№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 октября 2023 года г. Самара
Ленинский районный суд города Самара
в составе председательствующего судьи Ретиной М.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Милаховой С.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № по административному иску Хириной Ю. Н. к Правительству Самарской области, Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области о признании незаконным распоряжения об изъятии земельного участка для государственных нужд,
УСТАНОВИЛ:
Хирина Ю.Н. обратилась в суд с административным иском к Правительству Самарской области, Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области о признании незаконным распоряжения об изъятии земельного участка для государственных нужд и уведомления о принятом решении об изъятии земельного участка.
В обоснование заявленных требований указала, что ей на праве собственности принадлежал земельный участок, площадью 300 кв.м. по адресу: <адрес>, участок №, и расположенный на этом участке садовый дом площадью 14,40 кв. м.
Распоряжением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об изъятии для государственных нужд Самарской области объектов недвижимого имущества, необходимых для обеспечения эксплуатации автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Красноглинского шоссе (от моста через реку Сок до Волжского шоссе) в городском округе Самара» принадлежащие ей на праве собственности объекты недвижимого имущества подлежат изъятию для государственных нужд Самарской области.
Уведомление об изъятии имущества и копию решения она не получала.
В соответствии со ст.49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд возможно только по основаниям, установленными федеральными законами. Законом предусмотрена возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд в исключительных случаях, в том числе, для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Согласно абз. 8 ст. 2 ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Полагает, что для государственных нужд могут быть изъяты только те земельные участки, на которых будет размещена путем строительства или реконструкции автомобильная дорога в том значении, которое определено в ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Указания на обеспечение эксплуатации автомобильной дороги федеральный закон не содержит. Более того, по отношению к автомобильным дорогам понятие эксплуатация не применяется, а предусмотрено лишь содержание дороги.
Формулировка распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ, по мнению истца не соответствует закону, поскольку, позволяет изымать объекты недвижимости, не подлежащие изъятию, ввиду того, что для размещения автомобильной дороги изъятия не требуется. По распоряжению изымаются земельные участки вплоть до уреза реки Волги, что не является необходимым для размещения дороги. <адрес> вдоль участка истца в границах полосы отвода по факту уже построено, реконструкция и ремонт дороги завершены. В рамках проведённых работ установлены новые бордюры, отбойники, ограждения, обустроены тротуары и пешеходные дорожки, установлены столбы электроосвещения, соответственно в настоящее время возможно реконструировать лишь придорожную полосу, ширина которой в населённых пунктах определяется с учетом существующей застройки.
Таким образом, по мнению административного истца, Распоряжение Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об изъятии для государственных нужд Самарской области объектов недвижимого имущества, необходимых для обеспечения эксплуатации автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Красноглинского шоссе (от моста через реку Сок до <адрес>) в городском округе Самара» в части объектов её недвижимости не соответствует действующему законодательству.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила признать незаконным распоряжение Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об изъятии для государственных нужд Самарской области объектов недвижимого имущества, необходимых для обеспечения эксплуатации автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Красноглинского шоссе (от моста через реку Сок до <адрес>) в городском округе Самара» в части изъятия принадлежащего ей на праве собственности земельного участка площадью <данные изъяты>м., расположенного по адресу <адрес>, участок №, и расположенного на этом участке садового дома площадью <данные изъяты>м.
Кроме того, просила восстановить срок для обжалования распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, так как не знала о том, что отсутствует необходимость в изъятии земельного участка, об этом ей стало известно только с 2023 г.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель Правительства Самарской области, Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области возражала против заявленных требований, просила отказать в их удовлетворении.
Суд, выслушав участников процесса, эксперта Беликова С.Н., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, в том числе объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Согласно абзацу 8 ст. 2 ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», дорога это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В судебном заседании установлено, что Хириной Ю.Н. на праве собственности принадлежал земельный участок для садоводства, площадью 300 кв. м по адресу: <адрес>, участок №, кадастровый №, и расположенный на этом участке садовый дом, с кадастровым номером № площадью 14,4 кв. м.
Распоряжением Правительства Самарской области №-р от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии для государственных нужд Самарской области объектов недвижимого имущества, необходимых для обеспечения эксплуатации автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Красноглинского шоссе (от моста через реку Сок до <адрес>) в г.о. Самара, принято решение изъять для государственных нужд Самарской области объекты недвижимого имущества, необходимые для обеспечения эксплуатации автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Красноглинского шоссе (от моста через реку Сок до <адрес>) в г.о. Самара, согласно приложения, в том числе и объекты принадлежащие административному истцу на праве собственности (п. 7): земельный участок площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу <адрес>, участок №, и расположенный на этом участке садовый дом площадью <данные изъяты>.
Согласно ст. 56.2 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных нужд субъекта осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Законом Самарской области от 30.09.2011 года №80-ГД «О Правительстве Самарской области», пунктом 6 статьи 86 Устава Самарской области от 18.12.2006 года №179-ГД, пунктом 1 статьи 5 Закона Самарской области от 11.03.2005 года №94-ГД «О земле» принятие решений об изъятии земельных участков относится к полномочиям Правительства Самарской области.
Данное распоряжение опубликовано в газете Волжская коммуна от 21.08.2019 года №122 (30705) и Самарской газете от 24.08.2019 года №167 (6329).
Таким образом, судом установлено, что оспариваемое решение об изъятии принято уполномоченным органом в пределах своей компетенции.
В соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об изъятии для государственных нужд Самарской области объектов недвижимого имущества, необходимых для обеспечения эксплуатации автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Красноглинское шоссе (от моста через реку Сок до <адрес>) в городском округе Самара» Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области поручено осуществить необходимые юридические действия, связанные с изъятием земельного участка, в порядке, установленном действующем законодательством, за счет средств областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренного министерству законом Самарской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Автомобильная дорога общего пользования регионального значения в Самарской области Красноглинское шоссе (от моста через реку Сок до <адрес>) включена в перечень автомобильных дорог Самарской области, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Самарской области» и в силу части 5 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является собственностью Самарской области.
Положениями ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что в случае, если указанный в статье 49 Земельного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) линейный объект расположен на земельном участке, на который у собственника такого линейного объекта или лица, которому такой линейный объект принадлежит на иных правах, отсутствуют права, и если у этих лиц право собственности или иные права на такой линейный объект возникли до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, допускается принятие решения об изъятии земельного участка, необходимого для обеспечения эксплуатации данных линейных объектов вне зависимости от наличия утвержденных документов территориального планирования и утвержденного проекта планировки территории, предусматривающих размещение данных линейных объектов.
Распоряжением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении документации по планировке территории в целях реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области, расположенной в границах городского округа Самара, <адрес> (от моста через реку Сок до <адрес>)» утверждена документация по планировке территории в целях реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области, расположенной в границах городского округа Самара, <адрес> (от моста через реку Сок до <адрес>), включающая проект планировки территории (основная часть) и проект межевания территории. Распоряжениями Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р и от ДД.ММ.ГГГГ №-р в утвержденную документацию внесены изменения.
Согласно письма от ДД.ММ.ГГГГ министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области уведомило Хирину Ю.Н. о принятом решении об изъятии и направило копию распоряжения Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р, а также проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд Самарской области.
На основании решения Красноглинского районного суда г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ по иску Министерства транспорта и автомобильный дорог Самарской области к Хириной Ю.Н. об изъятии земельного участка, у Хириной Ю.Н. для нужд Самарской области изъяты земельный участок и садовый дом по адресу: <адрес>, участок №. На основании указанного решения на указанные объекты недвижимого имущества зарегистрировано право собственности Самарской области.
По ходатайству административного истца судом была назначена судебная техническая экспертиза для определения наличия конструктивных элементов дороги на объектах недвижимости Хириной Ю.Н. и их обслуживания. Согласно заключения эксперта №/С-186 от ДД.ММ.ГГГГ в границах земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> конструктивные элементы автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Красноглинское шоссе (от моста через реку Сок до <адрес>) в г.о. Самара отсутствуют. Требования, установленные НПА РФ при производстве работ и размещении соответствующих объектов при строительстве (реконструкции, капитальном ремонте) автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Красноглинское шоссе (от моста через <адрес> до <адрес>) в г.о. Самара, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>. расположенного по адресу: <адрес> выполнены. Необходимость использования земельного участка с кадастровым номером № площадью 300 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> для эксплуатации автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Красноглинское шоссе (от моста через <адрес> до <адрес>) в г.о. Самара (для проведения мероприятий по текущему ремонту и содержанию автомобильной дороги, выполняемых в целях обеспечения её сохранности для безопасного использования автомобильной дороги по её прямому назначению) отсутствует.
Допрошенный в судебном заседании эксперт Беликов С.Н. выводы, изложенные в экспертном заключении, полностью подтвердил.
Согласно п. 12 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Состав работ по содержанию автомобильных дорог определен п. 6 приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог».
Согласно п. 6 указанного классификатора в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят, в том числе по полосе отвода, земляному полотну и системе водоотвода:
а) поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке; очистка их от мусора и посторонних предметов с вывозом и утилизацией на полигонах;
б) планировка откосов насыпей и выемок, исправление повреждений с добавлением грунта и укрепление засевом трав;
в) поддержание элементов системы водоотвода в чистоте и порядке (в том числе прочистка, профилирование, укрепление стенок и дна кюветов и водоотводных канав, устранение дефектов их укреплений, прочистка и устранение мелких повреждений ливневой канализации, дренажных устройств, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, лотков, подводящих и отводящих русел у труб и мостов);
г) устройство дренажных прорезей;
д) противопаводковые мероприятия;
е) срезка, подсыпка, планировка и уплотнение неукрепленных обочин дренирующим грунтом толщиной до 10 см; подсыпка, планировка и уплотнение щебеночных и гравийных обочин; устранение деформаций и повреждений на укрепленных обочинах;
ж) восстановление земляного полотна на участках с пучинистыми и слабыми грунтами на площади до 100 м2;
з) ликвидация съездов с автомобильных дорог (въездов на автомобильные дороги) в неустановленных местах;
и) поддержание в чистоте и порядке элементов обозначения границ полосы отвода;
к) ликвидация последствий обвалов, осыпей, оползней и селевых потоков, другие противооползневые мероприятия;
Таким образом, Классификация определяет состав работ по содержанию автомобильных дорог по полосе отвода, уполномоченным на то хозяйствующим субъектом, определенным собственником, что согласно приведенному правовому регулированию охватывается определенным периодом эксплуатации автомобильных дорог.
Согласно выводам эксперта, на момент осмотра спорного земельного участка, отсутствует необходимость его использования для эксплуатации автомобильной дороги, вместе с тем, сделанный экспертом вывод, не может распространяться на весь срок эксплуатации автомобильной дороги с учетом множества факторов, влияющих на необходимость и возможность производства конкретных видов работ по её содержанию, в тот или иной период эксплуатации.
При изложенных обстоятельствах в основу решения суда не могут быть положены основанные на его личном усмотрении выводы эксперта, сделанные на определенный момент времени.
Согласно п.15 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полосой отвода автомобильной дороги являются земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории.
В соответствии с п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно ст.42 Градостроительного кодекса РФ установление границ территорий общего пользования осуществляется при подготовке проектов планировки территории.
Границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями, которые подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Таким образом, административными ответчиками доказаны факты: нахождения спорного земельного участка в полосе отвода автомобильной дороги, а также нахождения в границах красных линий территории общего пользования согласно действующему планировки территории.
Исходя из вышеизложенного, сам по себе факт нахождения спорного участка в полосе отвода автомобильной дороги, в непосредственной близости от её проезжей части, и потенциальная возможность размещения на ней конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений, а также выполнения в её пределах ряда работ по содержанию автомобильной дороги, о чем заявлено уполномоченным органом, свидетельствует о необходимости и обоснованности такого изъятия для государственных нужд Самарской области для эксплуатации автомобильной дороги.
Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 31.12.2014 г. № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный Кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» допускается принятие решения об изъятии земельного участка, необходимого для обеспечения эксплуатации линейных объектов, указанных в ст. 49 ЗК РФ, вне зависимости от наличия утвержденных документов территориального планирования и утвержденного проекта планировки территории, предусматривающих размещение данных линейных объектов.
Согласно приведенной норме, в случае, если указанный в ст. 49 ЗК РФ линейный объект расположен на земельном участке, на который у собственника такого линейного объекта или лица, которому такой линейный объект принадлежит на иных правах, отсутствуют права, и если у этих лиц право собственности или иные права на такой линейный объект возникли до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, допускается принятие решения об изъятии земельного участка, необходимого для обеспечения эксплуатации данных линейных объектов, вне зависимости от наличия утвержденных документов территориального планирования и утвержденного проекта планировки территории, предусматривающих размещение данных линейных объектов.
В соответствии с п. 10.1 ГрК РФ линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Подобный порядок подлежит применению также и в случае изъятия земельных участков, необходимых для обеспечения эксплуатации линейных объектов – автомобильных дорог.
Помимо этого, суд принимает во внимание доводы административных ответчиков о том, что в силу п. 13 ст. 56.6 ЗК РФ решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия.
Таким образом, срок действия оспариваемого распоряжения Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об изъятии для государственных нужд Самарской области объектов недвижимого имущества, необходимых для обеспечения эксплуатации автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Красноглинское шоссе (от моста через реку Сок до <адрес>) в г.о. Самара» истек ДД.ММ.ГГГГ.
Более того, указанное распоряжение фактически реализовано, недвижимое имущество у Хириной Ю.Н. изъято на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время решение исполнено за Самарской областью зарегистрировано право собственности на ранее принадлежащее Хириной Ю.Н. недвижимое имущество. При этом, при рассмотрении дела в Красноглинском районном суде само распоряжение Хириной Ю.Н. под сомнение не ставилось и его законность не оспаривалась.
Следовательно, суд полагает, что изложенные Хириной Ю.Н. доводы для восстановления срока, не являются уважительными, поскольку с момента издания распоряжения до подачи Хириной Ю.Н. настоящего административного иска прошло более трех лет.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.174-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Хириной Ю. Н. к Правительству Самарской области, Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области о признании незаконным распоряжения об изъятии земельного участка для государственных нужд – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий М.Н. Ретина.