Дело № 2-1691/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Можга УР 17 августа 2016 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой Ю.А.,
при секретаре Уразовой Е.В.,
с участием истца Созонова А.Ю.,
представителя ответчика Администрации МО «Город Можга» Игнатьевой Е.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Созонова А.Ю. к Министерству образования и науки Удмуртской Республики, Администрации муниципального образования «<***>» о предоставлении жилого помещения и возложении обязанности заключить договор найма специализированного жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Созонов А.Ю. обратился в суд с иском к Министерству образования и науки Удмуртской Республики, Администрации муниципального образования «Город Можга» о предоставлении жилого помещения и возложении обязанности заключить договор найма специализированного жилого помещения.
Исковое заявление мотивировано тем, что решением Можгинского городского суда УР от дд.мм.гггг родители Созонова А.Ю. лишены родительских прав. Его опекуном являлась бабушка А.М.П., он находился на полном государственном обеспечении и жилых помещений за ним закреплено не было.
дд.мм.гггг истец получил сообщение о включении его в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.
В <данные изъяты> истцом было окончено обучение в <данные изъяты> по профессии <данные изъяты>. В <данные изъяты> истец был призван в армию и закончил службу дд.мм.гггг
Договор социального найма муниципального жилья с истцом не заключался. В настоящее время Созонов А.Ю. жилым помещением не обеспечен, зарегистрирован по адресу: <***> Своего жилья истец не имеет, как и денежных средств, для его приобретения.
На основании Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона УР от 14.03.2013 г. № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истец просит обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров в черте муниципального образования «Город Можга» на условиях договора найма специализированного жилого помещения, а также обязать муниципальное образование «Город Можга» заключить договор социального найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании истец Созонов А.Ю. на исковых требованиях настаивал, суду пояснил, что в дд.мм.гггг он закончил обучение <данные изъяты>, затем отслужил срочную службу в армии по призыву. У него имеется уведомление от дд.мм.гггг о том, что он включен в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Удмуртской Республики. Однако до настоящего времени жилым помещением он не обеспечен, проживает в квартире бабушки.
Представитель ответчика Администрации МО «Город Можга» Игнатьева Е.Р. исковые требования не признала, суду пояснила, что в дд.мм.гггг родители истца были лишены родительских прав. Созонов А.Ю. по месту выявления был принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. В связи с принятием Закона УР от 14.03.2013 г. № 8-РЗ органом опеки было сформировано учетное дело и передано в Министерство образования и науки УР. На Министерстве образования и науки лежит обязанность по обеспечению истца жилым помещением. Администрация МО «Город Можга» наделена полномочиями по заключению договоров найма специализированного жилого помещения после принятия соответствующего решения Министерством образования и науки УР. Поскольку решение о предоставлении жилого помещения истцу до настоящего времени Министерством не принято, то Администрацией МО «Город Можга» договор найма специализированного жилого помещения с ним не заключался. Администрация МО «Город Можга» прав истца не нарушала, поэтому исковые требования в данной части заявлены необоснованно.
Представитель ответчика Министерства образования и науки УР в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель ответчика Брагина Г.А. в отзыве на исковое заявление просила рассмотреть дело без участия представителя Министерства образования и науки УР, указав, что исковые требования не признает. Согласно уведомлению от дд.мм.гггг №*** Созонов А.Ю. Министерством образования и науки УР был включен в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. Далее уполномоченным органом будет принято решение о предоставлении Созонову А.Ю. жилого помещения. Законом УР № 8-РЗ не установлен срок, в течение которого уполномоченный орган обязан принять решение о предоставлении жилого помещения. Поскольку в настоящее время новый вид государственного жилищного фонда – специализированный жилищный фонд для детей-сирот – находится в стадии формирования, то в последующем жилое помещение будет предоставлено истцу в установленном порядке.
Заслушав явившихся участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
дд.мм.гггг решением Можгинского городского суда УР родители Созонова А.Ю., дд.мм.гггг рождения, лишены родительских прав.
дд.мм.гггг решение суда вступило в законную силу.
Согласно уведомлению Министерства образования и науки Удмуртской Республики от дд.мм.гггг №***, Созонов А.Ю. включен в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.
дд.мм.гггг истец закончил обучение в <данные изъяты>. дд.мм.гггг – уволен в запас по окончанию срока службы по призыву.
Поводом для обращения истца в суд с настоящим иском послужил факт непредоставления жилого помещения в соответствии Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище (ст. 2 Жилищного кодекса РФ – далее по тексту ЖК РФ).
Согласно ст. 98.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ, действующей с 01.01.2013 г., жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ, действующей с 01.01.2013 г., предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 3 и п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (вступившего в силу 01.01.2013 г.), действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство образования и науки Удмуртской Республики (далее - уполномоченный орган) (ст. 1 Закона УР от 14.03.2013 г. № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Согласно ст. 6 Закона УР от 14.03.2013 г. № 8-РЗ, дети-сироты, которые не имеют закрепленного жилого помещения, а также дети-сироты, в отношении которых орган опеки и попечительства в Удмуртской Республике принял решение о невозможности их возвращения в ранее занимаемые жилые помещения, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с республиканским списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике (далее - Список).
Жилое помещение предоставляется лицу, указанному в статье 2 настоящего Закона и включенному в Список.
Решение о предоставлении жилого помещения принимает уполномоченный орган.
Жилое помещение предоставляется из специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики безвозмездно, однократно и на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается с лицом, указанным в статье 2 настоящего Закона, которому предоставлено жилое помещение, не позднее 15 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении жилого помещения (ст. 7 Закона УР от 14.03.2013 г. № 8-РЗ).
В силу ст. 3 Закона УР от 14.03.2013 г. № 8-РЗ дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом,- обеспечиваются жилыми помещениями в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен населенный пункт. При этом площадь жилого помещения не может быть менее 18 квадратных метров и не может быть более 36 квадратных метров на одно лицо из детей-сирот.
Жилые помещения, предусмотренные настоящей частью, предоставляются на территории Удмуртской Республики из состава специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики по договорам найма специализированного жилого помещения, заключаемым в порядке, установленном статьей 7 настоящего Закона.
Указанные лица обеспечиваются жилыми помещениями по их выбору:
1) по месту их первичного выявления и (или) устройства на территории Удмуртской Республики под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) по месту окончания их пребывания на территории Удмуртской Республики в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания населения, учреждении системы здравоохранения и ином учреждении, созданном в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по месту завершения их обучения на территории Удмуртской Республики в образовательных организациях профессионального образования;
3) по месту их основного места работы на территории Удмуртской Республики по окончании пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания населения, учреждении системы здравоохранения и ином учреждении, созданном в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательной организации профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях;
4) по месту нахождения на территории Удмуртской Республики ранее занимаемого ими жилого помещения при наличии обстоятельств, препятствующих возвращению детей-сирот в ранее занимаемые жилые помещения (наличии обстоятельств, при которых проживание в ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом);
5) по месту их постоянного жительства.
Учитывая вышеизложенное, обязанность по предоставлению жилого помещения истцу возложена законом именно на Министерство образования и науки УР. Данная обязанность ответчиком не исполнена, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов истца. Поскольку Созонов А.Ю. достиг возраста 18 лет, завершил обучение в техникуме, прошел службу в армии по призыву, жилым помещением не обеспечен, включен в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, соответственно, исковые требования к Министерству образования и науки УР подлежат удовлетворению. Истец имеет право на предоставление жилого помещения на территории муниципального образования «Город Можга» (как по месту постоянного проживания, так и по месту первичного выявления).
Довод ответчика о том, что в соответствии с действующим жилищным законодательством сроки предоставления жилого помещения не определены, следовательно, права истца не были нарушены, являются несостоятельными, поскольку жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться непосредственно после наступления обстоятельств, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ и Законом УР от 14.03.2013 г. № 8-РЗ, т.е. в данном случае по достижении Созоновым А.Ю. 18 лет.
В письме от дд.мм.гггг на имя Созонова А.Ю. Министерство образования и науки УР сообщало, что сумма средств, ежегодно выделяемых бюджетами Удмуртской Республики и Российской Федерации, является недостаточной для обеспечения жилыми помещениями всех лиц, состоящих в списке. По мере формирования государственного специализированного жилищного фонда в г. Можге Министерством будет рассмотрен вопрос о предоставлении Созонову А.Ю. жилого помещения.
Анализируя позицию ответчика, следует отметить, что, исходя из положений ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
По своей сути формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с Законом УР от 14.03.2013 г. № 8-РЗ органы местного самоуправления в Удмуртской Республике наделены отдельными государственными полномочиями, в том числе, по заключению с лицами, указанными в статье 2 настоящего Закона, договоров найма специализированного жилого помещения и договоров социального найма жилого помещения в отношении жилых помещений, предоставленных указанным лицам в соответствии с настоящим Законом.
Согласно ч. 6 ст. 7 указанного Закона, договор найма специализированного жилого помещения заключается с лицом, указанным в статье 2 настоящего Закона, которому предоставлено жилое помещение, не позднее 15 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении жилого помещения.
Поскольку уполномоченным органом решение о предоставлении жилого помещения истцу до настоящего времени не принято, Администрация МО «Город Можга» прав истца не нарушала, то в этой части в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,
р е ш и л:
Исковые требования Созонова А.Ю. к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения – удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики предоставить в пользование Созонову А.Ю. жилое помещение специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики на условиях договора найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «Город Можга», благоустроенного применительно к условиям г. Можги Удмуртской Республики, площадью не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров.
Исковые требования Созонова А.Ю. к Администрации муниципального образования «Город Можга» о возложении обязанности заключить договор социального найма специализированного жилого помещения – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательное форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 22.08.2016 г.
Председательствующий судья- Кожевникова Ю.А.