Решение по делу № 2-938/2015 ~ 6.1-951/2015 от 02.06.2015

дело № 2 - 938/2015          

                                Р Е Ш Е Н И Е

                                             Именем Российской Федерации

24 июня 2015 года               Ширинский районный суд                      с.Шира

В составе: председательствующий - судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Ячменев Ю.А., при секретаре Переясловой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Косовича И.В. о включении в списки граждан, постоянно проживавших в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания и утраченных в результате чрезвычайной ситуации, предоставлении меры социальной поддержки в виде строительства жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно заявленных истцом требований, он постоянно проживал в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ, в результате возникшей в Ширинском районе чрезвычайной ситуации вследствие стихийного бедствия - пожара, вышеуказанное жилое помещение было уничтожено. При обращении в администрацию муниципального образования Ширинского района с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения ему было отказано. Поскольку истец с указанным отказом не согласен, он просит признать его право на предоставление мер социальной поддержки, как лицу, пострадавшему вследствие чрезвычайной ситуации, признать незаконным отказ в предоставлении подобных мер, обязать администрацию МО Ширинский район включить его в список граждан, постоянно проживавших в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания и утраченных в результате чрезвычайной ситуации, и обязать Министерство строительства и жилищно - коммунального хозяйства Республики Хакасия предоставить ему меру социальной поддержки в виде строительства жилого дома, в соответствии с установленными законодательством нормами.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснив, что утраченный жилой дом им унаследован после родителей. В последние годы он работает вахтовым методом в северных районах страны, позволил пользоваться огородом своей знакомой ФИО6

Представители ответчиков - администрации МО Ширинского район Республики Хакасия, Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Республики Хакасия, УФМС России по РХ, ГУ МЧС России по РХ, Правительства Республики Хакасия, отсутствовали, не ходатайствовав об отложении судебного разбирательства.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд определил о рассмотрении дела в отсутствие указанных участников процесса.

Заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно доводов истца, он проживали по адресу: <адрес>.

Постановлением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 12.04.2015 N 24-ПП на территории Республики Хакасия с 12.04.2015 был введен режим чрезвычайной ситуации.

Согласно справки, данной начальником ОНД Ширинского и Орджоникидзевского районов, в жилом доме и надворных постройках, расположенных по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ произошёл пожар.

На основании Постановления главы администрации муниципального образования Ширинский район № 172 от 17 апреля 2015 года «Об установлении границ зоны чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования Ширинский район, возникшей в результате пожара произошедшего 12 апреля 2015 года» установлены границы зон чрезвычайной ситуации, возникшей 12 апреля 2015 года в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более 25 м/с и возгоранием жилых домов населенных пунктов на территории Ширинского района. Согласно списку, прилагаемому к указанному выше постановлению, к числу пострадавших от стихии домовладений относится дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Как следует из заключения межведомственной комиссии, от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, уничтожено вследствие пожара и потому признано непригодным для проживания.

В силу абз.7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Согласно ч. 2 ст. 18 данного Федерального закона, порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Пунктом "з" ч. 1 ст.72 Конституции РФ предусмотрено, что осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.04.2015 № 429 утверждены Правила предоставления в 2015 году Республике Хакасия и Забайкальскому краю иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий и строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются трансферты, на указанные цели.

Согласно п. 4 Указанных Правил, трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима ЧС собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченными в результате пожаров, которые постоянно проживали ( имеют постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории соответствующего субъекта РФ, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории соответствующего субъекта и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений, жилых домов в их собственность.

Аналогичные положения содержатся в Постановлении Правительства Республики Хакасия от 24.05.2015 № 241, утвердившем Порядок реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате ЧС, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории РХ (далее - Порядок реализации мер поддержки).

В соответствии с п. 7 данного Порядка предоставления мер социальной поддержки, общая площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению (строительству) взамен утраченного жилья, в целях осуществления мер поддержки граждан рассчитывается исходя из предоставления гражданам жилья общей площадью по социальной норме в размере 33 кв. метра для одиноких граждан, 42 кв. метра на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи из 3 и более человек.

В силу п.4 Правил предоставления в 2015 году Республике Хакасия и Забайкальскому краю иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий и строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, и п.5 Порядка реализации мер поддержки, меры социальной поддержки, в виде строительства жилого помещения, реализуются в отношении граждан - собственников утраченных жилых помещений, для которых и для всех членов семьи которого утраченное жилье являлось единственным.

При обращении истца в администрацию МО Ширинский район для предоставления ему меры социальной поддержки в виде строительства жилого помещения замен утраченного, уведомлением от 02 июня 2015 года ему было отказано вследствие отсутствие права собственности на утраченное жилое помещение.

Как следует из справки, данной Ширинским филиалом ГУП РХ «Управление технической инвентаризации», собственником домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, является ФИО1, который приходится отцом истцу.

ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждается свидетельством о смерти.

Поскольку рассматриваемые гражданские правоотношения в части, а также влекомые ими права и обязанности сторон, возникли до введения в действие части третьей Гражданского кодекса РФ, в соответствии Федеральным законом от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", при рассмотрении данного дела подлежат применению также нормы раздела VII "Наследственное право" Гражданского кодекса РСФСР.

На основании ст.53 2 ГК РСФСР, дети являются наследниками первой очереди по закону.

Статья 546 ГК РСФСР предусматривала, что для приобретения наследства наследник должен его принять. При этом признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.

Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Исходя из этого осуществление права владения в отношении наследственного имущества должно рассматриваться как свидетельство принятия наследства, пока не доказано обратное, т.е. пока не доказано, что такие действия совершались не с целью принятия наследства.

Поскольку законом не предусмотрено, что указанные действия подлежат подтверждению определенными средствами доказывания (ст. 60 ГПК РФ), для подтверждения соответствующих фактов допустимо использование любых видов доказательств, указанных в ч. 1 ст. 55 ГПК РФ.

Согласно справки, предоставленной Отделом УФМС России по <адрес> в <адрес>, Косович И.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.

По ходатайству истца в судебном заседании были допрошены в качестве свидетелей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, которые пояснили, что длительное время знакомы с истцом, знают, что он проживал в утраченном доме с родителями и остался в нем проживать после их смерти. В последние годы работает вахтовым методом, периодически появляется дома. С его согласия, огородом в доме пользовалась его бывшая сожительница.

Показания свидетелей последовательны и логичны, согласуются с пояснениями заявителя и иными исследованными по делу доказательствами, а потому оснований сомневаться в достоверности данных показаний у суда оснований не имеется.

Поводов для признания вышеуказанных доказательств недопустимыми не усматривается.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности в порядке, предусмотренном ч.ч. 1 - 3 ст. 67 ГПК РФ, суд находит установленным обстоятельство, согласно которого в предусмотренный законом срок со дня открытия наследства ФИО1 его наследство фактически принял истец, вступив во владение жилым домом, тем самым приобретя права собственника жилого помещения.

В соответствии со ст.18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

При таких обстоятельствах суд полагает о наличии права Косовича И.В. на предоставление меры социальной поддержки, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2015 № 429, в виде строительства жилого дома взамен утраченного, а потому оспариваемый отказ включить его в список граждан, постоянно проживавших в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания и утраченных в результате чрезвычайной ситуации, для предоставления меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома в данной части неправомерен и, соответственно, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, оснований для удовлетворения исковых требований истца о понуждении Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Республики Хакасия предоставить им меру социальной поддержки в виде строительства жилого дома, в соответствии с установленными законодательством нормами, суд не находит, поскольку действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Хакасия, регулирующими порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, установлена определенная процедура предоставления этих мер.

В соответствии с п.п. 24 - 27 «Порядка реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате ЧС, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия», после включения органом местного самоуправления гражданина в соответствующий список данный список подлежит направлению в Аппарат Правительства Республики Хакасия для формирования сводных списков, которые подлежат согласованию с ГУ МЧС России по Республике Хакасия и УФМС России по Республике Хакасия, после чего утверждаются Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия.

Следовательно, в рамках настоящего гражданского дела, когда спор возник между гражданином и органом местного самоуправления в связи с отказом во включении в список пострадавших, основания для возложения на иных лиц обязанности предоставить истцам жилое помещение отсутствуют, поскольку права и законные интересы истцов в этой части Министерством строительства и жилищно - коммунального хозяйства Республики Хакасия в настоящее время не нарушены.

При подаче иска истцом заявлено ходатайство об обращении решения к немедленному исполнению.

В силу ч.1 ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

В рассматриваемом случае, учитывая нахождение истца в сложной социальной ситуации, а также значимость установленных судом обстоятельств для обеспечения его права на жилище, как пострадавшему вследствие произошедшей чрезвычайной ситуации, суд полагает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению.

В соответствии со ст.204 ГПК РФ, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

                РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать право Косовича И.В. на предоставление меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома взамен утраченного и обязать включить его в список граждан, постоянно проживавших в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания и утраченных в результате чрезвычайной ситуации, для предоставления меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома общей площадью <данные изъяты> квадратных метра.

Решение, в части включения в списки граждан, постоянно проживавших в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания и утраченных в результате чрезвычайной ситуации, обратить к немедленному исполнению.

В остальной части требований отказать.

На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение месяца со дня вынесения окончательного решения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:

                                         судья     Ю.А. Ячменев

2-938/2015 ~ 6.1-951/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Косович Иван Васильевич
Ответчики
Управление Федеральной миграционной службы по РХ
Администрация МО Ширинский район
Правительство Республики Хакасия
администрация Ширинского сельсовета
Главное Управление Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по РХ
Министерство Строительства и Жилищно-коммунального хозяйства РХ
Суд
Ширинский районный суд Республики Хакасия
Судья
Ячменев Ю. А.
Дело на сайте суда
sharinsky--hak.sudrf.ru
02.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.06.2015Передача материалов судье
03.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2015Подготовка дела (собеседование)
09.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.06.2015Судебное заседание
24.06.2015Судебное заседание
29.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.08.2015Дело оформлено
07.08.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее