Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3612/2022 ~ М-2984/2022 от 30.06.2022

63RS0039-01-2022-004274-27

2а-3612/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

    26 октября 2022 года                            г.Самара

Ленинский районный суд г. Самара в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3612/2022 по административному исковому заявлению Соловьева Александра Викторовича к МИФНС России №18 по Самарской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области о признании незаконным решения,

установил:

Соловьев А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к МИФНС России №18 по Самарской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В обоснование заявления указано, что на основании акта камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2020 год МИФНС России №18 по Самарской области принято решение № 956 от 23.03.2022 о привлечении Соловьева А.В. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением налогоплательщику доначислена недоимка по НДФЛ в размере 1 969 623 рубля, пени в размере 142 206,79 рублей, начислен штраф по п.1 ст. 119, п.1 ст. 122 НК РФ в размере 586 656 рублей. Жалоба налогоплательщика на данное решение Управлением ФНС России по Самарской области оставлена без удовлетворения. По мнению административного истца, указанные решения не соответствуют нормам действующего законодательства, нарушают его права и законные интересы. Налогоплательщик не был уведомлен надлежащим образом о рассмотрении акта налоговой проверки, не получал требование о предоставлении пояснений, тем самым был лишен возможности представить возражения по обстоятельствам проверки. Полагает, что начисление налога от продажи недвижимого имущества произведено с нарушением норм Налогового кодекса РФ, с применением неверной кадастровой стоимости объектов недвижимости. Согласно расчету административного истца с учетом уточненной кадастровой стоимости объектов недвижимости недоимка по налогу составляет 1 607 352,55 руб.

Ссылаясь на изложенное, просит признать незаконным решение МИФНС России №18 по Самарской области № 956 от 23.03.2022 о привлечении Соловьева А.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В судебное заседание административный истец не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Представитель МИФНС России №18 по Самарской области и Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области по доверенностям Ивлева Е.А. возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, полагая решение о привлечении к ответственности законным.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения лица, участвующего в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что МИФНС России №18 по Самарской области в отношении Соловьева А.В. проведена камеральная налоговая проверка представленной налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2020 год.

По итогам проверки инспекцией вынесено решение № 956 от 23.03.2022 о привлечении Соловьева А.В. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением налогоплательщику доначислена недоимка по НДФЛ в размере 1 969 623 рубля, пени в размере 142 206,79 рублей, начислен штраф по п.1 ст. 119, п.1 ст. 122 НК РФ в размере 586 656 рублей.

Решением УФНС России по Самарской области от 17.05.2022 № 20-15/16398@ апелляционная жалоба Соловьева А.В. на решение МИФНС России №18 по Самарской области оставлена без удовлетворения.

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков: физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.

В соответствии с пунктом 18.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).

На основании пункта 6 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по доходам от продажи имущества определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 1 (в части, относящейся к проданным имуществу и (или) доле (долям) в нем) и 2 пункта 1 статьи 220 настоящего Кодекса, а также с учетом особенностей, установленных статьями 213, 213.1 и 214.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 214.10 НК РФ в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 6 статьей 214.10 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы доходы налогоплательщика при получении в порядке дарения объекта недвижимого имущества принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащей применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровой стоимости этого объекта, определенной на дату его постановки на государственный кадастровый учет).

Из материалов дела следует, что по договору дарения от 18.08.2020 Соловьев А.В. получил от Бекетовой В.Г. безвозмездно в дар недвижимое имущество: земельный участок с КН :3, здание с КН :852, здание с КН :906, здание с КН :895, здание с КН :219.

По договору купли-продажи от 08.10.2020 истец продал ? долю в праве общей долевой собственности на указанные объекты.

16.10.2021 Соловьев А.В. представил уточненную налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2020 год, в которой отразил доход, полученный от продажи недвижимого имущества в сумме 900 000 рублей, и доход, полученный в порядке дарения в сумме 2 000 000 рублей. Сумма исчисленного налога составила 377 000 руб.

При проверке налоговой декларации налоговый орган пришел к выводу, что налогоплательщик неправомерно определил доход от продажи недвижимого имущества и доход, полученный в порядке дарения, что привело к занижению налоговой базы.

По данным налогового органа сумма дохода, полученного в порядке дарения объектов недвижимого имущества, составила 13 911 687,14 руб. Сумма дохода полученного от продажи объектов недвижимого имущества составила 4 139 256,44 руб.

Сумма налога к уплате от продажи и по дарению объектов недвижимости за 2020 года составила 2 346 623 руб. (13 911 687,14 руб. + 4 139 256,44 руб. = 18 050 943,78 х 13%).

С учетом уплаченного налога в размере 377 000 рублей сумма доначисленного налога составила 1 969 623 руб. (2 346 623 руб. - 377 000 руб.)

Приведенный в оспариваемом решении расчет дохода, полученного истцом в 2020 году от продажи недвижимого имущества, и дохода, полученного в порядке дарения, является верным, произведен в соответствии с положениями статьи 214.10 НК РФ (в ред. ФЗ от 29.09.2019 N 325-ФЗ), применяемыми в отношении доходов, полученных, начиная с 01.01.2020. При определении налоговой базы по НДФЛ правильно применена кадастровая стоимости объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2020 года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на данные объекты недвижимого имущества.

Доводы административного истца о необходимости применения при расчете налога кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 14.10.2020, утвержденной Актом от 04.06.2021 № АОКС-82/2021/000114, являются ошибочными, поскольку датой начала применения обновленной кадастровой стоимости является 01.01.2021, что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Из ответа ГБУ Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки» на запрос суда следует, что кадастровая стоимость указанных выше объектов недвижимости была пересчитана в порядке, предусмотренном статьей 16 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". По результатам определения кадастровой стоимости составлен Акт от 04.06.2021 № АОКС-82/2021/000114 с перечнем объектов недвижимости (включая спорные объекты) с определенной (пересчитанной) кадастровой стоимостью. Обновленные результаты определения кадастровой стоимости направлены в орган регистрации прав для внесения в ЕГРН и согласно сведениям Росреестра внесены в ЕГРН 29.06.2021 (л.д.76-77).

В соответствии с пунктом 15 статьи 378.2 НК РФ (в редакции для налогового периода 2020 года) изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения по налогу в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено пунктом 15 статьи 378.2 Кодекса. В частности, изменение кадастровой стоимости вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости (абзац второй пункта 15 статьи 378.2 Кодекса).

Согласно пунктам 26, 28, 37 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 01.06.2021 N П/0241, в ЕГРН вносится дата начала применения кадастровой стоимости, указанная в документе, на основании которого в ЕГРН вносятся сведения о кадастровой стоимости. В случае отсутствия в указанном документе сведений о дате начала применения кадастровой стоимости, а также в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации изменение кадастровой стоимости осуществляется при отсутствии такого документа, дата начала применения указывается органом регистрации прав в соответствии с требованиями статьи 18 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке", статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Таким образом, вопрос о дате начала применения для целей определения налоговой базы по налогу измененной кадастровой стоимости объекта недвижимости решается исходя из имеющихся в ЕГРН сведений о дате начала ее применения, за исключением иного порядка ее применения. В частности, в соответствии с абзацем третьим пункта 15 статьи 378.2 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2021) в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Вопрос о наличии перечисленных оснований для изменения сведений ЕГРН о кадастровой стоимости, в т.ч. документированное подтверждение исправления ошибок в ее значении, если кадастровая стоимость была изменена в связи с исправлением ошибок, находится в компетенции органов Росреестра, осуществляющих ведение ЕГРН.

Из выписок из ЕГРН на спорные объекты недвижимости следует, что датой начала применения измененной кадастровой стоимости объектов недвижимости является 01.01.2021. Оснований для применения данной кадастровой стоимости с какой-либо иной даты, в частности при определении налоговой базы за налоговый период 2020 года, по делу не установлено.

Таким образом, приведенный административным истцом расчет налога за 2020 год исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, применяемой с 01.01.2021, основан на неправильном применении положений статьи 214.10 НК РФ.

Доводы административного истца о том, что он не получал акт проверки и был лишен возможности представить возражения, подлежат отклонению.

В соответствии со ст. 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно абз. 4 п. 4 ст. 31 НК РФ в случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

Решением УФНС России по Самарской области от 17.05.2022 № 20-15/16398@ установлено и не оспаривается административным истцом, что Соловьев А.В. является пользователем личного кабинета налогоплательщика, с заявлением о получении документов на бумажном носителе не обращался.

Акт налоговой проверки № 511 от 31.01.2022, в п. 3.3 которого налогоплательщику предложено представить письменные возражения по данному акту, направлен налогоплательщику через личный кабинет 07.02.2022, и соответственно, считается полученным 08.02.2022.

Неполучение акта проверки и иных извещений, направленных через личный кабинет налогоплательщика, по причинам независящим от налогового органа, не является основанием для признания решения о привлечении к ответственности незаконным, поскольку возможность представления возражений и участия в рассмотрении материалов проверки налоговым органом была обеспечена.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение МИФНС России №18 по Самарской области о привлечении Соловьева А.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствуют закону, суммы налога, штрафа и пени начислены правильно, нарушений, влекущих отмену решения, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


    Административное исковое заявление Соловьева Александра Викторовича к МИФНС России №18 по Самарской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области о признании незаконным решения – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                (подпись)                А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 10.11.2022.

2а-3612/2022 ~ М-2984/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Соловьев А.В.
Ответчики
Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области
МИФНС России №18 по Самарской области
Другие
Ивлева Е.А.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
30.06.2022Регистрация административного искового заявления
30.06.2022Передача материалов судье
05.07.2022Решение вопроса о принятии к производству
05.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.07.2022Судебное заседание
31.08.2022Судебное заседание
21.09.2022Судебное заседание
04.10.2022Судебное заседание
26.10.2022Судебное заседание
10.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее