Дело № 2-1746/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 февраля 2017 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Кузнецовой И.А.
при секретаре Лукиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурор г. Петрозаводска в интересах Козлова С. Н. к Ешманской М. А. об обязании предоставить отчет об использовании, хранении и управлении имуществом подопечного,
установил:
прокурор г. Петрозаводска, действуя в интересах признанного недееспособным Козлова С.Н., обратился в суд с исковым заявлением по тем основаниям, что в рамках проведенной проверки установлено неисполнение своих обязанностей опекуном Козлова С.Н. Ешманской М.А. На основании изложенного, прокурор г. Петрозаводска просит обязать Ешманскую М.А. предоставить в администрацию Петрозаводского городского округа отчет за 2015 г. о хранении, использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного Козлова С.Н. с приложением соответствующих документов.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Петрозаводска Радькова В.В. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Ответчик Ешманская М.А. в судебном заседании заявленные требования признала в полном объеме, указав, что последствия признания исковых требований ей разъяснены и понятны.
Представитель третьего лица администрации Петрозаводского городского округа Голяк М.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала требования подлежащими удовлетворению.
Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц и их представителей, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Пряжинского Федерального районного суда Республики Карелия от 07 октября 1997 г. Козлов С.Н., 1962 г. рождения, признан недееспособным.
Постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 06.05.2014 № 2119 опекуном над недееспособным Козловым С.Н. назначена бессрочно Ешманская М.А.
Постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 20.05.2014 № 2402 Ешманской М.А. разрешено совершать с имуществом подопечного Козлова С.Н., в интересах подопечного следующие действия: ежемесячно получать и расходовать денежные средства, принадлежащие подопечному и перечисляемые ГУ - УПФР в г.Петрозаводске Республике Карелия в виде выплат пенсии, ежемесячной денежной выплаты, материальной помощи и других видов выплат, а также денежные средства, перечисляемые ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Петрозаводска» в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЕДК) и других видов выплат, на лицевой счет в Карельском отделении № 8628 ОАО «Сбербанк России».
Указанным постановлением также установлена обязанность Ешманской М.А. ежегодно до 01 февраля года, следующего за отчетным периодом, представлять отчет о хранении, об использовании имущества недееспособного гражданина и управлении этим имуществом (с приложением оригиналов документов, подтверждающих осуществление сделки) в управление социальной защиты комитета социального развития администрации Петрозаводского городского округа.
Письмами от 29.02.2016 № 2.7-09-47, от 17.03.2016 № 2.7-09-67, от 23.11.2016 №2.7-09-313 администрация Петрозаводского городского округа извещала ответчика Ешманскую М.А. о необходимости представления отчета за 2015 г. о хранении, об использовании имущества подопечного Козлова С.Н. и об управлении имуществом подопечного, которые оставлены без ответа и удовлетворения.
Из смысла статей 29, 31, 32 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что над гражданами, признанными в установленном порядке судом недееспособными, в целях защиты их прав и интересов устанавливается опека.
Задачами и основными принципами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству, исходя из положений статей 4, 5 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» являются обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных, обеспечение исполнения опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий.
Статьей 15 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» определено, что права и обязанности опекунов и попечителей определяются гражданским законодательством.
В соответствии со статьями 36, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации опекуны и попечители обязаны заботится о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы; доходы подопечного расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного.
Осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей статьей 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» возложено на органы опеки и попечительства.
В соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного. Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. К отчету опекуна или попечителя прилагаются документы (копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы), подтверждающие указанные сведения, за исключением сведений о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды. Отчет опекуна или попечителя утверждается руководителем органа опеки и попечительства.
Неисполнение опекуном Ешманской М.А. обязанности, установленной статьей 25 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», влечет невозможность осуществления органом опеки и попечительства надзора за деятельностью опекуна, в том числе, в части расходования доходов и распоряжения иным имуществом подопечного, чем, в свою очередь, нарушаются права гражданина, неспособного в силу психического заболевания, самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности, на добросовестную защиту его прав и законных интересов.
Согласно статье 34 Гражданского кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
Статьей 4 Закона Республики Карелия от 21.10.2011 № 1537-3PK «О некоторых вопросах деятельности органов опеки и попечительства в Республике Карелия» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Карелия наделены государственными полномочиями Республики Карелия по организации и осуществлению опеки и попечительства.
Функции по организации и осуществлению деятельности органов опеки и попечительства в Республике Карелия в администрации Петрозаводского городского округа в отношении недееспособных граждан выполняет управление социальной защиты комитета социального развития администрации Петрозаводского городского округа.
Согласно статьям 39 и 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Частью четвертой статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Поскольку признание иска Ешманской М.А. не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, последствия признания иска ответчику были разъяснены и понятны, суд принимает признание иска.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая положения вышеуказанных норм права, то, что установленная законом обязанность по предоставлению соответствующего отчета ответчиком не выполнена, суд считает заявленные требования о возложении на ответчика обязанности предоставить в администрацию Петрозаводского городского округа отчета за 2015 г. о хранении, использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного Козлова С.Н. с приложением соответствующих документов законными и обоснованными, а, соответственно, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Петрозаводского городского округа в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 39, 173, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора г. Петрозаводска в интересах Козлова С. Н. к Ешманской М. А. об обязании предоставить отчет об использовании, хранении и управлении имуществом подопечного удовлетворить.
Обязать Ешманскую М. А. предоставить в администрацию Петрозаводского городского округа отчет за 2015 г. о хранении, использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного Козлова С. Н. с приложением соответствующих документов.
Взыскать с Ешманской М. А. в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.А. Кузнецова
Мотивированное решение составлено 25 февраля 2017 г.