Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-386/2014 ~ М-358/2014 от 31.07.2014

                                    

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 августа 2014 года                            город Обоянь

    Обоянский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Ковалевой Е.С.,

при секретаре ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> в интересах ФИО4, ФИО1, ФИО14 ФИО2, ФИО5, ФИО3 и ФИО6 к администрации <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности предоставить жилое помещение во внеочередном порядке,

у с т а н о в и л :

    <адрес> обратился в суд в интересах ФИО4, ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО3 и ФИО6 с иском к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившееся в непредоставлении указанным лицам во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, обязав предоставить во внеочередном порядке такое жилое помещение.

    Свои требования мотивировал тем, что ФИО4, ее отец ФИО5, ее мать ФИО3 и брат отца ФИО6, проживают и являются долевыми собственниками <адрес>. Также с ними зарегистрированы и проживают члены семьи ФИО4 – ее муж ФИО1 и ФИО15 ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В соответствии с заключением межведомственной комиссии администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> признан аварийным, не соответствующим строительным, санитарным и пожарным нормам для дальнейшего постоянного проживания. Семья ФИО4 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО3 и ФИО6 приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Учитывая, что указанные лица наделены правом на внеочередное предоставление жилья по договору социального найма с 2012 года, однако, до настоящего времени администрация <адрес> никаких мер к переселению их из ветхого и аварийного жилья, и к предоставлению жилого помещения, не предпринимает, то такое бездействие ответчика является незаконным.

    В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> ФИО10 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Указал, что основанием для обращения прокурора с данным иском в интересах указанных граждан, послужило обращение в прокуратуру <адрес> ФИО4 с заявлением об оказании ей помощи по защите нарушенных прав в сфере обеспечения права на жилище в муниципальном жилищном фонде. Просил признать бездействие администрации <адрес> незаконным и обязать предоставить ФИО4, ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО3 и ФИО6 во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение применительно к условиям <адрес>, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным законом требованиям и находящееся в границах <адрес>.

    ФИО4, ФИО5 и ФИО6 поддержали исковые требования, заявленные в их интересах, и просили их удовлетворить. При этом ФИО4 пояснила, что ею и членами ее семьи предпринимаются все возможные меры к поддержанию дома в состоянии, пригодном для проживания. Однако, их дом, 1917 года постройки, в результате длительной эксплуатации в настоящее время находится в неудовлетворительном техническом состоянии, реконструкции и ремонту не подлежит, в установленном законом порядке признан аварийным, проживать в нем с малолетней дочерью опасно. Их жилье непригодно для проживания, ремонту и реконструкции не подлежит, а другого жилья они не имеют. Поскольку ее семья состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, им должно быть предоставлено жилье на основании договора социального найма, во внеочередном порядке.

    Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО8, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, и пояснила, что со стороны администрации <адрес> бездействия не допущено. Лица, в интересах которых подано заявление, являются собственниками <адрес>, а потому, должны поддерживать свою собственность в надлежащем состоянии. Свободных жилых помещений в реестре муниципальной собственности не имеется. Указала, что МО «<адрес>» принимает участие в адресной программе <адрес> по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 года. Не оспаривала, что жилой <адрес>, где зарегистрирована и проживает ФИО4 с членами семьи, является аварийным и не пригоден для проживания. Установление данного факта явилось основанием для вынесения постановления главой <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и включении в льготную очередь лиц, проживающих в жилых помещениях, непригодных для проживания, и ремонту и реконструкции не подлежащих. В связи с тем, что дом признан аварийным лишь в конце 2012 года, то проживающие в нем граждане не включены в программу по переселению, сформированную до 2017 года. В порядке очередности ФИО11 и ФИО12 будет предоставлено жилое помещение по договору социального найма, согласно следующему списку домов на переселение после 2017 года. Полагала, что все жители <адрес>, состоящие в льготной очереди, имеют равные права на предоставление жилого помещения. Просила в иске отказать в виду его необоснованности и незаконности.

    ФИО1 и ФИО3, в интересах которых подано исковое заявление, в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствии.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

    В силу ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

    Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляет гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, что регламентировано ст.2 ЖК РФ.

    В соответствии с ч.1 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

    Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

    В силу п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, и ремонту или реконструкции не подлежат.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ).

    Пунктом 6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2013 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определено, что обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищный условий, жилыми помещениями в соответствии с законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, относится к вопросам местного значения поселения.

    Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, суду следует проверить, отвечает ли предоставляемое выселяемым гражданам жилое помещение уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан.

ФИО4 обратилась в прокуратуру Обоянского района с заявлением об оказании ей по помощи по защите своих нарушенных жилищных прав, а также прав ее семьи, в том числе несовершеннолетней дочери ФИО2, 2010 года рождения, связанных с обеспечением права на жилище в муниципальном жилищном фонде, что послужило основанием для обращения в суд прокурора с настоящим иском.

    Судом установлено, что собственниками <адрес> являются: ФИО4 - 1/7 доли (на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО5 – 5/21 доли (на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО3 – 2/7 доли (на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ и договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО6 – 1/7 доли (на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии , выданного ДД.ММ.ГГГГ; серии , выданного ДД.ММ.ГГГГ; серии <адрес>, выданного ДД.ММ.ГГГГ; серии , выданного ДД.ММ.ГГГГ, соответственно (л.д.16- 19).

    Помимо указанных лиц, проживающих и зарегистрированных в <адрес>, в данном жилом помещении проживают и зарегистрированы члены семьи ФИО4 – ее муж ФИО1 и дочь ФИО2, что, помимо пояснений сторон подтверждается сведениями, содержащимися в домовой книге, сведениями о регистрации в паспортах.

    По данным технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> (лит.А), представляет из себя двухквартирный дом, 1917 года постройки. Квартира состоит из четырех жилых комнат, площадью 67, 2 кв.м, что следует из данных технического паспорта указанного дома, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Процент износа дома составляет 77%.

Согласно ч.4 ст.15 ЖК РФ определение пригодности жилого помещения для проживания осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

    В свою очередь, постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее Положение), которым предусмотрено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям (п.7 Положения).

    Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

    Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ создана межведомственная комиссия, которой по заявлению жильцов дома ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование жилого помещения – <адрес>, о чем составлен акт обследования помещения и вынесено заключение от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21-22).

    При этом, в распоряжении членов межведомственной комиссии имелось заключение ОБУ «Курскгражданпроект» по результатам проведенного в 2012 году обследования технического состояния строительных конструкций жилого дома по адресу: <адрес>. В результате обследования установлено, что техническое состояние указанной квартиры оценивается как аварийное состояние – категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. В связи со значительным износом основных несущих конструкций здания (70%) и значительных затрат на ремонтно-восстановительные работы капитальный ремонт обследуемого аварийного здания жилого дома производить экономически нецелесообразно.

    По итогам обследования, в том числе, с учетом заключения специалистов о техническом состоянии строительных конструкций дома, комиссия пришла к заключению, что <адрес> в <адрес>, 1917 года постройки, с процентом износа основного строения – 77%, что соответствует требованиям признания жилья аварийным. Техническое состояние строительных конструкций признано ограниченно работоспособным, а само здание аварийным, не соответствующим строительным, санитарным и пожарным нормам для дальнейшего постоянного проживания.

    Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено решение межведомственной комиссии о признании жилого <адрес> непригодным для проживания (л.д.23).

    Таким образом, <адрес> в установленном порядке признана аварийной, ветхой и подлежащей сносу, а <адрес> в <адрес> в установленном порядке включен в список домов, признанных аварийными.

    Сведений о том, что домовладение, в котором проживают лица, в чьих интересах прокурор обратился с иском, пришло в состояние непригодное для проживания в результате умышленных действий собственников не установлено.

    Их право на предоставление жилого помещения в ходе рассмотрения дела ответчиком не оспаривалось.

    Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и включены в льготную очередь лиц, проживающих в жилых помещениях, непригодных для проживания, и ремонту и реконструкции не подлежащих, следующие лица, проживающие по адресу: <адрес>: ФИО4, ее муж ФИО1, ее дочь ФИО2, ее отец ФИО5, ее мать ФИО3 и брат отца ФИО6 (л.д.26-27).

    У указанных лиц право на предоставление жилого помещения в связи с признанием непригодным для проживания их жилого помещения, возникло в 2012 году; проживание граждан в объекте, признанном непригодным для проживания, создает угрозу их жизни и здоровью, однако, до настоящего времени жилым помещением, отвечающим требованиям законодательства о жилье органами местного самоуправления, ФИО4 и члены ее семьи, не обеспечены.

    То обстоятельство, что лица, в чьих интересах подано заявление, являются собственниками жилого помещения, вопреки доводам ответчика, не лишает их права быть обеспеченными жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке

    Для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции предусмотрена возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ), при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения не может исключать такого обеспечения в порядке ст.57 ЖК РФ. Право быть обеспеченным жилым помещением по договору социального найма принадлежит любому гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе собственнику жилого помещения, являющемуся малоимущим.

Следовательно, действующим законодательством не связывается возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных положений закона, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

    Суд находит несостоятельными доводы ответчика о невозможности предоставления жилого помещения во внеочередном порядке, в связи с наличием иных лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по аналогичным основаниям.

Исходя из положений ч.2 ст.57 ЖК РФ, право на внеочередное предоставление жилья не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), а также от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указания на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором проживает семья ФИО11ФИО12, не отвечает предъявляемым к жилым помещениям требованиям, дом имеет значительный износ, что представляет собой опасность для жизни и здоровья проживающих в нем граждан.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

    При таких обстоятельствах, оценивая в совокупности представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию <адрес> обязанности по предоставлению ФИО4 на семью из трех человек, а также трех человек проживающих совместно с ней на данной жилой площади, жилого помещения по договору социального найма, отвечающее санитарным, техническим требованиям, во внеочередном порядке, так как указанные лица приняты органом местного самоуправления на учет в качестве лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения, и у органов местного самоуправления в силу п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ возникла обязанность предоставления им жилого помещения по договору социального найма.

    Жилой <адрес>, в котором находится квартира, принадлежащая и занимаемая ФИО11 и ФИО12, признан непригодным для проживания, при этом органами местного самоуправления каких-либо мер к сносу и расселению граждан принято не было, что свидетельствует о незаконном бездействии со стороны ответчика – администрации <адрес>.

    Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, суду следует проверить, отвечает ли предоставляемое выселяемым гражданам жилое помещение уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан.

    Учитывая, что занимаемое ФИО4 и членами ее семьи мужем ФИО1, дочерью ФИО2, и проживающими с ними отцом ФИО5, матерью ФИО3 и братом отца ФИО6, жилое помещение является четырехкомнатной квартирой, общей площадью 67,2 кв.м, а предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания, другого жилого помещения носит компенсационный характер, и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, у органа местного самоуправления имеется обязанность по предоставлению указанным лицам другого благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке, которое должно быть равнозначно занимаемому.

    Таким образом, требования прокурора <адрес>, заявленные в интересах ФИО4, ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО3 и ФИО6 к администрации <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности предоставить жилое помещение во внеочередном порядке, являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.

    Дополнительного указания на срок предоставления жилого помещения в решении не требуется, поскольку сроки исполнения решения суда установлены ФЗ «Об исполнительном производстве».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

р е ш и л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░4, ░░░1, ░░░16 ░░░2, ░░░5, ░░░3░░░6, - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░4 ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░1, ░░░2, ░░░5, ░░░3░░░6 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 67,2 ░░.░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                ░.░.░░░░░░░░

                                    <░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

2-386/2014 ~ М-358/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Полухина Кристина Владимировна
Михайлов Владимир Александрович
Михайлов Алексей Александрович
Босых Александр Васильевич
Другие
Бобрышева Наталья Викторовна
Суд
Обоянский районный суд Курской области
Судья
Ковалёва Елена Сергеевна
Дело на сайте суда
oboyansky--krs.sudrf.ru
31.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.08.2014Передача материалов судье
05.08.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.08.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.08.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.08.2014Судебное заседание
27.08.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2014Дело оформлено
07.10.2014Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее