 39.14 Земельного кодекса РФ.

В силу ст. 39.17 Земельного кодекса РФ представление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется на основании заявления, в котором указываются фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

цель использования земельного участка;

реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом; реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Законом Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», постановлением правительства Воронежской области от 29.10.2010 № 916 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов по предоставлению государственных услуг исполнительными органами государственной власти Воронежской области», постановлением правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365 «Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области» Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской обл. от 03.04.2019 № 771 утвержден Административный регламент департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по предоставлению государственной услуги «Принятие решений о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам или юридическим лицам в собственность бесплатно» (далее Административный регламент).

Согласно пункту 2.6.1 Административного регламента в заявлении о предоставлении государственной услуги указываются:

1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем;

4) кадастровый номер земельного участка;

5) цель использования земельного участка;

6) основание предоставления земельного участка в собственность бесплатно из числа предусмотренных статьей 39.5 (за исключением подпункта 6) Земельного кодекса Российской Федерации;

7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;

8) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен изымаемого земельного участка;

9) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;

10) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения.

Пунктом 2.3.2 Административного регламента предусмотрено, что процедура предоставления государственной услуги завершается путем:

а) направления (выдачи) заявителю приказа Департамента о предоставлении земельного участка;

б) направления заявителю письменного уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги.

В силу пункта 2.4.4 Административного регламента Департамент возвращает заявление заявителю в течение 10 календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка, если оно не соответствует требованиям, определенным в приложении 3 Административного регламента, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные настоящим Административным регламентом (приложение 5 Административного регламента), с указанием причин возврата заявления о предоставлении земельного участка.

Судом установлено, что 03.09.2020 (ФИО)2, (ФИО)3 И.И. обратились в ДИЗО Воронежской области с заявлением зарегистрированным за № 52-17г-10722з, в котором просили передать в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>. В заявлении административные истцы также указали, что испрашиваемый земельный участок фактически занят индивидуальным жилым домом в стадии разрушения (<данные изъяты>), принадлежащим им на праве общей долевой собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимость сделана запись регистрации: Иванова Л.Е., доля в праве 1/2, запись регистрации (№) от 13.12.2017; Иванов И.И., доля в праве 1/2, запись регистрации (№) от 13.12.2017. К заявлению были приложены копии паспортов заявителей, копии выписок о зарегистрированных правах на жилой дом, копия строительно-технического исследования (заключение специалиста № 2/36 от 14.01.2019), сообщение заявителей о том, что на испрашиваемом земельном участке находится индивидуальный жилой дом в стадии разрушения (<данные изъяты>), принадлежащий им на праве общедолевой собственности (л.д. 26-27).

Вопреки доводам административных истцов, Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области не было отказано в предоставлении земельного участка, как того требует процедура, установленная в пункте 2.3 вышеназванного Административного регламента. Письмом от 11.09.2020 № 52-17-12405з заявление было возвращено заявителям в соответствии с пунктом 3 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ (пункт 2.4.4 Административного регламента) (л.д. 29-30). Из данного письма следует, что основанием возврата явилось неуказание Ивановой Л.Е., Ивановым И.И. цели использования испрашиваемого земельного участка, что не соответствовало пункту 1 ст. 39.17 Земельного кодекса, пункту 2.6.1 Административного регламента. Поскольку указание цели использования земельного участка является обязательным условием подачи заявления о предоставлении земельного участка, суд не усматривает неправомерности действий административного ответчика и неправомерности самого оспариваемого письма о возврате вышеуказанного заявления Ивановым.

Также суд считает необходимым указать, что учитывая обстоятельства того, что расположенный на испрашиваемом земельном участке жилой дом находится в стадии разрушения (что на оспаривается сторонами), с очевидностью не следует, для какой цели заявителями предполагается использовать земельный участок. Поскольку административный орган рассматривает заявление по факту обращения, в том числе с обязательным указанием цели использования земельного участка, Департамент не обязан самостоятельно делать выводы о целевых намерениях заявителей в использовании испрашиваемого земельного участка.

Кроме того, Ивановы в своем заявлении о передаче им в собственность земельного участка в качестве оснований ссылались на ст. 39.20 ЗК РФ, п. 14 ч. 1 ст. 13 закона Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ, предусматривающих право на приобретение земельных участков в собственность гражданами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (имеющими в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них индивидуальными жилыми домами, приобретенными ими в собственность в результате сделок и (или) в порядке наследования, а также на основании вступившего в законную силу решения суда).

При этом по смыслу указанных правовых положений Земельного кодекса Российской Федерации приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам, имеет целью обеспечение возможности эксплуатации таких объектов недвижимости.

Собственник здания, строения, сооружения вправе испрашивать в собственность земельный участок с целью эксплуатации таких объектов. Обязанность подтверждения на испрашиваемом участке объекта капитального строительства - жилого дома, в данном случае возлагается на заявителей.

В дополнении к основанию возврата заявления Ивановой Л.Е., Иванова И.И. ДИЗО Воронежской области разъяснил положения ст.ст. 15, 16 Жилищного кодекса РФ в совокупности с положениями ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, сославшись на непредоставление технического паспорта домовладение, правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, расположенных на указанном участке, что в силу отраженных в заявлении обстоятельств о фактическом разрушении объекта недвижимости, не противоречило требованиям ст. 39.20 Земельного кодекса РФ.

Помимо этого, суд считает, что нахождение объекта недвижимого имущества в разрушенном состоянии означает, что его собственник в силу прямого указания закона сохраняет за собой в целях восстановления разрушенного объекта ранее предоставленный правовой титул на землю, на котором расположен указанный объект. После восстановления разрушенного объекта недвижимого имущества собственник может воспользоваться исключительным правом, предусмотренным пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации. Отсутствие в собственности земельного участка под разрушенным объектом не ограничивает прав этого собственника как субъекта гражданского оборота. В связи с чем доводы административного иска о том, что отказ Департамента в предоставлении земельного участка в собственность лишает права административных истцов восстановить принадлежащий им на праве собственности жилой дом, являются несостоятельными.

В силу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, а именно то, что заявление о передаче в собственность земельного участка было возвращено ДИЗО Воронежской области заявителям Ивановым в силу имеющихся в нем недостатков, фактический отказ предоставлении испрашиваемого земельного участка не имел место, суд не усматривает нарушение прав административных истцов.

Принимая во внимание изложенное, суд отказывает в удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований Ивановой Л.Е., Иванова И.И. к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным действий по возврату письмом от 11.09.2020 № 52-17-12405з Ивановой Л.Е. и Иванову И.И. заявления о предоставлении безвозмездно общедолевую собственность земельного участка и отказу в предоставлении безвозмездно в общую долевую собственность Ивановой Л.Е., Иванову И.И. земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление от 03.09.2020 вх№ 52-17г-10722з - отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: О.В. Оробинская

Решение в окончательной форме изготовлено 09.03.2021.

ДЕЛО № 2а-1076/2021

УИД: 36RS0002-01-2020-006703-97

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 февраля 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Оробинской О.В.,

при секретаре Асановой Р.Ю.,

с участием представителя административных истцов Ивановой Л.Е., Иванова И.И. по доверенности Старикова А.А.,

представителя административного ответчика Кретовой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Ивановой Л.Е., Иванова И.И. к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным действий по возврату заявления и отказу в представлении в безвозмездно общедолевую собственность земельного участка, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление,

у с т а н о в и л:

Иванова Л.Е. и Иванов И.И. обратились в суд с административным иском к ДИЗО Воронежской области и с учетом принятых судом уточнений просят признать незаконными действия административного ответчика по возврату заявления Ивановой Л.Е., Иванова И.И. от 03.09.2020 вх.№ 52-17г-10722з о предоставлении безвозмездно в общую долевую собственность Ивановой Л.Е., Иванову И.И. земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> и отказу в предоставлении безвозмездно в общую долевую собственность Ивановой Л.Е., Иванову И.И. земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, выраженному в письме ДИЗО Воронежской области от 11.09.2020 № 52-17-12405з; обязать ДИЗО Воронежской области рассмотреть повторно заявление Ивановой Л.Е., Иванова И.И. от 03.09.2020 вх.№ 52-17г-10722з о предоставлении безвозмездно в общую долевую собственность Ивановой Л.Е., Иванову И.И. земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>.

Требования мотивированы тем, что административным истцам в общей долевой собственности (по 1/2 доли) по вышеуказанному адресу принадлежит жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Данный жилой дом расположен на земельном участке общей площадью <данные изъяты>. В соответствии с п. 7 ст. 39.5, 39.20 ЗК РФ, ст. 12, п. 14 ч. 1 ст. 13 Закона Воронежской области от 13.08.2008 № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», законом Воронежской области от 30.04.2014 № 217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области» административные истцы 03.09.2020 обратились в ДИЗО Воронежской области с заявлением о передаче земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> в собственность бесплатно. В заявлении было указано, что испрашиваемый земельный участок фактически занят названным индивидуальным жилым домом в стадии разрушения.

11.09.2020 письмом № 52-17-12405з ДИЗО Воронежской области возвратил заявление и фактически отказал в передаче в собственность земельного участка в связи с отсутствием в заявлении цели использования земельного участка, отсутствием технического паспорта домовладения, отсутствием правоустанавливающих документов на объекты.

В силу вышеуказанных положений Земельного кодекса РФ, п. 1 ст. 235 ГК РФ считают отказ незаконным, поскольку жилой дом в стадии разрушения на испрашиваемом земельном участке принадлежит административным истцам на праве общей долевой собственности на основании решения суда, его техническое состояние не является определяющим при реализации собственниками объекта недвижимости своего права на приобретение в собственность земельного участка, расположенного под ним. Факт нахождения на земельном участке жилого дома в стадии разрушения подтвержден приложенным к заявлению заключением специалиста № 2/36 от 14.01.2019, решением суда № 2а-983/2019 (№33а-3940), при этом ст. 39.16 ЗК РФ не содержит такого основания отказа, как отсутствие на испрашиваемом земельном участке жилого дома, пригодного для постоянного проживания граждан, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Согласно сведениям ЕГРН данный земельный участок имеет вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». При обращении к ответчику в своем заявлении административные истцы указали, что испрашиваемый земельный участок фактически занят индивидуальным жилым домом, что не предполагает иного целевого использования. Таким образом, иные цели использования земельного участка без внесения изменений в ЕГРН в части изменения вида разрешенного использования невозможны.

Требование административного ответчика о необходимости предоставления технического паспорта домовладения является безосновательным, поскольку этот документ не подтверждает право на приобретение земельного участка, выписка из ЕГРН запрашивается самим административным ответчиком по средствам межведомственного информационного взаимодействия.

Отказ Департамента в предоставлении земельного участка в собственность лишает права административных истцов восстановить принадлежащий им на праве собственности жилой дом (л.д. 6-15, 114-115).

Определением судьи от 21.12.2020 в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Воронежской области (л.д. 4).

Судебное заседание было назначено на 21.01.2021, 14.30 час., затем объявлен перерыв до 19.02.2021, 10.00 час.

Административные истцы Иванова Л.Е., Иванов И.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 76, 77).

Представитель административных истцов по доверенности Стариков А.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, поддержал письменные пояснения (л.д. 105-113).

Представитель административного ответчика ДИЗО Воронежской области по доверенности Кретова А.Г. в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, поддержала письменные возражения на иск (л.д. 97-101).

Заинтересованное лицо Управление Росреестра по Воронежской области своего представителя в судебное заседание не направило, о дне слушания дела извещены надлежащим образом (л.д. 74).

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно закону Воронежской области от 30.04.2014 № 217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области», Положению о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области к основным функциям и услугам Департамента отнесено принятие решений о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, в постоянное (бессрочное) пользование; распоряжение земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование предусмотрен ст. 39.14 Земельного кодекса РФ.

В силу ст. 39.17 Земельного кодекса РФ представление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется на основании заявления, в котором указываются фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

цель использования земельного участка;

реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом; реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Законом Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», постановлением правительства Воронежской области от 29.10.2010 № 916 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов по предоставлению государственных услуг исполнительными органами государственной власти Воронежской области», постановлением правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365 «Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области» Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской обл. от 03.04.2019 № 771 утвержден Административный регламент департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по предоставлению государственной услуги «Принятие решений о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам или юридическим лицам в собственность бесплатно» (далее Административный регламент).

Согласно пункту 2.6.1 Административного регламента в заявлении о предоставлении государственной услуги указываются:

1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем;

4) кадастровый номер земельного участка;

5) цель использования земельного участка;

6) основание предоставления земельного участка в собственность бесплатно из числа предусмотренных статьей 39.5 (за исключением подпункта 6) Земельного кодекса Российской Федерации;

7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;

8) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен изымаемого земельного участка;

9) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;

10) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения.

Пунктом 2.3.2 Административного регламента предусмотрено, что процедура предоставления государственной услуги завершается путем:

а) направления (выдачи) заявителю приказа Департамента о предоставлении земельного участка;

б) направления заявителю письменного уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги.

В силу пункта 2.4.4 Административного регламента Департамент возвращает заявление заявителю в течение 10 календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка, если оно не соответствует требованиям, определенным в приложении 3 Административного регламента, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные настоящим Административным регламентом (приложение 5 Административного регламента), с указанием причин возврата заявления о предоставлении земельного участка.

Судом установлено, что 03.09.2020 (ФИО)2, (ФИО)3 И.И. обратились в ДИЗО Воронежской области с заявлением зарегистрированным за № 52-17г-10722з, в котором просили передать в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>. В заявлении административные истцы также указали, что испрашиваемый земельный участок фактически занят индивидуальным жилым домом в стадии разрушения (<данные изъяты>), принадлежащим им на праве общей долевой собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимость сделана запись регистрации: Иванова Л.Е., доля в праве 1/2, запись регистрации (№) от 13.12.2017; Иванов И.И., доля в праве 1/2, запись регистрации (№) от 13.12.2017. К заявлению были приложены копии паспортов заявителей, копии выписок о зарегистрированных правах на жилой дом, копия строительно-технического исследования (заключение специалиста № 2/36 от 14.01.2019), сообщение заявителей о том, что на испрашиваемом земельном участке находится индивидуальный жилой дом в стадии разрушения (<данные изъяты>), принадлежащий им на праве общедолевой собственности (л.д. 26-27).

Вопреки доводам административных истцов, Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области не было отказано в предоставлении земельного участка, как того требует процедура, установленная в пункте 2.3 вышеназванного Административного регламента. Письмом от 11.09.2020 № 52-17-12405з заявление было возвращено заявителям в соответствии с пунктом 3 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ (пункт 2.4.4 Административного регламента) (л.д. 29-30). Из данного письма следует, что основанием возврата явилось неуказание Ивановой Л.Е., Ивановым И.И. цели использования испрашиваемого земельного участка, что не соответствовало пункту 1 ст. 39.17 Земельного кодекса, пункту 2.6.1 Административного регламента. Поскольку указание цели использования земельного участка является обязательным условием подачи заявления о предоставлении земельного участка, суд не усматривает неправомерности действий административного ответчика и неправомерности самого оспариваемого письма о возврате вышеуказанного заявления Ивановым.

Также суд считает необходимым указать, что учитывая обстоятельства того, что расположенный на испрашиваемом земельном участке жилой дом находится в стадии разрушения (что на оспаривается сторонами), с очевидностью не следует, для какой цели заявителями предполагается использовать земельный участок. Поскольку административный орган рассматривает заявление по факту обращения, в том числе с обязательным указанием цели использования земельного участка, Департамент не обязан самостоятельно делать выводы о целевых намерениях заявителей в использовании испрашиваемого земельного участка.

Кроме того, Ивановы в своем заявлении о передаче им в собственность земельного участка в качестве оснований ссылались на ст. 39.20 ЗК РФ, п. 14 ч. 1 ст. 13 закона Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ, предусматривающих право на приобретение земельных участков в собственность гражданами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (имеющими в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них индивидуальными жилыми домами, приобретенными ими в собственность в результате сделок и (или) в порядке наследования, а также на основании вступившего в законную силу решения суда).

При этом по смыслу указанных правовых положений Земельного кодекса Российской Федерации приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам, имеет целью обеспечение возможности эксплуатации таких объектов недвижимости.

Собственник здания, строения, сооружения вправе испрашивать в собственность земельный участок с целью эксплуатации таких объектов. Обязанность подтверждения на испрашиваемом участке объекта капитального строительства - жилого дома, в данном случае возлагается на заявителей.

В дополнении к основанию возврата заявления Ивановой Л.Е., Иванова И.И. ДИЗО Воронежской области разъяснил положения ст.ст. 15, 16 Жилищного кодекса РФ в совокупности с положениями ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, сославшись на непредоставление технического паспорта домовладение, правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, расположенных на указанном участке, что в силу отраженных в заявлении обстоятельств о фактическом разрушении объекта недвижимости, не противоречило требованиям ст. 39.20 Земельного кодекса РФ.

Помимо этого, суд считает, что нахождение объекта недвижимого имущества в разрушенном состоянии означает, что его собственник в силу прямого указания закона сохраняет за собой в целях восстановления разрушенного объекта ранее предоставленный правовой титул на землю, на котором расположен указанный объект. После восстановления разрушенного объекта недвижимого имущества собственник может воспользоваться исключительным правом, предусмотренным пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации. Отсутствие в собственности земельного участка под разрушенным объектом не ограничивает прав этого собственника как субъекта гражданского оборота. В связи с чем доводы административного иска о том, что отказ Департамента в предоставлении земельного участка в собственность лишает права административных истцов восстановить принадлежащий им на праве собственности жилой дом, являются несостоятельными.

В силу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, а именно то, что заявление о передаче в собственность земельного участка было возвращено ДИЗО Воронежской области заявителям Ивановым в силу имеющихся в нем недостатков, фактический отказ предоставлении испрашиваемого земельного участка не имел место, суд не усматривает нарушение прав административных истцов.

Принимая во внимание изложенное, суд отказывает в удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований Ивановой Л.Е., Иванова И.И. к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным действий по возврату письмом от 11.09.2020 № 52-17-12405з Ивановой Л.Е. и Иванову И.И. заявления о предоставлении безвозмездно общедолевую собственность земельного участка и отказу в предоставлении безвозмездно в общую долевую собственность Ивановой Л.Е., Иванову И.И. земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление от 03.09.2020 вх№ 52-17г-10722з - отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: О.В. Оробинская

Решение в окончательной форме изготовлено 09.03.2021.

1версия для печати

2а-1076/2021 (2а-6132/2020;) ~ М-4990/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Иванова Любовь Егоровна
Иванов Иван Иванович
Ответчики
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области
Другие
Управление Росреестра по Воронежской области
Стариков Александр Александрович
Кретова А.Г.
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронежа
Судья
Оробинская Ольга Валентиновна
Дело на странице суда
kominternovsky--vrn.sudrf.ru
30.11.2020Регистрация административного искового заявления
01.12.2020Передача материалов судье
01.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
01.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2020Подготовка дела (собеседование)
21.12.2020Рассмотрение дела начато с начала
21.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2021Судебное заседание
21.01.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
19.02.2021Судебное заседание
09.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее