гражданское дело № 2-1062/2017
В окончательном виде решение изготовлено 04 августа 2017 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Каменск-Уральский Свердловской области |
31 июля 2017 г. |
Синарский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе председательствующего судьи Доевой З.Б., при секретаре Климовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1062/2017 по иску прокурора г. Каменска-Уральского, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Органу местного самоуправления «Управление образования г. Каменска-Уральского», Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 14» о возложении обязанности,
установил:
прокурор г. Каменска-Уральского, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к ОМС «Управление образования г. Каменска-Уральского» о возложении обязанности в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу выделить МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 14» в необходимом объеме денежные средства для устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, к МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 14» о возложении обязанности в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести автоматическую установку пожарной сигнализации и систему оповещения людей о пожаре в соответствие с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 5.13130-2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования, утвержденному Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175, СП 6.13130-2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности, утвержденному Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 176.
В обоснование требований указано, что прокуратурой г. Каменска-Уральского во исполнение распоряжения прокуратуры Свердловской области от 18.05.2017 № 62-21р проведена проверка исполнения законодательства в сфере организации летнего отдыха детей в 2017 г., в ходе которой сотрудником прокуратуры с привлечением специалиста Отдела надзорной деятельности г. Каменска-Уральского, Каменского городского округа ГУ МЧС России по Свердловской области совершен выезд в МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 14», расположенное по адресу: г. Каменск-Уральский, ул. 2-я Рабочая, 51.
В результате выезда установлено, что МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 14» на основании приказа от 23.05.2017 № 43 осуществляет деятельность по организации летнего отдыха детей, при этом в деятельности образовательного учреждения выявлены факты нарушений законодательства о пожарной безопасности. Так, линии пожарной сигнализации и система оповещения, установленные в образовательном учреждении, не отвечают следующим требованиям пожаростойкости
- не сохраняют работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения функций подразделений пожарной охраны и полной эвакуации людей в безопасную зону;
- соединительные линии, выполненные телефонными кабелями, не удовлетворяют требованиям пункта 13.15.7 СП 5.13130-2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования, утвержденному Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175 и не имеют резервный запас жил и кабелей и клемм соединительных коробок не менее чем по 10%.
Кроме того, указано, что в связи с отсутствием в образовательном учреждении сертификатов на прокладку кабельных линий и электропроводов по пожарной опасности, невозможно определить их показатели пожарной опасности по нераспространению горения и показатель дымообразования, что противоречит требованиям пункта 13.15.9 СП 5.13130-2009, а также пунктам 4.5, 4.7, 4,8 СП 6.13130-2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности, утвержденному Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 176.
Также указано на то, что автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения людей о пожаре выработала срок эксплуатации, заявленный заводом изготовителем, - 10 лет.
Ссылаясь на указанные нарушения, указывая, что функции и полномочия Учредителя образовательного учреждения осуществляет ОМС «Управление образования г. Каменска-Уральского», прокурор обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании помощник прокурора Хабибулина А.З. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Относительно представленной МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 14» документации по электронному аукциону указала, что заявленный перечень работ и материалов в полном объеме устранит выявленные в ходе надзорных мероприятий нарушения.
Представитель ответчика ОМС «Управление образования г. Каменска-Уральского» Терешкина Л.А. против удовлетворения заявленных требований возражала, указав, что Управлением образования на основании дополнительного соглашения № 1 от 04.05.2017 МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 14» перечислены субсидии в сумме 445000 руб., которые в полном объеме или частично могут быть направлены на выполнение предписаний органов государственного контроля, что и было сделано в данном случае. Кроме того, 13.06.2017 Управлением образования в адрес прокуратуры г. Каменска-Уральского направлялась объяснительная по проведению работ по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности. Указала, что 31.07.2017 в 13:50 час. должен состояться аукцион, на который поступило 7 заявок, цена контракта составляет 393579 руб., будет выбран победитель, предложивший наименьшую цену, затем, в течение 14 дней будет заключен контракт и до 14.09.2017 должны быть выполнены все работы. Полагает, что поскольку у прокуратуры на момент подачи иска имелась информации об организации и проведению работ, настоящий иск заявлен безосновательно.
Представитель ответчика МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 14» Березовская О.В. (директор) в судебное заседание не явилась, направила заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования поддержала.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу статей 1, 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности – действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества (статья 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
Статьей 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при условии выполнения в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу частей 2, 7 статьи 82 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону. Горизонтальные и вертикальные каналы для прокладки электрокабелей и проводов в зданиях и сооружениях должны иметь защиту от распространения пожара. В местах прохождения кабельных каналов, коробов, кабелей и проводов через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости должны быть предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций.
В соответствии с пунктом 13.15.7. СП 5.13130-2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования, утвержденному Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175, пожаростойкость проводов и кабелей, подключаемых к различным компонентам систем пожарной автоматики должна быть не меньше времени выполнения задач этими компонентами для конкретного места установки.
На основании пункта 13.15.9. СП 5.13130-2009 соединительные линии, выполненные телефонными и контрольными кабелями, удовлетворяющими требованиям п. 13.15.7, должны иметь резервный запас жил кабелей и клемм соединительных коробок не менее чем по 10%.
СП 6.13130-2009, на который ссылается прокурор в своем исковом заявлении, утратил силу с 25.02.2013 в связи с утверждением и введением в действие нового Свода правил 6.13130-2013. Вместе с тем, в СП 6.13130-2013 содержаться аналогичные требования к соблюдению пожарной безопасности.
В силу пункта 4.8 СП 6.13130-2013 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности, утвержденному Приказом МЧС России от 21.02.2013 № 115, кабельные линии и электропроводка, систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону.
Питание электроприемников СПЗ должно осуществляться от панели противопожарных устройств (панель ППУ), которая питается от вводной панели вводно-распределительного устройства (ВРУ) с устройством автоматического включения резерва (АВР) или от главного распределительного щита (ГРЩ) с устройством АВР. Панели ППУ и АВР должны иметь боковые стенки для противопожарной защиты, установленной в них аппаратуры. Толщина стенок должна устанавливаться в конструкторской документации и технических условиях на панели конкретных типов. Фасадная часть панели ППУ должна иметь отличительную окраску (красную) (пункт 4.10 СП 6.13130-2013).
Для электроприемников автоматических установок пожаротушения I категории надежности электроснабжения, имеющих автоматически включаемый технологический резерв (при наличии одного рабочего и одного резервного насосов), устройство АВР не требуется (пункт 4.11 СП 6.13130-2013).
Согласно частям 6, 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Положением об ОМС «Управление образование г. Каменска-Уральского», утвержденным Решением Городской Думы г. Каменска-Уральского от 18.06.2014 № 306, ОМС «Управление образование г. Каменска-Уральского» является органом местного самоуправления МО г. Каменск-Уральский, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере образования, и осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительного образования детей, и муниципальных учреждений, осуществляющих бухгалтерское, экономическое, методическое или хозяйственное обслуживание указанных учреждений, психолого-медико-социального сопровождение обучающихся.
В силу пункта 2.2 указанного Положения Управление образования осуществляет, в числе прочих, следующие полномочия:
создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных учреждениях (подпункт 3);
обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий (подпункт 5);
организация отдыха детей в каникулярное время (продпункт 7);
осуществление правомочий собственника имущества, закрепленного за муниципальными учреждениями, в пределах своих полномочий, установленных действующим законодательством и муниципальными нормативными правовыми актами города Каменска-Уральского (подпункт 20);
формирование и утверждение муниципального задания для муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в отношении которых Управление образования осуществляет функции и полномочия учредителя, в соответствии с предусмотренными их учредительными документами основными видами деятельности (подпункт 26);
утверждение ведомственных перечней муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями (подпункт 27);
определение порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципальных бюджетных и автономных учреждений (подпункт 28);
утверждение планов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных бюджетных учреждений и бюджетных смет казенных учреждений (подпункт 31).
Из материалов дела следует и сторонами при рассмотрении дела не оспаривалось, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства в сфере организации летнего отдыха детей в 2017 г., сотрудником прокуратуры г. Каменска-Уральского с привлечением специалиста Отдела надзорной деятельности г. Каменска-Уральского, Каменского городского округа ГУ МЧС России по Свердловской области установлено, что МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 14» на основании приказа от 23.05.2017 № 43 осуществляет деятельность по организации летнего отдыха детей, при этом в деятельности образовательного учреждения выявлены факты нарушений законодательства о пожарной безопасности – линии пожарной сигнализации и система оповещения, установленные в образовательном учреждении, не отвечают следующим требованиям пожаростойкости
- не сохраняют работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения функций подразделений пожарной охраны и полной эвакуации людей в безопасную зону;
- соединительные линии, выполненные телефонными кабелями, не удовлетворяют требованиям пункта 13.15.7 СП 5.13130-2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования, утвержденному Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175 и не имеют резервный запас жил и кабелей и клемм соединительных коробок не менее чем по 10%.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что в связи с отсутствием в образовательном учреждении сертификатов на прокладку кабельных линий и электропроводов по пожарной опасности, невозможно определить их показатели пожарной опасности по нераспространению горения и показатель дымообразования, что противоречит требованиям пункта 13.15.9 СП 5.13130-2009, а также пунктам 4.5, 4.7, 4,8 СП 6.13130-2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности, утвержденному Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 176 (в настоящее время не действуют, вместе с тем аналогичные требования содержатся в пунктах 4.8, 4.10, 4.11 СП 6.13130-2013).
Также установлено, что автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения людей о пожаре выработала срок эксплуатации, заявленный заводом изготовителем, - 10 лет.
Из материалов дела также следует, что 04.05.2017 между ОМС «Управление образования г. Каменска-Уральского» и МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 14» заключено дополнительное соглашение № 1, согласно которому образовательному учреждению предоставлена субсидия в размере 445000 руб.
В соответствии с приказом МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 14» от 03.07.2017 № 95 в план закупок на 2017 г. внесены следующие изменения – внесена закупка работ по установке автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, стоимость закупки – 393579 руб., планируемый срок окончания работ – сентябрь 2017 г.
Из представленных сведений по электронному аукциону следует, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 393579 руб., дата проведения аукциона – 31.07.2017.
Согласно объяснениям представителя Управления образования, часть денежных средств из предоставленной субсидии в размере 445000 руб. направлена на устранение выявленных в ходе надзорных мероприятий нарушений, 31.07.2017 в 13:50 час. состоится аукцион, на который подано 7 заявок, и тот, кто предложит наименьшую цену от максимальной суммы 393579 руб., будет объявлен победителем. Также представитель Управления образования указала, что в течение 14 дней будет заключен контракт и в течение 30 дней он должен быть исполнен.
При таких обстоятельствах, учитывая, что денежные средства, которые направлены на устранение выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, были выделены ОМС «Управление образования г. Каменска-Уральского» образовательному учреждению 04.05.2017, в настоящее время проводятся мероприятия по проведению аукциона на заключение контракта на проведение необходимых работ, требования прокурора к ОМС «Управление образования г. Каменска-Уральского» не могут быть признаны обоснованными и подлежат отклонению.
Вместе с тем, учитывая, что выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, при том что школа относится к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения (объект с массовым пребыванием людей, несовершеннолетних граждан, в том числе в период организации летнего отдыха) и выполнение противопожарных мероприятий направлено на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременную эвакуацию и спасение людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций, принимая во внимание необходимость соблюдения прав и законных интересов детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем (в том числе в период организации летнего отдыха), суд находит требования прокурора к МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 14» подлежащими удовлетворению.
С учетом положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установленных по делу обстоятельств, суд полагает разумным указанный прокурором срок для исполнения решения суда – 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
При этом, суд не находит оснований для взыскания с МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 14» судебных расходов (в виде государственной пошлины, от которой освобожден истец), учитывая, что о проводимых мероприятиях по устранению выявленных нарушений прокурор был извещен путем направления объяснительной Управления образования от 13.06.2017.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление прокурора г. Каменска-Уральского, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Органу местного самоуправления «Управление образования г. Каменска-Уральского», Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 14» о возложении обязанности удовлетворить частично.
Возложить на Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 14» обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести автоматическую установку пожарной сигнализации и систему оповещения людей о пожаре в здании Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 14», расположенном в Свердловской области, в г. Каменске-Уральском, по ул. 2-я Рабочая, 51, в соответствие с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 5.13130-2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования, утвержденным Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175, СП 6.13130-2013 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности, утвержденным Приказом МЧС России от 21.02.2013 № 115.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей апелляционной жалобы через Синарский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области.
Судья З.Б. Доева