Дело № 2-3178/2021
Решение
Именем Российской Федерации
07 июня 2021 года пл. Ленина, д. 5, г.о. Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего федерального судьи Малинычевой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Дмитриевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ерохина ФИО5 к Администрации городского округа Щелково Московской области о признании незаконным решения об отказе в оказании государственной услуги, обязании подготовить проект договора купли-продажи,
Установил:
Ерохин Н.Н., уточнив требования, обратился в Щелковский городской суд с иском к Администрации городского округа Щелково Московской области о признании незаконным решения об отказе в оказании государственной услуги, обязании подготовить проект договора купли-продажи. В обоснование исковых требований указал, что истцу на праве собственности принадлежит жилой дом и земельный участок с кадастровым №. К данному земельному участку примыкает земельный участок с кадастровым №, площадью 194 кв.м., которым истец пользуется с 2007 года по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрировал право собственности на жилой дом с кадастровым №. В целях реализации своего права на оформление в собственность земельного участка истец обратился в администрацию городского округа Щелково с заявлением о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов. ДД.ММ.ГГГГ Решением № № истцу отказано в предоставлении государственной услуги. Основанием отказа указано то, что в результате визуального осмотра усматривается, что на испрашиваемом земельном участке расположен объект капитального строительства, не отвечающий признакам объекта недвижимого имущества. Считает указанный отказ незаконным, нарушающим его права. Просит суд признать отказ незаконным, обязать ответчика в течение десяти дней с момента вступления в законную силу решения суда подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка №, площадью 194 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
В судебном заседании истец и его представитель, допущенный к участию в деле на основании устного ходатайства, поддержал заявленные уточненные исковые требования, настаивал на их удовлетворении с учетом проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизы.
Представитель ответчика Администрации городского округа Щелково Московской области ФИО3, действующая на основании доверенности, представила отзыв на исковое заявление, против удовлетворения искового заявления возражала.
В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Среди оснований возникновения прав и обязанностей данной статьей предусмотрены такие основания как судебное решение, установившее гражданские права и обязанности.
На основании п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что истцу на основании Договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен земельный участок с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <адрес>
На указанном земельном участке истец возвел жилой дом жилой дом общей площадь 29.4 кв.м. с кадастровым № по адресу: <адрес> право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРН (л.д. 31-33).
До начала строительства истцом получено Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке ДД.ММ.ГГГГ №. (л.д. 43).
После завершения строительства истцом получено Уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требованиям градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ №.(л.д.44). Решением от ДД.ММ.ГГГГ № жилому дому присвоен адрес: <адрес> (л.д. 44).
В целях реализации своего права на оформление в собственность земельного участка истец обратился в Администрацию городского округа Щелково с заявлением о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность без проведения торгов.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № № истцу отказано в предоставлении земельного участка в собственность за плату, в связи с тем, что в результате визуального осмотра усматривается, что на испрашиваемом земельном участке, расположен объект строительства не отвечающий признакам объекта недвижимого имущества (л.д.47).
В соответствии с абз. 6 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В силу положений ст. 13 ГК РФ и ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые Законом интересы гражданина, в том числе в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 12 ГК РФ способами защиты права являются: восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Конституция Российской Федерации (статья 36 часть 3) устанавливает, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В целях упорядочения земельных отношений федеральный законодатель закрепил в Земельном кодексе Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1).
С 1 марта 2015 года предоставление земельного участка в собственность за плату собственнику расположенного на нем объекта недвижимости без проведения торгов осуществляется в порядке, предусмотренном подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1. ст. 39.20. Земельного кодекса Российской Федерации собственники зданий или сооружений, которые расположены на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обладают исключительным правом на приобретение этих земельных участков в собственность или в аренду.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11).
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
По результатам рассмотрения заявления уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка. Статья 39.16 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии со ст. 39.16 ЗК РФ, основаниями для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов являются:
- с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд;
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;
- разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
- испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка;
- площадь земельного участка превышает предельный размер, установленный в соответствии с федеральным законом;
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;
- предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ в решении об отказе в предоставлении земельного участка должны быть указаны все основания отказа из числа предусмотренных статьей 36.19 ЗК РФ.
Между тем, оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого участка из числа указанных в ст. 39.16 Земельного кодекса РФ в оспариваемом решении Администрации не приведено.
В соответствии с основными понятиями "Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ Статья 1: 10) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); 10.2) некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
В соответствии с позицией, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в Кассационном Определении от 7 февраля 2020 г. N 41-КА19-13 «Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой и графической форме и включает в себя, в том числе реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
В кадастр недвижимости подлежат внесению дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества о видах разрешенного использования земельного участка, что предусмотрено пунктом 4 части 5 статьи 8 названного федерального закона.
Исходя из смысла приведенных правовых норм, сведения Единого государственного реестра недвижимости, включающие сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, подлежат применению уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления, в том числе при разрешении вопроса о наличии оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством. К таким случаям, в частности, относится государственная регистрация права собственности на объект, являющийся движимым имуществом. В этой ситуации нарушением прав истца является сам факт государственной регистрации права собственности ответчика на имущество, которое не обладает признаками недвижимости. При подобных обстоятельствах нарушенное право истца восстанавливается исключением из реестра записи о праве собственности ответчика на объект.
В рассматриваемом случае право собственности истца на объект недвижимого имущества зарегистрировано в установленном законом порядке, никем не оспорено, отсутствующим не признанно. Доказательств прекращения права собственности, равно как и надлежащих доказательств, свидетельствующих о несоответствии принадлежащего истцу объекта недвижимого имущества, тесно связанного с землей, материалы дела не содержат.
Исходя из смысла приведенных правовых норм, сведения Единого государственного реестра недвижимости, включающие сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, подлежат применению уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления, в том числе при разрешении вопроса о наличии оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
В соответствии с п. 7 ст. 51.1 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Так из материалов дела усматривается, что Администрация согласовала строительство на спорном земельном участке объекта жилого дома, путем выдачи истцу уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке
Кроме того, на основании определения суда по делу проведена судебная строительно-техническая экспертиза (л.д. 151-173). По результатам обследования строения, расположенного на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес>, установлено, что жилой дом общей площадью 29.4 кв.м. с кадастровым № по адресу: <адрес> является объектом капитального строительства - жилым домом.
Суд доверяет заключению эксперта и принимает его как допустимое доказательство, поскольку заключения полностью согласуются с материалам дела, научно обоснованы, аргументированы, при проведении экспертизы эксперт был предупрежден за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ, ему были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 85 ГПК РФ, экспертиза назначена в соответствии с требованиями ст. 79 - 80 ГПК РФ, проведена при осмотре недвижимого имущества, что также подтверждается фотографическим материалом.
Суд находит заключение эксперта объективным, а выводы обоснованными и достоверными, оснований сомневаться в компетентности эксперта у суда не имеется, поскольку заключение эксперта содержит исчерпывающие ответы на поставленные судом вопросы, является определенным и не имеет противоречий, выводы экспертизы научно аргументированы, обоснованы и достоверны, оснований сомневаться в компетентности эксперта не имеется.
Заключение эксперта в судебном заседании не оспорено, ходатайств о назначении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено, заключение соответствует материалам дела, данных о какой–либо заинтересованности эксперта в исходе дела нет, сведения соответствуют и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других собранных по делу доказательствах в связи с чем, суд признает заключение эксперта допустимым доказательством и полагает возможным положить заключение эксперта в основу решения суда
Ссылок на иные обстоятельства, которые в силу статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации являются основаниями для отказа в предоставлении земельного участка, оспариваемое решение не содержит.
Таким образом, основания указанные в оспариваемом отказе, полностью противоречат и опровергаются документами, которые выдал ответчик истцу в целях строительства жилого дома.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в оспариваемом отказе, противоречат законодательству, выводам, изложенным в экспертизе, а также материалам дела.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Этой же статьей Кодекса предусмотрены исключения из указанного правила, предусматривающие возможность выкупа земельных участков без проведения торгов.
К таким исключениям подпунктом 6 пункта 2 названной статьи Кодекса отнесен выкуп земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Кодекса.
Статьей 39.14 ЗК РФ установлен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование образованного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в соответствии с которым действия по реализации своих прав заинтересованным лицом совершаются путем подачи в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка, с последующим заключением договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, либо принятием уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование
Порядок предоставления земельного участка в собственность за плату без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ. В соответствии с пунктом 2 названной статьи к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1, 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 Кодекса, в частности документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка.
Ссылок на иные обстоятельства, которые в силу статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации являются основаниями для отказа в предоставлении земельного участка, оспариваемое решение не содержит.
Соответственно, в целях устранения нарушенных прав истца суд находит требования истца законными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ.
Решил:
Исковые требования Ерохина ФИО6 к Администрации городского округа Щелково Московской области удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным Решение Администрации городского округа Щёлково об отказе в предоставлении государственной услуги от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Обязать Администрацию городского округа Щёлково Московской области в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером с кадастровым № площадью 194 кв.м. по адресу: <адрес> и направить в адрес Ерохина ФИО7.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Щёлковский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Т.А. Малинычева