РЕШЕНИЕ
город Самара 30 сентября 2019 года
Судья Октябрьского районного суда г. Самары Теренин А.В.,
с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ООО УК «XXI ВЕК» - Лосевой Е.В.,
представителя Главного управления МЧС России по Самарской области Сафонова А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении № 12-603/19 по жалобе ООО УК «XXI ВЕК» на постановление по делу об административном правонарушении №566, вынесенное заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о.Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области Дмитриева А.Г. в отношении ООО УК «XXI ВЕК», привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ООО УК «XXI ВЕК» обратилось в суд с указанной жалобой, ссылаясь на то, что 25.07.2019 г. ООО УК «XXI ВЕК» постановлением №566, привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, к штрафу в размере 150 000 рублей. Просит постановление изменить, назначить административное наказание в виде предупреждения, поскольку на момент проверки 09.07.2019 г. проводились работы по замене стекол в дверях на лестничных клетках с 1 по 14 этажи на пластиковые окна в дверях, в связи с этим на момент проверки двери лестничных клеток были не с армированными стеклами с 1 по 14 этажи. Двери лестничной клетки были не обеспечены уплотнением в притворах, на момент проверки велись работы по демонтажу двери лестничной клетки на 3 этаже с последующей установкой пластиковой двери, так же производились работы по замене электропроводки и светильников на 2, 3, 8, 9, 13 этажах. Вышеуказанные работы производились по протоколу общего собрания от 20.04.2019 года, о чем свидетельствует протокол. По проекту дома не предусмотрено устройство вентиляционных шахт с принудительной вытяжкой и клапанами на каждом этаже и пожарные шкафы, с элементами для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении, что подтверждается паспортом дома. В каждом отсеке (секции) подвального этажа, выделенном противопожарными преградами, не предусмотрено не менее двух люков или окон шириной 0,9x1,2 м для выпуска дома при пожаре (фактически в двух отсеках по 1 окну размерами 36x105 и 89x66). Данное нарушение по СНиП для строителей дома, однако на момент постройки вышеуказанного дома, по паспорту и проекту дома не предусмотрены. У управляющей организации ООО УК «XXI ВЕК» нет таких полномочий по изменению проекта дома. Данные работы требуют больших затрат. Одновременно, просит применить ст.2.9 КоАП РФ, поскольку деяние не повлекло вредных последствий, существенного нарушения охраняемых общественных отношений, то имеются основания для признания правонарушения малозначительным, а следовательно возможно применить ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде предупреждения. ООО УК «XXI ВЕК» впервые совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Просит изменить постановление в части назначения наказания, и изменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение.
В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Лосева Е.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила ее удовлетворить.
Представитель Главного управления МЧС России по Самарской области Сафонов А.М. в судебном заседании полагал, что обжалуемое постановление является законным и обоснованным, возражал против удовлетворения жалобы.
Суд, изучив материалы дела, представленные материалы, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, определены требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организации и других объектов в целях пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, определены Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Положениями части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 указанной статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в области пожарной безопасности определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ).
В соответствии со статьей 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Из материалов дела следует, ГУ МЧС России по Самарской области проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований противопожарной безопасности при эксплуатации многоквартирного жилого дома, находящегося на управлении ООО УК «XXI ВЕК», расположенного по адресу: г.Самара,ул.Молодогвардейская, 240.
В ходе проверки установлено, что управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Самара,ул.Молодогвардейская, 240, является ООО УК «XXI ВЕК», что подтверждается реестром от 20.04.2019 года и протоколом общего собрания собственников помещений №1 от 20.04.2019 г.
В ходе проведения проверки в период с 09.07.2019 года установлено, что требования пожарной безопасности при эксплуатации вышеуказанного здания не соблюдаются, а именно выявлены нарушения требований пожарной безопасности:
Не обеспечено исправное состояние систем и установок противопожарной зашиты (устройство вентиляционных шахт с принудительной вытяжкой и клапанами на каждом этаже не исправны. Нарушение: ст. 4, 6 ФЗ от 22 июля 2008 г. № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2014 № 390, п. 5.24 СНиП П-Л.1-71* Жилые здания. Нормы проектирования:
Двери лестничной клетки типа H1 не с армированными стеклами (с 1 по 14 этаж). Нарушение: ст. 4, 6 ФЗ от 22 июля 2008 г. № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.4.16 СП 2.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты, п. 5.19 СНиП Н-Л.1-71* Жилые здания. Нормы проектирования;
Пожарные шкафы, не имеют элементов для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении. Нарушение: ст. 4, 6 ФЗ от 22 июля 2008 г. № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 57 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2014 № 390, п. 4.33 СНиП И-Г.1-70. Внутренний водопровод зданий. Нормы проектирования;
Двери лестничной клетки не обеспечивают уплотнение в притворах (дверные полотна деформированы на 3 этаже). Нарушение: ст. 4, 6 ФЗ от 22 июля 2008 г. № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.7. Свод правил СП 1.13130.2009"; Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", п.5.24 СНиП II-Л.1-71 Жилые здания. Нормы проектирования;Допускается эксплуатация электропроводов с видимыми нарушениями изоляции (на 2. 3. 8. 9. 13 этажах). Нарушение: п. 42 а Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2014 № 390:
Допускается использование электроустановочных изделий (светильника) с повреждениями (на 2, 3 этаже). Нарушение: п. 42 б Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2014 № 390;
В каждом отсеке (секции) подвального этажа, выделенном противопожарными преградами, не предусмотрено не менее двух люков или окон шириной 0,9x1.2 м для выпуска дыма при пожаре (фактически в двух отсеках по 1 окну размерами 36x105 и 89x66). Нарушение: «ст. 4,6 ФЗ от 22 июля 2008 г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 7.4.2. СП 54.13330.2016 Здания жилые многоквартирные, п. 5.37. СНиП Н-Л.1- 71 Жилые здания. Нормы проектирования.
По итогам проверки страшим инженером отдела надзора деятельности и профилактической работы г.о.Самара Алькиным С.А. составлен акт проверки №651 от 09.07.2019 года.
По факту нарушений требований пожарной безопасности в части вышеуказанных нарушений в отношении ООО УК «XXI ВЕК» вынесено постановление № 566 от 25.07.2019 года о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Суд полностью соглашается с данным решением, считая его законным и обоснованным по следующим основаниям.
Объектом правонарушений, предусмотренных статьей 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются общественные отношения по обеспечению защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.
Факт совершения административного правонарушения и виновность юридического лица в допущении указанных нарушений требований пожарной безопасности подтверждены актом проверки, постановлением по делу об административном правонарушении, иными материалами дела. Поэтому, вывод должностного лица о наличии в действиях ООО УК «XXI ВЕК» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, является правильным. Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает.
Установленные в ходе проверки нарушения стали возможны в результате неисполнении и ненадлежащего исполнения юридическим лицом установленных законом обязанностей. Таким образом, виновное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, материалами дела подтверждено.
Доводы жалобы о том, что при вынесении постановления были неправильно определены все обстоятельства дела, им не была дана надлежащая оценка, не могут быть признаны обоснованными, поскольку все обстоятельства дела были верно установлены и в соответствии с представленными доказательствами, которые были оценены должностным лицом в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.
Ссылка в жалобе заявителя о том, что нарушение требований, предусмотренных СНиП, выявленные в ходе проверки, не предусмотрены по паспорту дома, является несостоятельной, поскольку в силу закона ООО УК «XXI ВЕК» обязано выполнять требования противопожарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Доказательств обратного в материалах дела не имеется. При таких обстоятельствах, суд полагает, что ссылка на отсутствие требований при строительстве дома не свидетельствует об отсутствии нарушений, указанных в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Суд не усматривает основания для применения ст.2.9 КоАП РФ и для признания вышеуказанного правонарушения малозначительным, поскольку допущенные нарушения требований пожарной безопасности, указанные в акте проверки, как по отдельности, так и в их совокупности, являются существенными, поскольку правонарушение, выражено в нарушении правил и норм, несоблюдение которых может повлечь возникновение пожара, его распространение, повлиять на возможность его тушения, создать угрозу для жизни и здоровья людей, повлечь причинение имущественного ущерба.
В рассматриваемом случае имелась существенная угроза охраняемым общественным отношениям, которая заключалась в пренебрежительном отношении ООО УК «XXI ВЕК» относительно соблюдения в полной мере правил пожарной безопасности, к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере пожарной безопасности, что могло нанести вред жизни и здоровью граждан, проживающих и работающих на ООО УК «XXI ВЕК», что явилось в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
Учитывая характер совершенного правонарушения, оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности в силу ст.2.9 КоАП РФ должностное лицо верно не усмотрело.
Вместе с тем, в силу ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В силу ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
ООО УК «XXI ВЕК» привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности. Так, согласно названной норме закона срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о пожарной безопасности составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО УК «XXI ВЕК» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление является законным и обоснованным, а следовательно, жалоба ООО УК «XXI ВЕК» удовлетворению не подлежит.
Вопреки доводам жалобы, оснований для изменения либо отмены оспариваемого постановления не имеется.
Административное наказание, с учетом фактических обстоятельств дела и имущественного положения юридического лица, должностным лицом было правильно назначено ООО УК «XXI ВЕК» в виде минимального штрафа в размере 150 000 руб., в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ и в пределах санкции ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления административного органа не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ №566, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ «XXI ░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 20.4 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░ «XXI ░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░