Дело № 2а-4761/2021
73RS0002-01-2021-011871-77
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Ульяновск 15 декабря 2021 года
Засвияжский районный суд г.Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Саенко Е.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Долотцевой Г.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска к Краснощекову Александру Владимировичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г.Ульяновска обратилась в суд с административным исковым заявлением к Краснощекову А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций, указав, что административный ответчик (№) как физическое лицо стоит на налоговом учете в данном налоговом органе.
Согласно ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Данный налогоплательщик имеет в собственности транспортное средство - мотоцикл марки УРАЛИмз 8.103.10 с государственным регистрационным знаком №, и является плательщиком транспортного налога с физических лиц, в связи с чем обязан уплачивать установленные налоги в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ). Сумма исчисленного налога по данному транспортному средству составила: за 2016 г. - 570 руб., за 2017 г. - 570 руб., за 2018 г. - 1 140 руб. В соответствии со ст.75 НК РФ за просрочку исполнения обязанности по уплате налога начислены пени в размере 247 руб. 64 коп. В настоящее время сумма задолженности составляет: транспортный налог - 2 280 руб., пени на транспортный налог - 247 руб. 64 коп. (126,58+74,71+46,45). Налоговый орган направлял Краснощекову А.В. через личный кабинет налогоплательщика налоговые уведомления об уплате налога № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, выставлял требования об уплате налога: № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, однако задолженность до настоящего времени не уплачена. Судебный приказ от 09.06.2021 был отменен определением мирового суда судебного участка №6 Засвияжского судебного района г.Ульяновска от 08.07.2021.
Просили взыскать с Краснощекова А.В. в пользу Инспекции ФНС по Засвияжскому району г.Ульяновска задолженность в сумме 2 527 руб. 64 коп.: транспортный налог - 2 280 руб., пени на транспортный налог - 247 руб. 64 коп.
Представитель административного истца Наумова И.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела судом извещалась надлежащим образом. В письменном заявлении просила рассмотреть дело без ее участия.
Административный ответчик Краснощеков А.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела судом извещался надлежащим образом. В письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве на административное исковое заявление просил прекратить производство по делу по причине отсутствия у него объекта налогообложения. Указал, что 02.07.1992 на его имя было зарегистрировано транспортное средство, в результате чего в соответствии со ст.357 НК РФ у него возникла обязанность по уплате транспортного налога. Исходя из данной нормы, основанием для начисления транспортного налога является наличие транспортного средства, основанием для уплаты транспортного налога является регистрация транспортного средства в ГИБДД по месту проживания владельца. Налоговым периодом по уплате транспортного налога является календарный год. Следовательно, условия для начисления и уплаты транспортного налога должны быть соблюдены на начало каждого налогового периода. 28.10.1998 транспортное средство было продано по доверенности, вместе с ним новому владельцу были переданы технический паспорт на транспортное средство и акт технического осмотра транспортного средства для снятия с регистрационного учета. Отсутствие объекта налогообложения делает невозможным исчисление транспортного налога, из чего следует, что с 28.10.1998 у него отсутствует обязательство по уплате «0»-го налога до снятия транспортного средства с регистрационного учета. Снять с регистрационного учета транспортное средство самостоятельно у него не имеется возможности по причине отсутствия документов и самого транспортного средства. Об отсутствии у него объекта налогообложения он неоднократно уведомлял истца (последний раз 28.06.2021 в возражении на судебный приказ от 09.06.2021 №2а-1387/2021). Действующим законодательством не установлены правила исчисления и уплаты налога при отсутствии объекта налогообложения у лица, на которое объект налогообложения зарегистрирован. Тем не менее, объектом налогообложения в соответствии со ст.357 НК РФ является транспортное средство, а не факт его регистрации. Из этого следует, что у лица, на чье имя зарегистрировано транспортное средство при отсутствии самого транспортного средства, при наличии обязанности по уплате налога отсутствуют основания для его исчисления. Юридические лица при таких обстоятельствах представляют в ФНС «0»-ю налоговую декларацию, физические лица от ее предоставления освобождены. Исковые требования основаны лишь на факте регистрации транспортного средства. Доказательств наличия у него транспортного средства на начало искового периода истец не предоставил. Согласно правовой позиции Минфина, изложенной в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность по уплате транспортного налога поставлена в зависимость от регистрации транспортного средства Федеральным законом №110-ФЗ от 24.07.2002. Налогоплательщиком транспортного налога транспортного средства, проданного по доверенности до официального опубликования данного Закона, является лицо, указанное в доверенности. Согласно правовой позиции ФНС, изложенной в письме №БС-4-21/21862@ от 25.10.2019, объектом налогообложения является имущество, наличие которого связывает возникновение обязанности по уплате налога. При отсутствии имущества не может существовать и права на имущество, а, следовательно, и обязанности по уплате налога.
Исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст.1 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч.ч. 1,2 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации далее по тексту - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п.1 ст.363 НК РФ уплата транспортного налога и авансовых платежей по транспортному налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п.3 ст.363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налоговая база по транспортному налогу определяется в соответствии со ст.359 НК РФ. Согласно пп.1 п.1 данной статьи, налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. В соответствии с п.2 ст.359 НК РФ в отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
Расчет суммы данного налога производится в соответствии со ст.2 Закона Ульяновской области №130-ЗО от 06.09.2007 «О транспортном налоге в Ульяновской области» и статьей 362 НК РФ, предусматривающей, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками-физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Статьей 75 НК РФ за просрочку исполнения обязанности по уплате налога определено начисление пени - установленной данной статьей денежной суммы, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 данной статьи.
Согласно п.2 ст.48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
При этом под общей суммой налога, пеней понимается сумма, указанная во всех требованиях об уплате определенного налога, по которым истек срок исполнения. Суммы различных налогов, даже если они включены в одно требование об уплате налога, суммированию не подлежат. Для разных налогов установлены различные правила, определяющие порядок и сроки их уплаты; соответственно, и право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки за счет имущества физического лица по каждому из налогов возникает самостоятельно.
Судом установлено, что административным истцом Краснощзекову А.В. были направлены: Требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженности по транспортному налогу с физических лиц и пени; Требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженности по транспортному налогу с физических лиц и пени; Требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженности по транспортному налогу с физических лиц и пени; Требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженности по транспортному налогу с физических лиц и пени; Требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) об уплате в срок до 17.11.2020 задолженности по транспортному налогу с физических лиц и пени.
09.06.2021 мировым судьей судебного участка №6 Засвияжского судебного района г.Ульяновска был вынесен судебный приказ №2а-1387?2021 о взыскании с должника Краснощекова Александра Владимировича в пользу Инспекции ФНС по Засвияжскому району г.Ульяновска недоимки по транспортному налогу с физических лиц: налога в размере 2280 руб. за 2016-2018 гг., пени в размере 247,64 руб. за период со 02.12.2017 по 25.06.20202, а всего 2527,64 руб., госпошлины в доход местного бюджета.
08.07.2021 определением мирового судьи судебного участка №6 Засвияжского судебного района г.Ульяновска по делу №2а-1387/2021 указанный судебный приказ был отменен в связи с поступлением 28.06.2021 возражений должника относительно исполнения данного судебного приказа.
Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и проанализировав доводы административного иска применительно к положениям действующего законодательства, приходит к выводу в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать по следующим основаниям.
Согласно письму № от ДД.ММ.ГГГГ начальника МРЭО УГИБДД МВД России по Ульяновской области, по данным Федеральной информационной системы ГИБДД МВД России, регистрация транспортного средства № 1991 года выпуска, шасси №, государственный регистрационный №, ранее принадлежавшего гражданину ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прекращена ДД.ММ.ГГГГ в связи с отчуждением.
Каких-либо доказательств, с достоверностью свидетельствующих о принадлежности административному ответчику Краснощекову А.В. указанного транспортного средства, административным истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 176-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска к Краснощекову Александру Владимировичу о взыскании обязательных платежей и санкций.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.Н.Саенко